Название кружка «Я и современный мир»
Раздел «Духовная жизнь общества»
3. Занятие №2: Тема « Народная, массовая и элитарная культуры »
Ожидаемые результаты.
В результате занятия учащиеся смогут
- повысить интерес к народной культуре;
- расширять знания обучающихся о русской народной культуре;
Ход урока:
Ведущий: На прошлом занятии вы познакомились с видами культуры, чтобы закрепить свои знания ответьте на вопросы интеллектуальной викторины. Отвечая на вопросы, вы приобщитесь к истории России, вспомните традициями народов нашей страны. Ответы присылайте на электронную почту n.schlykovanata@yandex.ru.
Интеллектуальная викторина
«Что вы знаете о русской народной культуре?»
1. «Переведите» пословицу, поговорку на русский язык:
|
|
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идет быстрее» (англ.)
«Красота сердца дороже красоты лица» (япон.)
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.)
«Бежал от дождя, попал под ливень» (араб.)
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.)
«Где нет фруктов, свекла за апельсин сойдет» (иран.)
«Молчаливый рот – золотой рот» (нем.)
«Разговорами риса не сваришь» (кит.)
Мы знаем много поговорок, но это они в наше время стали поговорками, так как вторая часть забыта нами. Сейчас нужно вспомнить вторую часть пословицы.
«Молодо – зелено…»
«Вольному – воля …»
«Голод - не тетка …»
«Знай наших, …».
«На чужой каравай рот не разевай …».
«По Сеньке шапка …».
«Попытка не пытка …».
«Рука руку моет …».
«Язык мой – враг мой …».
«Деньги счет любят …».
3. Из представленных названий танцев уберите нерусский танец:
барыня, трепак, мазурка; вальс, крыжачок, перепляс, кадриль; казачок, полька, венгерка.
4. Из представленных песен выберите русские народные:
«Позарастали стежки-дорожки»,
«Миленький ты мой»,
«Огней так много золотых»
«Ой, мороз, мороз»,
«Шумел камыш»,
«Окрасился месяц багрянцем»
«Тонкая рябина»
«Одинокая бродит гармонь»
«Не уходи, побудь со мною»
«Вот кто-то с горочки спустился»
«Живет моя отрада»
«Степь да степь кругом»
«Вдоль по улице метелица метет»
«Отцвели уж давно хризантемы в саду»
5. Что означают эти народные приметы:
Не ешь с ножа.
Нельзя подавать другому соль из рук.
Чтобы не поссориться, подавая соль…
Нельзя давать другому булавку.
Выходить куда-либо в дождь…
Локоть чешется.
Прищемить одежду в дверях.
|
|
Конкурс «Кроссворд»
По горизонтали:
1. Словесное упражнение на быстрое произнесение фонетически сложных фраз.
2. Жанр детского фольклора, используемый для распределения ролей в предстоящей игре.
3. Краткое изречение, поучение в виде притчи, иносказанья или житейского приговора.
4. Насмешливая рифмованная прибаутка.
5. Обрядовая песня, которая исполняется в ночь под Рождество.
По вертикали:
1. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического или бытового характера.
2. Оборот речи, образное выражение, метко определяющее какое-либо явление.
3. Песня, исполняемая при укачивании ребенка.
4. Замысловатый вопрос, выражаемый обычно в форме метафоры.
Заморочки из бочки»
ВОПРОСЫ:
• Для чего создавались изделия русских народных промыслов?
• Что обозначает слово "керамика"? Что вы знаете об этом виде художественных изделий?
• Какие художественные изделия из дерева были распространены на Руси?
• Какой основной рисунок в хохломской росписи?
• Как называются гончарные изделия и игрушки, сделанные из белой глины и расписанные в голубовато-синей гамме?
• Каковы основные сюжеты городецкой росписи?