Взгляд на семью с точки зрения иудаизма

Ведическая традиция

Воспитание детей в ведической традиции начинается не с момента рождения, а задолго до зачатия, с воспитания будущих родителей.

В древнем священном писании Шримад-Бхагаватам говорится: «Забота о ребёнке является главным долгом родителей, потому что, если родители будут уделять должное внимание своим детям, все общество будет состоять из благочестивых людей, которые смогут поддерживать мир во всем мире и заботиться о процветании своей страны и всего человеческого рода» (ШБ. 3. 31.5). Другие философы: Бхактиведанта Свами, Свами Шивананда.

Мальчиков и девочек, будущих отцов и матерей, приучали к нравственности, уважению к родителям, ответственности и заботливости, учили жить в безусловной любви, в гармонии на всех уровнях.

К зачатию ребенка в ведической традиции относились со всей ответственностью: супруги как минимум за год проходили очищение физически и ментально, с помощью астролога выбирали благоприятный день для зачатия. Сам процесс зачатия происходил в чистом месте, в благоприятное время, в возвышенном состоянии сознания, в пространстве любви. Беременность проходила в благости: женщина проводила её дома в атмосфере спокойствия, умиротворения. Сразу после рождения ребенку давали грудь и не уносили его от матери. Малыша кормили грудью максимальное время.

Известный древний мудрец Чанакья утверждал, что к ребенку до пяти лет относятся как к царю, его не наказывают, потому что в этот период формируется базовое доверие, формируется психика и тип нервной деятельности ребенка. В это время нужно как можно чаще брать ребенка на руки, на колени - в общем, сделать все, чтобы он чувствовал постоянную любовь и заботу родителей.

Но с пяти лет и до пятнадцати, говорил Чанакья, нужно использовать «палку для воспитания» (это относится только к мальчикам, девочек никогда не били). Нужно проявлять строгость в воспитании, что способствует формированию у ребенка определенной системы моральных ценностей. Но после 15 лет нужно относиться к нему, как к другу, и прекратить наказывать и контролировать, так как со стороны подростка это будет восприниматься как унижение. Если упустить возможность для воспитания, которая существует с 5 до 15 лет, потом уже будет поздно воспитывать, тогда ребёнок уже сам начнет воспитывать своих родителей.

В ведической традиции считается, что мальчиков должен воспитывать отец, а девочек – мать.

«Для жен не существует отдельно жертвоприношения, обета, поста; в какой мере она повинуется мужу в такой же она прославляется на небе» (Законы Ману.5.155).

Христианство

По слову святителя Иоанна Златоуста, брак стал для христиан «таинством любви», в котором участвуют супруги, их дети и Сам Господь. Совершение этого таинственного союза любви возможно лишь в духе христианской веры, в подвиге добровольного и жертвенного служения друг другу.

Особая роль семьи - «домашней церкви» в христианской культуре (Рим. 16,4; Флм. 1,2)- заключается в исполнении исконной функции -духовно-нравственном воспитании детей. По учению Церкви «чадородие» (имеющее в виду не только рождение, но и воспитание детей) является спасительным для родителей. Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и «приумножать», содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни.

Только семья может воспитать семьянина: по мудрому слову И. А. Ильина, добрая семья дарит человеку «два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух:

- первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту;

- и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение».

Эти родительские образы философ называет источниками духовной любви и духовной веры человека.

Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления.

Взгляд на семью с точки зрения иудаизма

Тора говорит, что первая женщина была создана как существо независимое, того же уровня, что и мужчина, она была дана в «помощь ему, стоящему напротив», и ее судьба уже была переплетена с его судьбой.

 

Задача мужа и жены - помочь друг другу исполнить роли мужчины и женщины и максимально реализоваться в этих ролях. Задача нелегкая, особенно на первых этапах совместного пути, когда только идет взаимная «притирка». Чтобы преодолеть этот путь, надо научиться принимать и смиряться.

В понимании иудаизма семья не является и никогда не была продуктом только человеческого интеллекта. Прежде всего она - Божественное провидение, следовательно, в спектакле под названием «Институт семьи» мы играем те роли, которые подарил нам Творец.

В то же время в иудаизме существуют определенные правила и ограничения в семейной жизни, выполнение которых позволяют человеку не быть в абсолютной зависимости от данной ему роли, не раствориться в ней, сохранить свою индивидуальность.

В иудаизме существует понятие духовной чистоты. Готовность строить свою жизнь в соответствии с ней является одним из важнейших критериев создания еврейской семьи. Будут ли будущие супруги соблюдать кашрут, шаббат, будет ли жена достаточно скромно выглядеть - утвердительные ответы на эти и многие другие вопросы, затрагивающие основы еврейского образа жизни, становятся и фундаментом новой семьи.

Процесс воспитания начинается еще во время беременности. В это время желательно, чтобы женщина погрузилась в атмосферу гармонии, окружала себя цветами, слушала красивую музыку - все это благотворно влияет на будущего ребенка. Женщина в этот период уподобляется ковчегу, оберегающему скрижали. В быту это проявляется в еще большей скромности в одежде и поведении, в предельно лаконичном общении с мужем.

На первом этапе жизни ребенка мы прежде всего общаемся с его душой, которая, согласно традиции, не «сжимается» внутри тела, а просвечивает сквозь него. Достичь этого можно созданием атмосферы максимальной чистоты. В комнате малыша должны быть портреты мудрецов, молитвенники, книги Торы, должны звучать еврейские мелодии, и лучше, чтобы их напевала мама. Именно на маме лежит ответственность за эмоциональное состояние ребенка на первых порах его жизни.

Второй этап развития наступает в три года. Для мальчика он сопровождается первой стрижкой. Раньше из-за боязни нарушить тончайший баланс между душой и неокрепшим телом этого делать было нельзя (так же и в ведической традиции). Кроме того, его сознание уже подготовлено для восприятия мысли о глубоком духовном содержании этого ритуала. В три года на мальчика надевают кипу - символ того, что над ним существует Высшая сила, и цицит - напоминание о заповедях, которые следует исполнять. Его настраивают на то, что он - с радостью и благодарностью - должен произносить благословение на еду.

Девочка в три года скромным стилем своей одежды начинает больше походить на маму, зажигает свои первые субботние свечи. В этом тоже таится глубочайший смысл: она как бы освещает часть того пути, по которому ей предстоит пройти самостоятельно. Период до бар-мицвы у мальчиков и бат-мицвы у девочек характерен тем, что они постепенно, с помощью старших, наращивают навыки к учебе. Идет изучение Торы и языка, на котором она изложена, запоминаются молитвы. Надо сказать, что в среде приверженцев некоторых направлений иудаизма общеобразовательные дисциплины в этот период отступают на второй план.

Третий этап приходит с наступлением тринадцати лет у мальчиков и двенадцати у девочек. Тора считает этот возраст совершеннолетием, и, значит, отныне молодые люди способны и должны отвечать за свои поступки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: