Ситуационные задачи к ПЗ 3 по теме «СПЭ

 

Подэкспертный М., в возрасте 32 лет, обвиняемый в применении насилия, опасного для жизни и здоровья, в отношении представителей власти. Из анамнеза известно, что наследственность психическими заболеваниями не отягощена. Родился старшим из двух детей в семье рабочих. Посещал детские дошкольные учреждения, где адаптировался хорошо. Обучение в общеобразовательной школе начал с 7 лет. По показаниям отца, с детства подэкспертный развивался нормальным ребенком, занимался рукопашным боем, легкой атлетикой, имеет 2-й юношеский разряд. Увлекался радиоэлектроникой, коллекционированием марок и старинных монет, писал стихи. В основном получал хорошие и удовлетворительные оценки. В 2003 г. окончил технический университет, получил специальность инженера-электрика. В том же году вступил в брак, имеет дочь 2004 г. р. По словам подэкспертного, первое время семейная жизнь складывалась хорошо. Отношения с женой были ровными. С июля 2004 г. работал в должности инженера, затем на заводе – электромонтером 5-го разряда, был уволен по собственному желанию. С 2006 г. Официально нигде не работал, подрабатывал электриком. Со слов подэкспертного, у жены появился другой мужчина, он видел ее переписку с ним по электронной почте. В 2009 г.

Брак был расторгнут по инициативе жены. Дочь осталась проживать с бывшей женой. По показаниям отца М., после развода он стал вести себя “несколько странно”, со всеми спорил, постоянно что-то доказывал, не хотел слушать родителей, конфликтовал из-за нежелания устраиваться “на нормальную работу”.

 В характере у подэкспертного появилась какая-то агрессия, он часто пытался всем доказать свою правоту, стал писать жалобы в различные инстанции, конфликтовать с представителями власти, сотрудниками правоохранительных органов. Он был очень раним по поводу различных несправедливостей, мог делать замечания окружающим. В апреле 2009 г. М. вступил в конфликт с милиционером из-за того, что не хотел платить за полиэтиленовый пакет в магазине. Настаивал на соблюдении закона, упоминал, что нарушаются права потребителей. Родители его успокаивали, однако он ничего не хотел слушать, ходил в милицию, жаловался, ругался с участковым.

 По показаниям адвоката, М. являлся его клиентом, он помогал ему в оформлении документов, касающихся раздела его имущества с бывшей женой, а также представлял его в правоохранительных органах по поводу конфликтов с сотрудниками милиции. Во время общения с ним М. был всегда взволнован. Из показаний отца, в 2010 г. М. решил купить себе травматическое оружие “ОСА” “для самообороны”. В течение полутора месяцев до правонарушения стал носить с собой кухонный нож. Объяснял, что этим ножом зачищает провода.

Из показаний знакомого известно, что он познакомился с М. около двух месяцев назад, последние две недели М. проживал у него, ремонтировал электропроводку. М. очень ревностно относился к соблюдению своих прав, постоянно говорил об их нарушении, имел претензии к различным представителям власти. По оценке свидетеля, подэкспертный очень любит судиться, составлять различные документы, стремится различными 22 способами защищать свои права. М. “буквально зациклен” на различных тяжбах, защите своих и чужих прав, хочет заботиться о малолетней дочери. Он агрессивный, легко выходит из себя, очень активно спорит по различным вопросам; импульсивный, но “в рамках человеческих отношений”, “странный”. Подэкспертный говорил свидетелю, что ранее у него были конфликты с сотрудниками милиции, с его слов, милиционеры всегда превышали свои полномочия, однажды милиционер применил к нему электрошок. Он хотел добиться выплаты компенсации за причиненный вред.

 

Вопрос. Укажите, какие личностные особенности выявляются у обвиняемого? Какое влияние на поведение они оказывали в момент совершения противоправного деяния? Обоснуйте свой ответ.

(Критерии оценивания «Отлично» – комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей; полный ответ на вопрос к иллюстративному материалу с теоретическим обоснованием; «Хорошо» – комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы; неполный ответ на вопрос к иллюстративному материалу, неполное раскрытие междисциплинарных связей; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога; «Удовлетворительно» – затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, в том числе на вопрос к иллюстративному материалу, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий в соответствии с ситуацией, возможен при наводящих вопросах педагога, «Неудовлетворительно» – неверная оценка ситуации; неправильный ответ на вопрос к иллюстративному материалу; неправильно сформулированная экспертная оценка.)

 

 «СПЭ аффекта». Дайте определение понятиям: аффект, эмоциональная реакция, фрустрация, эмоциональное напряжение, психотравмирующая ситуация, физиологический аффект, кумулятивный аффект, патологический аффект.

 Эталон ответов: Аффект - эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов. Эмоциональная реакция – ответная реакции индивидуума на раздражители внешней среды. Эмоциональное напряжение – состояние чрезмерной мобилизации ресурсов человека. Психотравмирующая ситуация – это длительная ситуация, складывающая в результате повторения негативного воздействия на психику лица, при условии аккумуляции отрицательных эмоций. Фрустрация - негативное психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей. Физиологический аффект - это не выходящее за пределы нормы (т.е. не болезненное) эмоциональное состояние, представляющее собой кратковременную, стремительно и 23 бурно протекающую эмоциональную реакцию взрывного характера, сопровождающуюся резким, но не психотическим, изменением психической деятельности. Кумулятивный аффект – эмоциональный процесс, возникающий вследствие длительной психотравмирующей ситуации, в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего. Патологический аффект – это особое состояние, характеризующееся временным помрачением и/или сумеречностью сознания, в котором человек не в состоянии осознавать себя и контролировать свои поступки в полной мере.

1.Назовите основные этапы развития судебно-психологической экспертизы в России. 2.Укажите права и обязанности эксперта-психолога при производстве судебно-психологической экспертизы и комплексных с нею видов. 3.Назовите формы применения специальных психологических познаний в судебной практике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: