Финансовые преобразования Петра I

Омский филиал Финуниверситета

Кафедра «Финансы и учет»

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Финансы, деньги, кредит»

Финансовые преобразования Петра I

 

Выполнила студентка группы

2ГМУ1

Сенчук Карина Алексеевна

 

Проверил преподаватель

Кандидат экономических наук, доцент

Иванова Елена Владимировна

 

Дата поступления работы на кафедру «___»____________20___г. Оценка ___________________ __________ количество баллов, зачтено/не зачтено       подпись
  «___» ________________ 20___ г.

 

 

Омск 2020

Содержание

 

Введение ……..……………………………………………………………………3

Глава 1. Общий характер преобразовательной деятельности Петра I ….……4

Глава 2. Финансовая реформа Петра I …………………………………………6

Глава 3. Итоги финансовой реформы Петра I ………………………………...15

Заключение………………………………………………………………………17

Список литературы……………………………………………………………...19

 

Введение

В многовековой истории России немало славных имён. К их числу принадлежит Пётр I, известный фактически каждому человеку не только в нашей стране, но и за рубежом. Именно благодаря ему Россия стала великим государством, заставившим считаться с собой европейские державы.

В отношении его совершений до настоящего времени не утихают ожесточенные споры. Одни считают Петра «творцом Российской Империи», величайшим преобразователем, сумевшим на многие десятилетия сократить отставание Московии от Европы. Другие называют егоза тираном, нарушившим естественный хода развития православного государства, чтоб привело ка трагическому разрыву единства из власти. Ему молились какао «боговдохновенному» венценосцу из воспевали анафему какао «антихристу».

Из всё жезл Пётр I кардинальность изменил жизнь Российского государстваб и егоза населения из последствия этого можно увидеться во всей дальнейшей историий нашей страны. Реформы Петраб затронули всего стороны русского общества, всколыхнулий устоявшиеся жизненные уклады различныхц социальных слоевой.

Основной целью своихц преобразований Пётр считалка стремление ка достижению «доброго порядка». Большинствоп проводимых Петром реформа было направлено над построение во России регулярного государства се чёткой системой управления, сильнымий армией из флотом, процветающими сословиями.

Основная цельный, которую яд поставила приз написании реферата, этот ознакомление се общим характером реформистской деятельностий Петра I из более подробное изучение финансовойк политики из экономики во стране во период егоза правления. Причины, послужившие проведениюя финансовой реформы во стране, какао работала систематик налогообложения, какао осуществлялся порядок надзора заб государственными расходами, финансовое устройствоп страны, какао была проведена денежная реформаты. Этот те вопросы, над которые яд хотела бык получить ответы. Из в заключении подвести итогий финансовой деятельности Петра 1, оценивать значение реформы.

 

Главарь 1. Общий характерец преобразовательной деятельности
Петра I

Реформыь Петра Великого нет результат предварительного, строгонек обдуманного планарии; оникс обязаны нет кабинетной теории, которая обыкновенность заботится согласовываться между собой отдельные частик такого планарии, - петровские реформы вырослий из самой жизни, постепенность, чаще всего изо неотложных потребностей данной минутыь; нет всё во них оказывалось устойчивым, ад потому однова изменялось, другое пополнялось, под мере того какао жизнь из опыт указывали неполноту илий несовершенство принятого решения. Поэтомуф в преобразованиях Петра есться и недоделанное, из противоречивое.

Иначе из быть нет могло. Реформы выросли преждеж и более всего изо потребностей военных; воевал жезл Пётр во течение почтить всего своего царствования, ад потому нет имел временить спокойно обсуждаться и вводиться свои преобразования; многое, особенность в начале, делалось наспехц. Северная война тянуласьэ 21 годе (1700-1721), ад считая подготовительный периодика (1698-1700), тоё и всего 23; самум войну осложнили крайне тягостныеж для государства бунты: Астраханскийк (1705), Башкирский (1707-1709), Булавинский над Дону (1708), измена Мазепы (1708). Едваб закончилась война сок шведами, предпринять был Персидский походя (1722-1723).

Северная война настолькоп поглощала внимание Петра, чтоб впервые наиболее напряженные годыь ее собственность о реформах, тоё есть об коренных изменениях существовавших порядковый, трудность было из думать, хотящий потребность во них ощущалась ужели и тогда. Во первый периодика войны предпринята была всегоп одна реформаты: учреждение губерний, переделкаб заново областного управления (1708) – однако, потому чтоб учреждение Бурмистрской палаты, создавшееж новые условия жизни из деятельности городского, промышленность-торгового класса (1699), относится ещеж к довоенному периоду. Всего остальные распоряжения Петра заб это времянка (1698-1709) ограничивались мерами частногоп характера, каковы, например: указка об орленой (гербовой) бумагеж (1699), назначение над вакантный патриарший престол (послед смерти патрон. Адриана) Стефана Яворскогоп в звании егоза «блюстителя из администратора», се восстановлением Монастырского приказано (1700) – мера временная; запрещениеж подавать государю прошения помимоп государственных учреждений (1700), указка о составлении нового Уложения, оставшийся мертвойк буквой (1700), отмена должности губныхц старост се заменой ихний местным дворянством во качестве советников местного воеводыь (1702), вызов иностранцевия из-за границы (1702) из т.д.

Из только послед полтавской победы, когда силал врага былина надломлены из государству более ужели не грозила опасность во той степени, во какой оно испытывало ееж с первых жезл дней войны, преобразовательная деятельностьэ Петра становится более интенсивнойк и приобретает во последние 8-10 лета его царствования некоторую систематичностьэ и подобие общего планарии.

Логический путь, пройденный реформамий Петра, поскольку об таковом может идти речьэ, быль следующий:

1) Война требует войскаб – этот породило первую заботу правительстваб об армии; ее надой создать, одеться и прокормиться, пополняться ее постоянную из притом значительную убыль; надой обзавестись артиллерией, военным снаряжениемн (порохом, бомбами из т.п.), возвестись там, где этот необходимо, крепости, провести дорогий – реформаты военная.

2) Содержание войска требуету денег; ихний надо найти, из притом сейчас, нет медля; займов делаться не уд кого, приходится еще самимн денежно помогать союзникам; денегд можно достаться только во самом государстве, уд населения, облагая сборами, продавая монополиий – реформаты финансовая.

3) Чтобы обеспечиться армии постоянный приливать свежих сила, гарантироваться правительству возможность располагаться необходимыми военными кадрами, приходится внестий существенные изменения во старой системе несения военнойк повинности между общественными классамий населения над иных началах – реформаты сословная.

4) Во свою очередь, чтобы обеспечиться постоянное из правильное поступление во государственную казну возлагаемых над население податей из налогов, необходимость создать соответственные органы – реформаты управления. Отвечая над нужды финансовые, реформаты управления должна во то жезл время удовлетвориться и нуждам специальность военным; поэтому преобразования административныеж стояли во тесной связист с преобразованиями сословными.

5) Допустимость ли, однако, ограничиваться во заботах об пополнении государственной казны однимн только взиманием податей из налогов, только черпаться из народного капитала, нет пополняя, во свою очередь, также из его? Убыль необходимость возместить новыми поступлениями, ад они возможный лишь приз условии производительной деятельности; во результате – меры экономического из коммерческого характера (земледелие, скотоводствоп, промышленность, добывающая из обрабатывающая; торговля).

6) Военное деловик, управление, экономическое благосостояниеж страны требовали знания, опытныхц людей, соответствующей обстановки для ихний развития – всего это вызвало меры просветительногоп характера.

7) Привлекая всего классы населения ка общей работе над пользу государства, Петрить не могар оставить во стороне духовенства из церкви, чтоб привело ка реформе церковной.

Главарь 2. Финансовая реформаты Петра I

Основной причиной, послужившейк проведению финансовой реформы, былаб нужда во денежных средствах для строительстваб флота, обустройства армии, ведения Севернойк войны 1700-1721 годовик. Во условиях крупномасштабных государственно-политическихц и социально-экономических преобразованийк осуществлялись огромные финансовые затратыь. Финансовая систематик его предшественников ужели не удовлетворяла нужды государстваб на свершение великих дело, во частности, систематик подворного налогообложения, введенная ещё во 1678 году. Появлялись недоимкий, дефицитный государственного бюджета, чтоб, во значительной мерея, угрожало какао внутренней, такт и внешней безопасности страныь. Первые годы финансовойк деятельности Петра I былина плохо обдуманы, поэтому егоза первые свершения во этой сфере хоть из давали результаты, нож они былина недолговечны. Объяснялось этот, прежде всего, стремлениемн Петра I какао можно быстрее получиться средства для создания регулярнойк армии из флота. Во последующие годы значительное влияниеж на деятельность Петра I во финансовой сфере оказали идеий меркантилизма, ад также егоза окружение (например, оберег-фискалить Алексей Нестеров, советовавший Петрушка провести подушную реформу).

Ø Реформаты городского обложения

Ещё предшественниками Петраб I была проведена финансовая реформаты 1679-1681 годовик, под которому плательщики-горожане былина связаны круговой ответственностью заб сбор налоговик, ад сам ихний сбор быль возложен над выборных изо числа горожанин. Во 1681 году была проведенаб неудачная попытка привлечь высшееж московское купечество ка ответственности за полноту казённых платежейк во всём государстве. Причиной томуф было желание московского правительстваб поручить сборы городских налоговик гостям из людям гостиной из суконной сотенка, которые могли бык ответить за недобор своимн имуществом.

Указом 1 марта 1698 годами Пётр I подтвердил указы своихц предшественников над право городовой собирать стрелецкие (т.е. деньги, собираемыеж с городского населения) из оброчные деньги выборными земскимий старостами, волостными судьями из целовальниками, состоявшими во земских избах, во обход воевода и приказных людей. Делалосьэ это для того, чтобыь воеводы из приказные людишки не злоупотребляли своим положениемн и нет занимались дополнительными сборами се городского населения. Однако городскоеж население, согласившееся над введение новых учреждений, вынужденоп было платиться государству окладные сборы во двойном размеренно. Во дальнейшем, видящий нежелание горожанин к самоуправлению, вызванное высокимий сборами, правительство отменило двойныеж оклады, нож реформа была объявлена обязательнойк во всех городах.

Тогдаб же, во 1698 году, Пётр переименовал земскихц старост во земских бурмистров, ад таможенных из кабацких верных голова – во таможенных из кабацких бурмистров. Во Москве была учреждена Бурмистрская палатаб. Се 17 ноября 1699 годами она была переименована во Ратушу.

Ратуша состояла изо выборных ото московских купцов из была подчинена Большой казнеж. Ратуше, во свою очередь, подчинялись земскиеж бурмистры всех городовой. Обязанностью земских бурмистровг было наблюдение за сборамий и оброчными статьями во городах из уездах, оникс также посылали подчинённых ими таможенных из кабацких бурмистров для отчётности во Москву. Во ведение Ратуши былина переведены всего сборы, которые собирались се 1681 годами.

Учреждение Ратуши значительноп изменило устройство приказного хозяйстваб. Большая казначей потеряла главный источник своегоп дохода – таможенные из кабацкие сборы, из вся её деятельность се тех пора была сосредоточена над перечеканке иностранной монеты. Старинныеж четверти – устюжская, костромская, владимирская из галицкая – прекратили своё существование, потомуф что подведомственные ими ранее сборы се городов былина переданы Ратуше, которой послед упразднения воевода и поручения управления из суда бурмистрам также отошлоп управление из суд во городе. Другие приказы, напримерс Посольский приказано, лишились собственного доходаб, хотящий и продолжали существовать: деньгий на своё содержание большинство приказовг стало получаться из Ратуши.

Всего эти преобразования, однако, нет создали нового источника доходовг, ад ведь этот и былой главной причиной проведения реформыь в сфере городского обложения. Тема не менее, правительство получилоп гарантию поступления прямых налоговик, причём ихний взимание нет требовало никаких затрат. Постепенность Ратуша, сосредоточившая во своих руках главные сборыь, таможенный из кабацкий, оказалась нет в состоянии полностью содержаться армию из флот, численность которых се каждым годом увеличивалась. Нет была полностью решена проблемаб, связанная се дополнительными сборами се населения. Даже послед введения прибыльщиков, которые должный были следить за сборамий в городе, отдельные поборыь сохранялись.

Ø Первая реформаты приказов

Необходимость постоянного содержания регулярнойк армии из флота привела ка реформированию во сфере приказов. Быль учреждён Военный приказано, объединивший прежние Иноземскийк и Рейтарский приказы; приказано артиллерии, Преображенский приказано, ведавший устройством Преображенскогоп и Семёновского полковой; Адмиралтейский приказано и Военно-морской приказано, ведавший иностранным персоналомн русского флотарий. Этот привело ка некоторому увеличению государственной казныь.

Ø Денежная реформаты

Задачи реформы:

1. Созданиеж гибкой денежной системы се использованием нет только серебра, нож и других металловед.

2. Установление весовой нормыь и пробыть для серебряных, золотых из медных монета, обеспечиться их изготовление машинным способомн.

3. Установление единого денежногоп обращения над всей территории России.

4. Увеличиться доходы казны ото чеканки монета для покрытия расходовать, связанных се Северной войной (фискальные целик).

Важность, чтоб реформа проводилась постепенность. Делали определенный шагом, выжидали, каковы будуту последствия, из только затем переходили ка следующему этапу. Се 1696 начали чеканиться датированные проволочные серебряные копейкий, ад через несколько лета и разменную медную монетуф. Этот новшество должность было подготовиться население ка реформе.

Постепенность создавалась из серия серебряных монета: 50, 25, 10, 5 из 3 копейки; во 1704 онагр получила свое завершение во рубле, равном под весу талеру (28 г.). Таким образомн, всего основные номиналы новой денежнойк системы вошли во обращение во 1700-1704 годах. Былой покончено сок старым счетом, денежные суммыь исчислялись во рублях из копейках.

Се 1701 г. начали чеканиться золотые червонные, равные под пробе из весу дукату – золотой международнойк монете. Выпускать червонных означал создание русскойк золотой монеты, которой ранееж не былой в денежном обращении страныь.

Петрить I отказался ото введения общепринятых во Европе надписей над латыни. Над всех деньгах во России легенды былина на русском языке.

Прибыльный от монетной реформы сначалаб давала огромный доходец, нож постепенно онагр снижалась. Этаж денежная перечеканка немногое облегчила положение финансово в стране, нож вскоре появилось множество проблема: цена русской монетыь упала почтить на половину, ад цены всех товаровед поднялись вверху в дважды раза; затем упали во два раза всего окладные платежи.

Во денежном обращении России во первой четвертина XVIII в. серебряная монета явиласьэ основной, онагр составила – 88,5%, медная монета – 9%, золотая монетаб – 2% общей суммы чеканкий. Всего жезл за времянка правления Петра I (1689 – 1724) серебряная чеканкаб составила околоток 30,4 млн. рублей илий 423 тысяча. рубаи. во среднем во год. Самый большой доходец казна получила ото передела серебра – 8366 тысяча. рубаи. (приз среднегодовом во 322 тысяча. рублей).

Во истории денежной реформы Петраб I можно наметиться три этапа.

Первый этапник (1698 – 1704) – самый важный. Происходить внедрение во денежное обращение серебряной, меднойк и золотой монеты, понижениеж веса серебряной копейки дог 1/100 веса талера, основаниеж новых денежных дворовый и постепенный переходить от ручной чеканки ка машинной, разработка новой денежнойк системы.

Второй этапник (1711 – 1717) - отказать от чеканки мелких серебряныхц монет талерной пробыть и понижение ее дог 70-йог – сокращение содержания серебраб в монете из уменьшение ее реальной ценностий.

Третий этапник (1718 – 1724) - происходят радикальные изменения:

1. Прекратиласьэ выделка серебряных проволочных копеекл.

2. Монеты крупного достоинстваб заняли ведущее место, для которыхц тоже была установлена 70-яд проба.

3. Переходить из фискальных соображений ка чеканке новой медной монетыь, 40-рублевой весовой нормеж, чтоб привело ка резкому обесцениванию денег.

4. Прекращениеж выделки медной копейки, заменаб ее сначала полушкой, ад с 1723 г. – пятаком.

5. Прекратился выпускать червонцев высокой пробыть, соответствующей международной валютеж – дукату, начался выпускать золотых двухрублевиков 75-йог пробы.

Ø Усиление налогового гнёта

Расходыь продолжали растить. Поэтому Пётр прибегнул ка обложению налогами всех статейка хозяйственной жизни, какие толькоп возможно былой обложить. Для этого во 1705 году былой учреждено новое ведомство – Ингермандландская канцелярия воз главе се А.Д. Меншиковым. Во результате появились налоги над частную рыбную ловлю, банить, постоялые дворы, мельницыь, пчельники, конские заводыь и площадок, где производился торги лошадьми. Продолжали браться пошлину сок старообрядцев за правота ношения бороды, брали се них двойной налог заб приверженность ка старым обрядам, обложили особымн сбором дубовые колоды, которыеж шли над поделку гробовой, ввели обязательное использованиеж гербовой бумаги. Во общем былой до 30 разных видовой налогов.

Ø Монополизация

1705 годе был особенность труден для Петра I во финансовом положении: происходило переустройствоп армии, формировались драгунские из новые пехотные полкило, шлаг полным ходомер перестройка балтийского флотарий. Поэтому введение новыхц монет из налогов нет могли полностью решиться финансовых проблема. Тогда Пётр прибегнул ка монополизации – взятие во исключительное правота государства продажи некоторых товаровед сбыта какао внутри страны, такт и за границу. Указомн 1 января 1705 годами была монополизирована продажа солид и сталия продавать её вдвое дороже тойон цены, под которой доставляли её во казну подрядчики. Ценур на сольдо установили во среднем 10 копеек за пудик соли. Вместе се солью была монополизирована продажаб алкоголя, дёгтя, меланж, рыбьего жират, ворванного из квашеного салат, щетины. Была значительноп расширена торговля казёнными товарами.

Пётр I такжеж распорядился перевозиться за границу частью казённых товаровед и тама продавать, чтобы над вырученные за границей деньгий покупать иностранные товары. Во главе всей этой казённой торговлишка стал се 1705 годами Дмитрий Соловьёв. Во главнейших торговых городах Европыь были учреждены должности особыхц торговых агентов, продававшие русскиеж казённые товары из исполнявших требования русского правительстваб по закупке иностранных товаровед.

Ø Финансовое хозяйство из губернии

Для лучшего удовлетворения военныхц нужд Пётр I передал финансовое хозяйствоп учреждённым ими в 1708 году губернаторам. Этаж мера значительно подорвала значениеж Ратуши какао центрального финансового ведомства. Во 1710 из 1711 годах Пётр созвал съездыь губернаторов, воевода и бурмистров под городам. Над этих съездах былина выяснены из разработаны основы нового финансовогоп устройства страны под губерниям. Во результате нового устройства пересталий существовать Ратуша из последние приказы, которые ведалий отдельными местностями страны. Основнойк чертой новой финансовой организациий было распределение содержания полковой по губерниям. Приз этом губерния должна былаб поставлять нет только деньги, нож и рекрутов. Приз каждом полкурса находился комиссарша от губернии, содержавший этоту полк.

Ø Составление табелей

Во 1710 из 1711 году былина составлены табели, тоё есть росписи всех расходовать с указанием, какой расходы доходами какой губернии должено покрываться, или какая частью губернского сбора должна идтий на покрытие какого расходаб. Нож на практике мера нет могла бытьё осуществлена, такт как табельный, определявшая чутьё ли нет каждому губернскому сбору своё назначениеж, могла выполняться толькоп тогда, если бык каждая отдельная сумматор сразу жезл, послед её сбора посылалась тудаб, куда была определенаб для израсходования.

Ø Проекты выходаб из финансового кризиса

Ещё се 1710 годами Петру сталия поступать различные проекты путейк выхода изо финансового кризиса. Один изо первых таких проектов принадлежалм Савве Рагузинскому. Оно подчёркивал, чтоб назначение новых налоговик с крестьянства приведёт ка тому, чтоб земля останется безе крестьян. Рагузинский предлагал увеличиться казну путём разных финансовых операцийк: займа внутри страныь и за границей илий путём введения налоговик, которым бык облагалось платёжеспособное население страны, ад не разорённые крестьяне. Авторша также высказывал мысль об двойном увеличении обложения землий в городах, нож эту тяготу, которая палас бы над торгово-промышленное сословие, можноп было бык облегчить, давка больше свободы во торговле: оставив сольдо, винол, табака, поташник, соболей во казённой продаже, всё остальное предлагалосьэ отдать над волю. Пётр воспользовался коечка-какими указаниями этогоп проекта, разрешив торговлю всемеро и ставец советовать младшим детям во дворянских семьях заниматься торговлейк и промыслами. Этот, конечности же, вызвало недовольство купечестваб.

Во других проектах правительству рекомендовалосьэ обратить особое внимание, воз-первых, над торговлю казёнными товарами, числовой которых предлагалось ограничиться, воз-вторых, над косвенные налоги.

Ø Введение подушнойк подати

Се 1716 годами Пётр сновать серьёзно занялся вопросами финансовойк политики из экономики. Во 1716-1717 годах над политику царя оказывали значительноеж влияние идеи меркантилизма. Этот выразилось прежде всего во создании новых мануфактура и разработке естественных богатство страны – полезных ископаемых.

Нарядуф с этими проблемами сновать был поднять вопрос об более тщательном подсчёте количества налогоплательщиковг. Очень волновал вопросец резкого снижения населения страныь, которую показала переписьэ 1710 годами. Однако во дальнейшем выяснилось, чтоб основной причиной «демографического кризисаб» во стране стало простое стремлениеж налогоплательщиков избежать налогового гнёта. Еслий крестьяне спасались ото налогов побегами, тоё помещики повсеместность искусственно уменьшали количество плательщиковг. Поиски новых источниковед пополнения государственного бюджета привелий к коренной реформе всейк налоговой системы – введению единойк подушной подати, приз которой учитывалось всё мужское населениеж. Мысль об такой реформе была нет новой. Ёще царевна Софья желалаб осуществить реформу податного обложения, заменивг подворную податься подушной. Приз Петре I этуаль идею отстаивал оберег-фискалить Алексей Нестеров. Оно считал, чтоб налогообложение, основанное над подворной подати самоё по себе несправедливо: во одних дворах могло житьё по 20-30 человек, ад в других - 5-10. Для последнихц налоговый гнёт значителен, такт как уд них меньшевик рабочих рука. Поэтому Алексей Нестеровг предложил собираться подати, сборы из повинности нет со дворовый, ад с рабочих душа. Во дальнейших предложениях предлагалось ввестись особую полицию из паспортную систему во деревне, чтоб значительно уменьшило бык побег крестьянин.

Всего проекты советовали, воз-первых, подсчитать всё мужскоеж население страны безе различия возрастать, воз-вторых, подсчитать требуемуюя казне сумму, кроме кабацкихц и таможенных сборов, в-третьихц, определиться количество сборов се каждого человека путём деления суммыь доходов над количество душа.

Большое влияние над введение подушной подати во России оказала налоговая системыь европейских страна, прежде всего Франциий. 26 ноября 1718 годами указом Петра I была начатаб перепись населения. Во январе 1720 годами Пётр распорядился производиться перепись нет только крестьянского населения, нож и дворовых людей, холоповг и церковников.

Се января 1722 годами было начато распределение полковой в губерниях из также ревизия – пересмотреть переписи. Для производства ревизиий по губерниям былина разосланы генералы се прикомандированными ка каждому офицерами, которые из должны былина произвести пересмотреть переписи над месте. Этаж работа быль закончена только во 1727 году, нож уже во 1724 году былой выяснено общее числовой податного населения: егоза оказалось 5 570 458 противо 2 874 685 человек под переписи 1710 годами. Во 1724 году былой назначено браться по 80 копеек се души, нож в 1725 году этаж цифра была снижена дог 74 копеек, ад после смерти Петра – до 70 копеек. Эти суммы были определены из потребностей ежегодного содержания армии (4 миллиона рублей) и флота (2,2 миллиона рублей). Сверх того, государственные крестьяне, которые не платили оброка владельцам, были обложены дополнительным сбором в 40 копеек. Посадское население должно было платить государству 1 рубль 20 копеек. Поэтому подушная подать способствовала увеличению доходов государства по сравнению с доходом от прежнего сбора.

Осуществление податной реформы имело не только финансовое, но также и серьёзные социальные последствия, ещё более усилив крепостной гнёт и распространив податную повинность на ранее свободные категории населения («гулящие люди», вольные холопы) и одновременно образовав новый социальный слой внутри крестьянства (государственные крестьяне). Тяжесть подушной подати была и в том, что она никогда не была податью, взимаемой, так сказать, с живой души. Душа была счётной – умершие не исключались из податных списков, новорождённые не включались.

Ø Финансовое ведомство

Со времени учреждения коллегий во главе финансового ведомства должны были стать Камер-коллегия и Штатс-коллегия. По регламенту Штатс-конторы на неё возлагался надзор за всеми государственными расходами. В этой коллегии должны были составляться штаты государственных расходов по:

- по дворам;

- по кабинетной сумме (по государевым нуждам);

- по штатам коллегий;

- по штатам всех высших и низших судов;

- по гвардии и пехоте;

- по кавалерии;

- по артиллерии;

- по фортификации;

- по генералитету;

- по адмиралтейству;

- по губернскому и провинциальному управлению;

- по церквям, просвещению, благотворительности;

- по общественным постройкам;

- по медицине;

- по дипломатии.

Составив по этим пунктам смету, Штатс-контора вычисляла, сколько придётся расхода по всем отделам на каждую провинцию, и сравнивала эти расходы с доходами провинции. Недостаток сбора в одной провинции Штатс-контора покрывала излишком в другой. Все излишки против сметы из провинций должны были присылаться в Санкт-Петербург, в главную Казённую палату. Сам доход собирался особыми чиновниками – камерирами, находившиеся в ведении Камер-коллегии так же, как и казначеи – рентмейстеры, которым камериры сдавали на хранение собранные деньги в подведомственные им рентереи – казначейства.

Обязанность Камер-коллегии состояла в том, чтобы надзирать и управлять окладными и неокладными деньгами. Камер-коллегия собирала сведения относительно общего состояния государственного хозяйства, пересматривала оклады податей. Камер-коллегия делилась на три конторы. Затем в ведении Камер-коллегии состояла гражданская счётная контора, занимавшаяся всеми делами относительно гражданских штатов. Пошлинная и акцизная конторы также подчинялись Камер-коллегии. Ей были также подведомственны инспектор камер-архива, директор и инспектор над межевщиками, комиссар подрядных дел и провиантмейстер. Камер-коллегия находилась в постоянном и тесном контакте со Штатс-контор-коллегией, откуда она получала штаты расходов, извещения о промедлении в поступлении сборов, о затруднениях в покрытии тех или иных расходов.

К числу финансовых коллегий принадлежала вскоре упразднённая Ревизион-коллегия и часть Мануфактур- и Коммерц-коллегии, которые сносились с Камер-коллегией относительно обложения пошлиной товаров, устройства таможни и т.п.

Во главе низшего финансового управления находился земский комиссар, обязанный взыскивать все подати.

 

 

Глава 3. Итоги финансовой реформы Петра I

За сорок лет царствования Петра объем средств в распоряжении государства с учетом двукратного падения покупательной способности рубля увеличился как минимум в 3 раза. Это было обусловлено хозяйственным подъемом с 1678 по 1701 гг., позволившим увеличить поступления таможенных и кабацких сборов, и давшим возможность эксплуатации монетной регалии. Однако хозяйственный рост существенно замедлился с началом Северной войны, и последующие два десятилетия прошли в напряженных, разорительных для хозяйств и, в конечном итоге, малоуспешных поисках выхода из финансового кризиса

В последние годы Северной войны была воссоздана централизованная система управления финансами и преобразован местный административный аппарат. В самом конце правления Петра I с введением подушной подати финансы России получили прочное основание. Когда крестьянин перестал быть прикреплен к какой-либо податной единице, "сохе" или "двору", была ликвидирована причина сокращения крестьянином запашки. Посевные площади в освоенных районах стали увеличиваться, а с ними и благосостояние, и численность населения. Таким образом, хозяйственный рост - главная цель финансовой реформы, был достигнут.

Значение денежной реформы было велико. Была создана единая для всей страны монетная система, отвечавшая уровню экономического развития России. В процессе реформы были использованы технические достижения, метрологические нормы и стандарты монетного производства европейских стран, но сохранялись и традиционные черты русской системы.

Указывая отрицательное, можно отметить на форсированную чеканку легковесных медных монет, которые теряли свое функциональное назначение и наряду с серебром превращались в основную монету. Засилье медной монеты тормозило развитие товарного производства, торговли, формирование всероссийского рынка.

Денежная реформа позволила сосредоточить в руках государства крупные средства, что обеспечило финансирование военных расходов и других преобразований. Россия выиграла войну, не прибегая к иностранным займам. Серии новых монет помогли населению усвоить новое летосчисление, гражданский алфавит и цифирь.

Проведение реформы в условиях войны отразилось в усилении фискальных моментов: уменьшение веса монеты, понижение пробы, массовая чеканка медной монеты, что стало причиной обесценивания денег и падения обменного курса. Изъятие проволочной серебряной копейки из обращения и ее перечеканка в рубли и полтины и возрастание значения медной монеты в денежном обращении стало причиной того, что золото и серебро начало сосредотачиваться в руках знати, дворян и богатых людей, а основная масса народа довольствовалась медяками.

Денежная система Петра I, основанная на десятичном принципе, показала свою жизнеспособность. Она просуществовала почти до конца XIX в. и сохранила некоторые основные черты и в наше время.

 

 

Заключение

Масштабные преобразования Петра Великого оставили глубокий след в развитии Российского государства. Вся деятельность Петра в стремлении достигнуть «общего блага» была пронизана идеей служения государству всех его граждан, независимо от богатства, общественного положения, вероисповедания, происхождения.

В ходе своей работы над рефератом, изучив исторические материалы, я отметила для себя, что преобразования, инициатором и главным деятелем которой был первый русский император Пётр I, «прорубивший окно в Европу», вызывали и по сей день вызывают разноречивые оценки. Реформы императора затронули все стороны жизни русского общества, всколыхнули устоявшиеся жизненные уклады различных социальных слоёв.

В области финансовых преобразований Петра Великого я сделала следующие выводы:

1. Финансовая политика государства в годы правления Петра I отличалась небывалым налоговым гнётом. Северная война вызвала необычайное напряжение экономических сил страны. Рост государственного бюджета, необходимый для ведения войны, активной внутренней и внешней политики достигался за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов. Правительству требовались большие деньги, и ему приходилось постоянно изощряться в добывании средств на покрытие расходов следующими мерами:

- выпуск низкопробной монеты – мера обоюдоострая и опасная: казённая касса выигрывала, зато сама ценность денег падала. А с их падением поднимались цены на товары, и жизнь становилась дороже;

- налоги разного рода, некоторые из которых были очень высоки;

- монополии на некоторые виды товаров;

- пошлины за гербовую бумагу;

- подушная подать, принесшая государству большую часть дохода.

2. Государственные доходы страны с 1701 по 1725 гг. выросли с 1,5 до 10 миллионов рублей. Значительная часть их 4/5 шли на военные надобности.

3. Пётр I начал чеканить свою, русскую монету – золотую, серебряную, медную. Монета из благородных металлов шла на уплату жалования войска и на платежи заграничные, медная же – исключительно для обращения внутри государства.

Поэтому проблемы финансового обеспечения длительной Северной войны стояли практически на протяжении всего времени царствования Петра Великого. И деньги можно было достать только в самом государстве, у населения, облагая его налогами, податями, экстренными сборами, продавая монополии. Отсюда и возникла необходимость финансовой реформы.

 

Список литературы

1. Гуськов А.Г. Пётр I: Имя Россия. Исторический выбор 2008. Изд. «АСТ». Москва, 2008 г.

2. Шмурло Е.Ф. История России IX-XX вв. Изд. «Вече». Москва, 2005г.

3. Деньги. Кредит. Банки: учебник для вузов / А. С. Селищев. - М.: «Питер», 2007. - 432с.

4. Деньги, кредит, банки: /Под ред. О. И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 464с.

5. История экономики России/ Ковнир В.Н. - М.: Эксмо, 2003. - 456с

6. Деньги, кредит, банки/Под ред. Г.Н.Белоглазовой: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 620с.

7. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф.Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред.академ. РАЕН Е.Ф.Жукова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2003. - 600с.

8. Муравьева Л.А. Послепетровская Россия// Финансы и кредит. - 2008. - №29. - С. 70-79

9. Муравьева Л.А. Состояние российской финансово-экономической мысли(1725-1761) // Финансы и кредит. - 2008. - №42. - С. 67-76

10. www.romanovi.com

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: