Выполните практические упражнения на закрепление нового материала

Курс группа 3

Русский язык

Сложноподчиненное предложение с двумя или несколькими придаточными

Посмотрите видеоролик с объяснением нового материала

https://www.youtube.com/watch?v=0b2e6LFZE6Q&feature=emb_logo

 

Законспектируйте предложенный ниже теоретический материал

Сложноподчиненные предложения, имеющие два или несколько придаточных, подразделяются на три вида. Их называют последовательными, параллельными и однородными.

При подчинении последовательного типа первая придаточная конструкция подчинена главной, другие – последовательно.

Например: Муж поведал, что купил жене шубу, которую приобрел по дешевке.

При параллельном подчинении придаточная конструкция относится к разным словам главной части предложения сложного типа.

Например: Когда мы перешли перевал, перед нами открылся удивительный вид, который нельзя забыть.

При однородном подчинении придаточные конструкции относятся к одному вопросу и одному слову главной части.

Например: Мальчик написал, как он отдыхал на каникулах, как научился плавать.

Для грамотного употребления знаков препинания в СПП, имеющие несколько придаточных, следует знать правила.

Если между придаточными конструкциями однородного типа нет союзов, то наличие запятой обязательно.

Например: Я думала, что Маша не любит меня, что не чувствует во мне друга.

Если предусмотрено сильное распространение однородных придаточных предложений, внутри которых уже имеются запятые, то после каждой придаточной конструкции ставится точка с запятой.

Например: Вера была уверена, что с настоящего момента все изменится; что она сможет выздороветь; что жизнь станет лучше, потому что чувствовала прилив сил.

Если однородные придаточные конструкции соединены союзами соединительного или разделительного типов, которые не повторяются, то запятая исключена.

Например: Казалось, будто вырывают из нее душу и каждая ее струна и кровиночка отдавались болью.

 

Выполните практические упражнения на закрепление нового материала.

1. Запишите отрывок из книги академика Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном», расставляя недостающие запятые. Составьте схемы 2-го и последнего предложений.

В своей книге я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить что следование путём добра — путь самый приемлемый и единственный для человека. Я не пытаюсь объяснить что такое добро и почему добрый человек внутренне красив... Если есть у человека великая цель то она должна проявляться во всём. Нельзя думать что дурными средствами можно достигнуть доброй цели. Я буду счастлив если читатель найдёт в моих письмах хотя бы часть того с чем он сможет согласиться потому что согласие между людьми — это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества.

2. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу каждого предложения. Составьте схемы.

1) Кутузов писал что русские не отступили ни на шаг что французы потеряли гораздо более нашего что он доносит второпях с поля сражения не успев еще собрать последних сведений. 2) В самых лучших дружеских отношениях лесть и похвала необходимы как подмазка необходима для колес чтобы они ехали. 3) Они (Синцов и Маша) приехали в квартиру Машиной матери на Усачевке где так недавно прожили двое суток по дороге в Симферополь и куда вернулись теперь с таким чувством словно прожили не пять дней а пять лет. 4) Серпилин смотрел на артиллеристов соображая может ли быть правдой то что он только что слышал. 5) Ночь была так черна что в первые минуты пока глаза не притерпелись после света к темноте приходилось ощупью отыскивать дорогу. 6) Когда их работа кончена и мокрая сеть вновь лежит на носовой площадке баркаса я вижу что все дно застлано живой еще шевелящейся рыбой. 7) Мне кажется что если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет он также был бы неуловим. 8) Даша заметила что когда вслед за звонком в столовой появлялся Рощин Катя сразу не поворачивала к нему головы а минуточку медлила. 9) Хорошо известно что если спортсмен регулярно не тренируется то хороших результатов он не достигнет.

3. Выпишите из любого художественного текста по два сложноподчинённых предложения с однородным и неоднородным подчинением. Составьте схемы этих предложений.

 

Выполненные задания просьба присылать по электронной почте palchikova.svetlana@bk.ru или на страничку ВКонтакте Светлана Пальчикова (в приоритете).

Заранее благодарна!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: