Внутренняя политика России второй четверти 19 века

Александр 1 умер 19 ноября 1825 г. Его наследником был брат Константин, который отказался от престола в 1819 г., и в 1824 г. Александр 1 подписал манифест о передаче престола Николаю, которого не готовили к управлению Россией. Его называли тираном и деспотом, которого интересовало военное дело, особенно его внешняя сторона – парады, маневры, муштра.

· Царствование Николая 1 (1825-1855) началось с расправы над декабристами. Сделав выводы о причинах этих событий, Николай 1 принялся за укрепление полицейско-бюрократического аппарата. Ограничив компетенцию Сената и Государственного Совета, он стремился к максимальному сосредоточению власти в своих руках. Император создал собственную канцелярию, на которую была возложена задача управления государством. Целью его правления было укрепление внутреннего и внешнего положения России, недопущение революционной «заразы».

· Так называемое 2-е отделение занималось соединением воедино и систематизацией российских законов. Этой задачей занимался профессор Петербургского университета М.А. Балугьянский. В 1849 г. к работе подключился М.М. Сперанский. Были подготовлены «Полное собрание законов Российской империи» и «Свод законов Российской империи».

· 3-е отделение выполняло функции политического надзора над государственными учреждениями. Его исполнительным органом был жандармский корпус, возглавляемый А.Х. Бенкендорфом. Страна была поделена на 8 округов во главе с жандармскими генералами.

· Начались гонения на просвещение и научную среду. В 1826 г. по указанию Николая 1 был издан цензурный устав. В 30-годы было запрещено издание «Литературной газеты» А.А. Дельвига, закрыты журналы. Особенно усилилась реакция в последние годы правления Николая 1. Напуганный революционными событиями в Европе 1841 г., он переходит к политике жесточайшей реакции и бюрократизма.

· Вводится строгий надзор над университетским образованием. В 1828 г. было учреждено 4-е отделение, которое занималось управлением учебными воспитательными и благотворительными учреждениями.

· Последовали репрессии в сфере образования. В 1828 г. был введен принцип сословности в просвещении. Начальные и приходские школы предназначались крестьянам, в уездных школах получали образование горожане, гимназии были отданы дворянам. Переход в высшую ступень был отменен. Университетский устав 1835 г. ограничивал автономию учебных заведений и поставил их под жесткий контроль полиции и местных властей.

· Министр народного просвещения С.С. Уваров пропагандировал просвещение, в основе которого были народность, православие и самодержавие. Поощряя просвещение, Уваров стремился пресечь нежелательные тенденции в духовном развитии страны. Профессора Московского университета М.П. Погодин и С.П. Шевырев, искажая реальную действительность, противопоставляли Россию «гниющему Западу», видя в этом пример патриотизма.

· Наибольшее внимание правительство Николая 1 уделяло крестьянскому вопросу. Причиной этому были частые крестьянские волнения. Император признавался, что считает крепостничество величайшим злом, но отказываться от него внезапно было бы еще большим злом.

· Стремясь к укреплению власти, правительство Николая 1 усиливало роль дворянства в управлении государством. Закон 1831 г. повысил дворянство в системе местного самоуправления и ограничил его состав от проникновения представителей других сословий.

· В 1837-1841 гг. П.Д. Киселев провел реформу деревни. Были созданы органы самоуправления для государственных крестьян. Однако положение помещичьих крестьян изменилось незначительно, указ 1843 г. разрешил помещикам отпускать крестьян на волю с предоставлением им земли в аренду.

Последние годы правления Николая можно назвать «Мрачным семилетием», когда усилилась рекреационно-репрессивная линия. Усилились общественные гонения, вырос внешний и внутренний долг, что способствовало поднятию антиправительственного настроения и развитию общественной мысли в трех направлениях: радкальном, либеральном, консервативном.

Подводя итоги правления Николая I, историки называют его эпоху самой неблагополучной в истории России, начиная со Смутного времени. В конечном итоге реакционная политика Николая 1 не смогла предотвратить распространения демократических идей и антикрепостнического движения.

 

 

31. "Золотой век" русской культуры (первая половина 19 века)

 

Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил назвать это время се «золотым». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.

 

Просвещение и образование. В России в конце XVIII — начале XIX в. он был крайне невысок. Поэтому усилия правительства Александра I были направлены на создание системы государственного образования. Она состояла из: одногодичных приходских школ; трехклассных уездных училищ; семиклассных гимназий. Образцовым учебным заведением стал с 1811 г. знаменитый Царскосельский лицей. Программа преподавания в нем почти соответствовала университетской. В первой половине XIX в. в России не было системы женского образования. Только для дворянок открыли несколько закрытых институтов (средних учебных заведений), созданных по образцу Смольного института благородных девиц. Программа была рассчитана на 7—8 лет обучения и включала арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, домоводство.

Наука. В отличие от XVIII в., для которого был характерен энциклопедизм ученых, в первой половине XIX в. началась дифференциация наук, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных). Для естественных наук были характерны попытки более глубокого проникновения в понимание основных законов природы. Исследования философов внесли значительный вклад в этом направлении. Математик Н. И. Лобачевский в 1826 г., опередив современных ему ученых, создал теорию «неевклидовой геометрии». Церковь объявила ее еретической, а коллеги признали правильной лишь в 60-е годы XIX в. В прикладных науках особенно важные открытия были сделаны в области электротехники, механики, биологии и медицины. Первая русская кругосветная экспедиция была предпринята в 1803— 1806 гг. под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Экспедиция прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. В 1819—1821 гг. во главе с Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым была осуществлена русская экспедиция, которая 16 января 1820 г. открыла Антарктиду. После этих экспедиций многие географические объекты на карте мира были названы русскими именами.

Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались. Начались интенсивные поиски памятников древнерусской письменности. В 1800 г. было опубликовано «Слово о полку Игореве» - выдающийся памятник древнерусской литературы XII а. В 1818 г. были изданы первые 8 томов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Важной задачей в процессе становления национальной культуры была разработка правил и норм русского литературного и разговорного языка. Большое значение для развития имели создание словесного отделения в Московском университете и деятельность Общества любителей российской словесности. Разработка основ русского литературного языка окончательно осуществилась в творчестве писателей Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя и др. Публицист Н. И. Греч написал «Практическую русскую грамматику».

Просветительская деятельность. Особое значение для просвещения народа играло издание книг. В начале XIX в. существовали лишь государственные типографии, в 30 — 40-е годы распространилось частное книгоиздательство. Огромной популярностью в 30—50-е годы пользовались литературно-художественные журналы «Современник» и «Отечественные записки», в которых сотрудничали В. Г. Белинский, А. И. Герцен и другие прогрессивные общественные деятели. Основателем «Современника» был А. С. Пушкин, а с 1847 г. его возглавили Н. А. Некрасов и В. Г. Белинский. В 1814 г. в Петербурге появилась первая публичная библиотека, ставшая национальным книгохранилищем.

Литература. Именно расцвет литературы позволил определить первую половину XIX в. как «золотой век» русской культуры. В литературе первой половины XIX в. закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. На рубеже XVIII—XIX вв. классицизм уступил место сентиментализму. Русский сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812 г. способствовали появлению романтизма. Он был широко распространен и в России, и в других европейских странах. В русском романтизме существовало два течения. В творчестве В. А. Жуковского проявился «салонный» романтизм. В балладах он воссоздал мир поверий, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности. Другое течение в романтизме представляли поэты и писатели — декабристы (К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, д. А. Бестужев-Марлинский). Они призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических порядков, выступали за идеалы свободы и служения Родине. Романтизм оказал заметное влияние на раннее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Во второй четверти XIX в. в европейской литературе начал утверждаться реализм. В России его основоположником стал А. С. Пушкин. После создания романа «Евгений Онегин» этот художественный метод стал доминирующим.

 

Крупным событием культурной жизни России стала постановка пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор». Талантливые артисты — В. А. Каратыгин, П. С. Мочалов, Е. С. Семенова и др.— закладывали основы русской театральной школы. В Малом театре, исповедовавшем реалистические традиции, в роли Фамусова («Горе от ума») и Городничего («Ревизор») прославился М. С. Щепкин. Он вошел в историю театра как реформатор актерского мастерства. Особое место в культурной жизни России занимало балетное театральное искусство. Оно развивалось в тесной связи и под влиянием отечественной литературы. Уходили в прошлое балеты «чистейшего классицизма». Им на смену приходили сентиментальные мелодрамы и романтические постановки.

Музыка. В первой половине XIX в. открылась новая страница в истории отечественной музыкальной культуры. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ. Особое место в истории русского музыкального искусства занимал композитор М. И. Глинка. В его творчестве искусно переплетались классические каноны европейской музыкальной культуры с русскими народными мелодиями. Оперы «Жизнь за царя» по либретто Н. В. Кукольника, «Руслан и Людмила» по мотивам поэмы А. С. Пушкина заложили основы русского оперного искусства.

 

Живопись и скульптура. Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру. Ярким представителем романтизма в живописи был О. А. Кипренский. Его портрет молодого, овеянного поэтической славой А. С. Пушкина является одним из лучших в создании романтического образа. Реалистическую манеру отражали произведения В. А. Тропинина. Он тоже написал портрет А. С. Пушкина. Перед зрителем предстает умудренный жизненным опытом, не очень счастливый человек. Чаще всего В. А. Тропинин обращался к изображению людей из народа («Кружевница», «Портрет сына» и др.). Художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание перемен отразились в картинах К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» и А. А. Иванова «Явление Христа народу». В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А. Г. Венецианов. Она посвятил свои картины «На пашне», «Захарка», «Утро помещицы» изображению крестьян. Его традиции продолжил П. А. Федотов. Современники справедливо сравнивали П. А. Федотова в живописи с Н. В. Гоголем в литературе.

 

На рубеже XVIII—XIX вв. наметился подъем русской скульптуры. И. П. Мартос создал первый в Москве памятник — К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади. По проекту А. А. Монфсррана была воздвигнута 47-метровая колонна на Дворцовой площади перед Зимним дворцом как памятник Александру I и монумент в честь победы в войне 1812 г. Б. И. Орловскому принадлежат памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли в Петербурге. П. К. Клодт был автором четырех конных скульптурных групп на Аничковом мосту и конной статуи Николая I. Ф. П. Толстой создал серию замечательных барельефов и медалей, посвященных Отечественной войне 1812 г.

 

Архитектура и градостроительство. Русская архитектура первой половины XIX в. связана с традициями позднего классицизма. Характерная черта — создание крупных ансамблей. Это особенно проявилось в Петербурге. По проекту А. Д. Захарова было воздвигнуто здание Адмиралтейства. От него разошлись лучи петербургских проспектов. Стрелку Васильевского острова украсило здание Биржи и ростральные колонны (архитектор Т. де Томон). Невский проспект приобрел завершенный вид после возведения А. Н. Воронихиным Казанского собора. По проекту А. А. Монферрана был создан Исаакиевский собор — самое высокое здание России того времени. К. И. Росси закончил формирование петербургских ансамблей зданиями Сената, Синода, Александринского театра и Михайловского дворца. Именно в первой половине XIX в. Петербург стал подлинным шедевром мирового зодчества.

Сгоревшая в 1812 г. Москва тоже отстраивалась в традициях классицизма, но с меньшим размахом, чем Петербург. О. И. Бове оформил ансамбль Театральной площади, возведя здания Малого и Большого театров. Крупным архитектурным ансамблем стала Манежная площадь со зданиями Университета (перестроенными Д. И. Жилярди), Манежа и Александровского сада (архитектор О. И. Бове). Грандиозное здание Манежа было построено в честь пятилетия победы над Наполеоном и для смотра войск, возвращавшихся в 1817 г. из заграничного похода. В 30-х годах классицизм в архитектуре с его лаконичностью, строгостью линий и форм начал сменяться «русско-византийским стилем». К. А. Тон преобразил территорию Кремля, построив Большой Кремлевский дворец и здание Оружейной палаты. По его проекту в 1839 г. был заложен храм Христа Спасителя как символ избавления от нашествия французов в 1812 г. (Строительство было завершено лишь в 1883 г.) Существенные преобразования затронули лишь центр старой стопины России.

В целом в первой половине XIX в. Россия добилась впечатляющих успехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей, художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом — формирования национальной культуры. Традиции, заложенные в первой половине XIX в., развивались и приумножались в последующее время.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: