Вг. 28 мая. Литература. Занятие № 86. По расписанию № 2

 

 

Сегодня на занятии мы:

– Поговорим о творчестве Николая Алексеевича Некрасова.

– Обозначим основные мотивы лирики этого поэта.

– Узнаем, в чём проявляется новаторство поэзии Некрасова.

Николая Алексеевича Некрасова называют одним из величайших поэтов XIX века.

И одновременно одним из самых спорных лириков этого времени. Вот так метафорично отзывался о поэзии Некрасова Виссарион Григорьевич Белинский: «Что за талант у этого человека! И что за топор его талант!»

«Любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором есть жизнь и сила», – вторил Белинскому Николай Добролюбов.Николай Чернышевский называл Некрасова «гениальнейшим и благороднейшим из всех русских поэтов». А Фёдор Михайлович Достоевский поставил Некрасова в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым.

Но звучали и совершенно противоположные оценки творчества Некрасова. Например, Иван Сергеевич Тургенев писал, что в стихах Некрасова поэзии «нет ни на грош» и поэтому «имя господина Некрасова покроется забвением». Критик Николай Страхов обвинял Некрасова в деланности эффектов и отсутствии поэтического такта. Другой критик, Максим Антонович, утверждал, что в поэзии Некрасова нет лирики и вдохновения, что Некрасов «творил холодно, обдуманно и строго сознательно».

В этих противоречивых оценках отражается борьба двух направлений литературной критики. Похвалы принадлежат критикам реального направления, которые считали, что искусство должно служить интересам общества. А ругали творчество Некрасова критики эстетического направления, которые отстаивали теорию «чистого искусства», независимого от общественных волнений.

Позиция самого Николая Алексеевича Некрасова прослеживается в его гражданской лирике. Особенно в стихах о назначении поэта и поэзии. Наверное, все помнят эти знаменитые строки из стихотворения «Поэт и гражданин»:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

В этом стихотворении ведётся спор между Поэтом и Гражданином о судьбе и предназначении искусства. Кто же побеждает в этом споре, Гражданин с активной жизненной позицией или Поэт, пассивный сторонник теории «чистого искусства»? Правда на стороне Гражданина, потому что в финале стихотворения Поэт признаётся:

Под игом лет душа погнулась,

Остыла ко всему она,

И Муза вовсе отвернулась,

Презренья горького полна.

Теперь напрасно к ней взываю –

Увы! Сокрылась навсегда.

Фактически, перестав быть гражданином, поэт лишился вдохновения.

Отказ от восприятия поэзии как «чистого искусства» мы видим и в стихотворении «Элегия»:

Толпе напоминать, что бедствует народ,

В то время, как она ликует и поёт,

К народу возбуждать вниманье сильных мира –

Чему достойнее служить могла бы лира?...

Социальная направленность стихотворений требовала нового подхода к поэзии. Ведь если стихи о бедах и унижениях простого народа писать безупречным высоким стилем, они покажутся фальшивыми. Некрасов использовал в поэзии методы критического реализма. Героями его стихотворений стали обычные люди, типичные для своей социальной среды и времени: крестьяне, солдаты, чиновники, детвора.

Более того, поэт наполнил новым содержанием старые жанры. Например, элегия – это лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.

При этом стихотворение «Элегия» у Некрасова затрагивает проблемы социально-исторического плана, а именно результаты крестьянской реформы.

«Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

Поэт привносит в сентиментальный жанр социальную тему, а интимным переживанием становится не печаль о былых потерях или любовь к женщине, а любовь к народу:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

Для поэзии Некрасова также характерно смешение высоких стихотворных жанров с жанрами бульварной прессы, например, оды и фельетона. Особенно ярко такое смешение жанров проявляется в сатирах Некрасова. И здесь поэт тоже выступает новатором. До него в сатирах поэт высмеивал, изобличал и карал, глядя на объект своего негодования сверху вниз. Вот, к примеру, строки из сатиры Рылеева «К временщику»:

Ты на меня взирать с презрением дерзаешь

И в грозном взоре мне свой ярый гнев являешь!

Твоим вниманием не дорожу, подлец;

Из уст твоих хула — достойных хвал венец!

В сатирических стихах Н. А. Некрасов не поднимается над обличаемым героем, а старается приблизиться к нему и заострить его черты. Таким образом его герои сами себя разоблачают и обличают.

Примером такого саморазоблачения послужит герой стихотворения «Нравственный человек», ставший причиной позора и смерти жены, дочери, своего повара-крестьянина, друга. Каждую трагическую строфу герой-рассказчик заканчивает словами:

Живя согласно с строгою моралью,

Я никому не сделал в жизни зла.

Искренняя уверенность героя в своей правоте делает его образ чудовищным. Поэт не клеймит негодяя, а раскрывает его внутренний мир.

Про Некрасова говорили, что по своей сути он был горожанином. «Некрасов никогда не может воздержаться от роли просвещённого, тонко развитого петербургского чиновника и журналиста, и, так или иначе, но всегда выкажет своё превосходство над тёмным людом, которому сочувствует», – упрекал поэта критик Страхов.

Страхову не нравился реализм, с которым Некрасов показывал крестьянскую жизнь во всех её проявлениях, не избегая самых тёмных сторон.

Действительно Николай Алексеевич Некрасов по-новому создаёт образ крестьянина в лирике. К теме русского крестьянства обращались и другие поэты, такие как Алексей Кольцов или Алексей Толстой. Но до Некрасова лирики создавали обобщённый былинно-песенный образ земледельца. Некрасов же сосредоточил внимание на личности крестьянина, его судьбе и индивидуальности. Поэт создал целую галерею крестьянских образов. Это и труженики, и пьяницы, и праведники, и хитрецы, и простаки, взрослые не по годам крестьянские дети.

Некрасов обогатил русскую поэзию живой народной речью. Поэт использовал фольклорные элементы, пословицы, поговорки и речевые обороты простого народа. В его стихах поэтическая лексика сочетается с просторечиями, а ораторские приёмы с пародийно-сатирическим стилем.

Николая Алексеевича Некрасова считают прежде всего гражданским поэтом, но гражданской лирикой его творчество не исчерпывается.

 

Лирическая поэзия не может существовать без темы любви. Некрасов обращается к ней по-новому, проявляя своё оригинальное художественное видение. Его стихотворения, наполненные душевными переживаниями, сомнениями и чувствами, жизненны, в них не происходит идеализации любви.

В 26 лет литератор стал посещать литературный салон жены Ивана Панаева Авдотьи Панаевой.

Это была женщина удивительной красоты и ума, художественно одарённая и глубокая натура. От любви к Авдотье Панаевой сходила с ума едва ли не половина светского Петербурга. Среди безнадёжно влюблённых был и Фёдор Михайлович Достоевский. Панаева писала повести и рассказы, которые публиковала под псевдонимом Н. Н. Станицкий.

Некрасову стоило большого труда добиться взаимности, но в итоге с Авдотьей Панаевой они прожили 16 лет и написали в соавторстве два приключенческих романа. Скандальность ситуации была в том, что жили они в доме Ивана Панаева, с которым Некрасов издавал «Современник». Отношения влюблённых во многом были мучительными, их дети умерли в младенчестве. Авдотье Панаевой посвящён знаменитый «панаевский» цикл любовной лирики Некрасова.

После мучительного разрыва с Авдотьей Панаевой у Некрасова был недолгий роман с французской актрисой Селиной Лефрен.

В 48 лет Некрасов встретил свою будущую жену, необразованную деревенскую девушку Фёклу Анисимовну Викторову. Он нанял для неё учителей, посещал с ней театры и выставки, даже придумал новое имя – Зинаида Николаевна. Узаконил свои отношения с девушкой только перед смертью. Ни француженка, ни русская крестьянка не смогли заставить забыть его об Авдотье Панаевой.

Когда говорят о любовной лирике Некрасова, прежде всего вспоминают знаменитый «панаевский цикл» стихотворений, посвящённый возлюбленной поэта Авдотье Панаевой. Этот цикл создавался в течение 15 лет, пока длился их роман. Панаевский цикл состоит почти из двадцати стихотворений, в которых отражены все переживания поэта. «Панаевский цикл» биографичен. Исследователи отмечают его романную форму. То есть стихотворения цикла составляют единый сюжет, в котором проследить развитие отношений двух героев.

В чём особенности некрасовской любовной лирики? Обычно в любовной лирике один герой. Это либо сам поэт со своими переживаниями, либо образ его возлюбленной. В «панаевском цикле» два равнозначных характера, которые ведут диалог. Рядом с любящим лирическим героем появляется образ своенравной, независимой героини, поэтому отношения героев в любовной лирике Некрасова сложные, а моменты духовной близости сменяются трагическим разладом. Высокий подъём духа сменяется «прозой в любви», бытовыми ссорами.

Мы с тобой бестолковые люди:

Что минута, то вспышка готова!

Любовь в поэзии Некрасова – разрушительная сила, заставляющая страдать и мужчину, и женщину:

Тяжелый крест достался ей на долю:

Страдай, молчи, притворствуй и не плачь;

Кому и страсть, и молодость, и волю –

Всё отдала, – тот стал её палач!

В любовной лирике Некрасова личные драмы героев часто являются продолжением социальных драм. Счастьюгероевмешает разница в социальном положении, уровне образования и так далее. Например, один из главных мотивов «панаевского цикла» – это мотив бунта против общества, которое порицает любовь лирических героев.

Когда горит в твоей крови

Огонь действительной любви,

Когда ты сознаёшь глубоко

Свои законные права, –

Верь: не убьет тебя молва

Своею клеветой жестокой!

В стихотворении «Тройка» мечты девушки о любви и счастье неизбежно будут разбиты жестокими реалиями судьбы русской крестьянки:

От работы и черной и трудной

Отцветёшь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный,

Будешь нянчить, работать и есть.

Образ страдающей женщины – один из центральных образов поэзии Некрасова. Это и образ возлюбленной из «панаевского цикла», и образ страдалицы-матери, и крестьянская девушка из стихотворения «Тройка», и жена ямщика из стихотворения «В дороге», и даже Муза поэта, которая предстаёт в образе страдающей крестьянки.

Крупнейший исследователь творчества Некрасова Корней Иванович Чуковский заметил, что Некрасов сосредоточен на тёмных, тяжёлых, сторонах жизни, несовершенстве мира. Некрасов – поэт трагический. Фёдор Михайлович Достоевский говорил, что Некрасов «любил всех тех, кто страдал от насилья».

Особое место в творчестве Некрасова занимает так называемая покаянная лирика. К ней относятся стихотворения «Умру я скоро», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко презираю себя...».

Умру я скоро. Жалкое наследство,

О родина! Оставлю я тебе.

Покаянная лирика отражает мучительный разлад с самим собой, противоречия, терзающие душу поэта. Особое место в этих стихотворениях занимает тема нравственного идеала, которому должен, но не смог соответствовать поэт.

Но, жизнь любя, к ее минутным благам

Прикованный привычкой и средой,

Я к цели шел колеблющимся шагом,

Я для неё не жертвовал собой.

Кого же поэт считал нравственным идеалом? Рано угасших Добролюбова и Белинского, памяти которых он посвятил стихи. Своего друга-разночинца Николая Чернышевского, который 20 лет провёл в ссылке за свои убеждения.

Николай Алексеевич Некрасов был строг к себе, оценивая свои жизненные итоги. Но потомки его знают как одного из самых влиятельных деятелей культуры девятнадцатого века и поэта, изменившего русскую поэзию и литературу.

Писатель, критик и первый нарком просвещения советской России Анатолий Васильевич Луначарский писал о таланте Некрасова:

«Не принижая ни на минуту ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных, но прекрасных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и других писателей, мы все же говорим: нет в русской литературе, во всей литературе нашей такого человека, перед которым мы с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова».

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Просмотреть видеоуроки.

2. Выразительно читать стихотворения Н.А.Некрасова.

3. Учить по учебнику с. 261-293.

4. Выполнить тренировочные упражнения к видеоурокам (работа с тренажером с целью САМОКОНТРОЛЯ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: