Тема: Изучение конструкции контроллеров и их ремонта

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Цель: Изучить устройство и ремонт контроллера.

Контроллером (управляющее устройство) называют аппарат, при помощи которого осуществляют пуск, регулирование скорости, реверсирование и остановку двигателей постоянного или переменного тока. Контроллер представляет собой многоступенчатое контактное переключающее устройство.

Контроллеры бывают трех типов:

• барабанные,

• кулачковые

• плоские.

Наибольшее применение в промышленности и электротранспорте получили барабанные и кулачковые контроллеры.

Барабанный контроллер применяют для управления электродвигателями мощностью до 60 кВт. Основной его частью является маховичный штурвал (рукоятка) с валом, на котором укреплены сегменты и траверса с контактными пальцами.

Вся контактная система закрыта металлическим кожухом и управляется с помощью рукоятки.

Преимущества и недостатки разных типов контроллеров

Барабанные контроллеры

Вследствие малой износостойкости контактов допустимое число включений контроллера в час превышает 240. При этом мощность запускаемого двигателя приходится снижать до 60% номинальной, из-за чего такие контроллеры применяются при редких включениях. Быстрый износ трущихся поверхностей контактов.

Кулачковые контроллеры.

В контроллере используется перекатывающийся линейный контакт. Благодаря перекатыванию контактов дуга, загорающаяся при размыкании, не воздействует на поверхность контакта, участвующую в проведении тока в полностью включенном состоянии. Малый износ контактов позволяет увеличить число включений в час до 600 при продолжительности включения 60%.

Конструкция контроллера имеет следующую особенность: выключение происходит за счет выступа кулачка, а включение за счет силы пружины. Благодаря этому контакты удается развести даже в случае их сваривания.

Кулачковый контроллер.

Рис.1 Контактный элемент барабанного контроллера.

На валу 1 укреплён сегментодержатель 2 с подвижным контактом в виде сегмента 3. Сегментодержатель изолирован от вала изоляцией 4. Неподвижный контакт 5 расположен на изолированной рейке 6. При вращении вала 1 сегмент 3 набегает на неподвижный контакт 5, чем осуществляется замыкание цепи. Необходимое контактное нажатие обеспечивается пружиной 7. Вдоль вала расположено большое число контактных элементов. На одном валу устанавливается ряд таких контактных элементов. Сегментодержатели соседних контактных элементов можно соединять между собой в различных необходимых комбинациях. Определенная последовательность замыкания различных контактных элементов обеспечивается различной длиной их сегментов.

Рис.2 Схема работы контроллера кулачкового типа:

1 — вал, 2 — пружина, 3,4 — подвижный и неподвижный контакты, 5 — рычаг, 6 — ролик, 7 — кулачок

Внутри корпуса контроллера установлены вращающийся вал с кулачками и система нормально замкнутых контактов. Вал поворачивают с помощью рукоятки, установленной снаружи корпуса.

 Контакты состоят из подвижной и неподвижной частей и закрыты искрогасителями.

 При повороте вала кулачок 7 (рис. 2) своим выступом набегает на ролик 6 и действием тока электромагнит трехполюсного контактора притягивает подвижный якорь. Вследствие этого замыкаются связанные с якорем контакты 2, образующие двукратный разрыв главной цепи в каждой фазе, и блок-контакты 3. Двигатель будет пущен в ход.

 При нажатии кнопки «Стоп» цепь управления размыкается, катушка освобождает якорь, а главные контакты 2 под действием пружин размыкают главную цепь. Двигатель останавливается.

Ремонт контроллеров

При ремонте контроллеров необходимо:

• очистить напильником контактные поверхности.

• проверить состояние контактных и возвратных пружин; ослабленные пружины

 заменяют новыми.

• подтянуть все крепежные детали.

• У кулачковых контроллеров проверить легкость вращения роликов, прочность посадки кулачков на приводном валу, целость гибких связей и прочность их соединений с наконечниками, укрепленными на токопроводах контактных элементов.

• После ремонта контроллер отрегулировать, добиваясь, чтобы во включенном положении контроллера неподвижные контакты плотно и с необходимым усилием прилегали к сегментам, а в отключенном положении между ними создавался зазор не менее 5 — 7 мм. Регулируют контакты ослаблением или подтягиванием гаек, крепящих пружины.

У отремонтированного и отрегулированного контроллера взаимное положение контактов должно соответствовать контроллерной диаграмме, чертеж которой обычно укреплен на внутренней стенке кожуха или крышки контроллера. Собранный и отрегулированный контроллер должен выдерживать не менее 20 циклов включений и отключений без каких-либо признаков разрегулировки или повреждений, препятствующих его нормальной работе.

Контрольные вопросы

1.Что такое контроллер?

2. Его функции.

3.Какие типы знаете?

4.Сделайте сравнительный анализ контроллеров.

Задание.

1. Ответьте на контрольные вопросы.

2. Запишите ремонт контроллеров.

3. Зарисуйте рис. 1 и 2 с нанесением элементов, из которых они состоят.

4. Опишите работу контроллера кулачкового типа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: