Пути реформирования МВД России

В соответствии с решением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации среди депутатского корпуса были распространены материалы по вопросу: "О мерах по реформированию МВД Российской Федерации, повышению эффективности деятельности органов внутренних дел в борьбе с преступностью в России"[10]. Редакция, с учетом их общественной значимости, считает их интересными и предлагает своим читателям для ознакомления, размышления и сравнения с ежедневной действительностью.

Необходимость коренных преобразований в органах внутренних дел назрела давно. Развитие системы МВД России существенно отстает от тех требований, которые предъявляются к ней в связи с общим изменением политической, экономической и социальной обстановки в стране. В ее деятельности по-прежнему в значительной степени сохраняются известная репрессивная направленность, пренебрежение к правам и интересам граждан и предпринимателей.[11]

За последние годы утрачены и многие позитивные формы и методы деятельности, наработанные ранее. Прежде всего, речь идет об опыте привлечения широких слоев общественности к охране правопорядка, предупреждения правонарушений, обеспечения социальной адаптации проблемных социальных групп и слоев населения.

Все более увеличивающаяся отчужденность органов внутренних дел от простых граждан, коррупция среди сотрудников, широкое распространение практики укрытия преступлений от регистрации и непринятия по ним предусмотренных законом мер, не только снизили авторитет органов внутренних дел, но и в известной мере подорвали веру россиян в способность государства в лице его правоохранительных структур защитить их интересы.

Такое положение далее не могло сохраняться. Система МВД нуждалась не просто в "текущем косметическом ремонте", а в серьезной перестройке, приведении ее деятельности в соответствие с новыми политическими и социально-экономическими реалиями.

Попытки реформирования предпринимались и ранее. Так, в 2000 году в МВД России был создан Комитет федеральной криминальной милиции. Его подразделения развертывались во всех федеральных округах и субъектах федерации, что вывело из-под подчинения руководителей МВД-ГУВД-УВД основные силы криминальной милиции. Против такого подхода высказывалось подавляющее большинство руководящего состава Министерства. При этом КФКМ не в полной мере встраивалась в общую структуру федеральных округов.

Данная ситуация требовала принятия неотложных мер, которые и были закреплены в Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 2001 года № 644 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации". Целью преобразований является совершенствование руководства деятельностью Министерства, и на основе этого - повышение эффективности всей правоохранительной деятельности органов МВД.

Таким образом, стратегической целью проводимых реформ является обеспечение не на словах, а на деле надежной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств.

Одно из основных направлений реформирования - оптимизация организационно-структурного построения системы МВД, которая предусматривает приведение функций, структуры и штатной численности органов внутренних дел всех уровней в соответствие с теми задачами, которые стоят перед органами правопорядка на современном этапе развития общества и государства. При этом мы исходим из необходимости соблюдения целостности и единства всей системы МВД России, укрепления вертикали федеральной подчиненности и одновременного расширения самостоятельности органов внутренних дел субъектов Федерации в решении оперативно-служебных задач.

На сегодняшний день в структуре центрального аппарата Министерства созданы службы, которые объединяют подразделения по функциональному принцину: служба криминальной милиции, служба общественной безопасности, служба тыла. Их возглавляют руководители в ранге замминистра, что позволяет сконцентрировать усилия министерства на ключевых направлениях борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, более эффективно координировать деятельность соответствующих подразделений.

Помимо служб, в МВД России входит также ряд самостоятельных подразделений, выполняющих в Министерстве традиционные задачи организационного обеспечения его работы: главное управление кадров, главное правовое управление, главное организационно-инспекторское управление и другие.[12]

В федеральных округах образованы главные управления МВД России. Им передается ряд функций, ранее выполняемых непосредственно подразделениями центрального аппарата МВД России: координация, контроль и анализ деятельности органов внутренних дел субъектов Федерации, расположенных в пределах округа, осуществление в пределах своей компетенции борьбы с межрегиональной организованной преступностью и проявлениями коррупции в органах власти.

В структуре Следственного Комитета при МВД России сформированы следственные управления по федеральным округам. На них возложены задачи расследования преступлений, представляющих особую сложность и вызывающих значительный общественный резонанс. Прежде всего, коррупция в органах государственной власти и преступной деятельности организованных преступных групп и сообществ. В настоящее время идет процесс их кадрового и организационного становления.

Одновременно с образованием окружных главков приняты меры по укреплению единоначалия руководителей МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. После ликвидации КФКМ по субъектам Российской Федерации все сосредоточенные в них оперативные подразделения (по борьбе с организованной преступностью, оперативно-поисковые, специальных технических мероприятий, собственной безопасности) возвращены в МВД, ГУВД, УВД.[13] Теперь на территории каждого субъекта Федерации остался один руководитель - начальник территориального органа внутренних дел. Ему даны широкие полномочия, однако на него возложена и вся ответственность за положение дел в регионе.

Укреплению управленческой вертикали, повышению ответственности органов внутренних дел за надлежащее выполнение возложенных на них функций будут способствовать и внесенные недавно по инициативе депутатов в Федеральный закон "О милиции" поправки, изменившие порядок назначения на должность и освобождения от должности министров, начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации, их заместителей - начальников милиции общественной безопасности.

Реализация этих положений позволит повысить статус и авторитет руководителя органа внутренних дел в регионе, обеспечит ему необходимый уровень независимости в решении оперативно-служебных задач.

В результате проведенной организационно-структурной перестройки восстановлена единая централизованная вертикаль управления органами внутренних дел. Устранены необоснованная разобщенность, дублирование и параллелизм в работе ряда оперативных служб министерства. Более четко разграничены полномочия между центром и объектами управления на местах.

Другая важная составляющая проводимой реформы - активизация профилактики преступлений, которая в последние годы оказалась незаслуженно забытой. Конечно, не все из прошлого опыта может быть перенесено на современную почву, формы и методы преступлений необходимо скорректировать с учетом новых социально-экономических реалий. Эти изменения учтены в проекте закона "Об основах государственной системы предупреждения преступлений", который должен составить правовую основу организации профилактической работы в современных условиях.

Одна из ключевых задач реформирования системы МВД России - восстановление утраченного доверия граждан страны к органам внутренних дел. Полномасштабное решение этой проблемы невозможно без решительного искоренения порочной практики укрытия преступления от учета, необоснованных прекращений и отказов в возбуждении уголовных дел, других нарушений законности, допускаемых при расследовании преступлений.

Несмотря на неоднократно предпринимаемые ранее попытки, навести должный порядок в этом вопросе до сих пор не удалось. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Подготовлен и направлен на места ряд распоряжений и указаний Министерства внутренних дел Российской Федерации, в которых предусматривается принятие самых жестоких административных мер к руководителям и сотрудникам, допустившим укрытие преступлений от регистрации.

Однако основные надежды в решении этой проблемы мы связываем с новыми критериями оценки оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

Поиску решения данного сложного и актуального не только для органов внутренних дел, но и всего общества, вопроса был посвящен "круглый стол", проведенный по инициативе МВД России в июле 2001 г. В его работе приняли участие депутаты Государственной Думы, известные политики, общественные деятели, ученые, руководители правоохранительных органов. Высказанные на нем предложения положены в основу формируемой в настоящее время новой системы оценки правоохранительной деятельности. Предполагается, что оценка будет базироваться не на проценте раскрываемости, а эффективности правоохранительной деятельности, учитывающей нагрузку на сотрудников, региональные особенности криминальной ситуации, уровень кадрового и материально-технического обеспечения органа. Кроме того, новая оценочная система должна учитывать мнение населения о деятельности органов внутренних дел.

Однако, решая задачу обеспечения полной регистрации преступлений, нельзя забывать и об определенных негативных последствиях. Предварительный анализ показывает, что регистрация всех преступлений, сведения о которых поступают в органы внутренних дел, приведет к резкому увеличению объема оперативно-следственной работы, успешно справиться с которым в условиях громоздкости действующих уголовно-процессуальных процедур они едва ли будут в состоянии. По экспертным оценкам, сегодня на учет ставится не более четверти совершаемых преступлений. Следовательно, их количество может возрасти до 10-12 миллионов. Сегодня ни правоохранительные органы, ни общество в целом пока не готовы к такому развитию ситуации.

Кроме того, даже частичная адаптация органов внутренних дел к возросшей нагрузке может вызвать коллапс судебной системы, которая едва справляется с рассмотрением сегодняшнего количества уголовных дел. Не менее серьезные испытания ждут и уголовно-исполнительную систему.

Чтобы избежать подобных последствий, следует реализовать комплекс широкомасштабных дел по обеспечению полноты регистрации преступлений, координируя действия МВД России с другими правоохранительными и судебными органами. Помимо этого, крайне важно, чтобы они сопровождались пропорциональным повышением уровня финансового и материально-технического обеспечения органов МВД.

Важнейшей составной частью реформирования системы МВД России является укрепление ее кадрового потенциала. Изменение приоритетов в деятельности органов внутренних дел, естественно, потребовали определенных кадровых перестановок в руководящем звене системы. При этом ряд руководителей был назначен вновь, другие перемещены по вертикали или повышены по службе, некоторые, в ожидании назначения, в настоящее время находятся в распоряжении отдела кадров. Основным критерием ротации кадров являлся их профессионализм, морально-нравственные качества.

Пересматриваются критерии оценки кандидатов на службу в органы МВД в сторону повышения требований к их морально-нравственным качествам, уровню образования, а также степени психологической устойчивости и физической подготовки. В перспективе, по мере улучшения материального обеспечения сотрудников, повышения их социальной защищенности и, как следствие, привлекательности службы в органах внутренних дел, предполагается перейти на конкурсную систему комплектования системы МВД кадрами.

Без решения проблемы улучшения материальной обеспеченности и социальной защищенности сотрудников и военнослужащих сегодня невозможно обеспечить достаточно высокий уровень профессионализма личного состава органов внутренних дел и внутренних войск. Так, с сентября 2001г. сотрудникам центрального аппарата Министерства и непосредственно подчиненных ему подразделений с 50 до 75% должностного оклада увеличена ежемесячная надбавка за особые условия службы. В соответствии с решением Совета Безопасности Российской Федерации от 11 мая 2001 года, утвержденного Президентом Российской Федерации, предусматривается с 1 июля 2002 года приравнять оклады сотрудников органов внутренних дел к должностным окладам федеральных государственных служащих с одновременной отменой пенсионных надбавок и компенсаций взамен удерживаемого налога на доходы физических лиц, льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и плате за телефон.

Однако принятая схема реформирования денежного довольствия, к сожалению, не приведет к его радикальному повышению. Более того, как показали расчеты, для некоторых должностных категорий суммарные выплаты по денежному довольствию могут даже уменьшиться. Поэтому МВД России в целях предотвращения оттока квалифицированных кадров из системы уже сейчас принимает дополнительные меры по компенсации возможных потерь.

Завершена разработка проекта федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации", который должен стать основой совершенствования кадровой работы в системе МВД России. Особое внимание в законопроекте уделено льготам, гарантиям и компенсациям, предусмотренным для сотрудников органов внутренних дел.

Одновременно с решением вопросов улучшения социальной защищенности сотрудников принимаются жесткие меры по искоренению коррупции в системе МВД. Укреплены подразделения собственной безопасности, активизирована их работа по выявлению и пресечению правонарушений, в том числе преступлений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел. Особое внимание уделяется предотвращению проникновения членов преступных сообществ в систему, а также выявлению и пресечению действий сотрудников милиции в интересах криминальных и недобросовестных коммерческих структур.[14]

Кроме повышения требовательности к моральным, физическим и профессиональным качествам сотрудников, усиления контроля за соблюдением ими законов и норм профессиональной этики, большое значение придается активизации воспитательной работы с личным составом на идеях российской государственности и патриотизма, верности служебному долгу, честного и самоотверженного служения России и ее народу. Этим целям подчинена, в частности, огромная работа, проводимая в рамках подготовки к празднованию в 2002 году 200-летия системы МВД.


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Повышение качества государственных услуг - одно из четырех основных направлений проводимой в стране реформы системы государственного управления. Основная цель этого реформирования - повышение уровня и качества жизни населения, переход к стандартам государственных услуг нового поколения, основанных на позиции потребителя этих услуг.

Особенно актуален переход к стандартам нового поколения для нашей сферы. Ведь за государственными услугами в органы труда и социальной защиты обращается, как правило, наиболее уязвимая часть населения. Да и по числу предоставляемых населению услуг система социальной помощи и поддержки, пожалуй, превосходит другие области жизнедеятельности.

Для населения обеспечена и информационная доступность, то есть возможность получить необходимую информацию о той или иной государственной услуге в области социальной защиты, не обладая специальными знаниями или знакомыми, работающими в социальной отрасли.

Теперь непосредственно о качестве предоставляемых услуг. Согласно майскому Указу Президента основным критерием оценки является уровень удовлетворенности граждан качеством предоставляемых услуг.

При этом к 2018 году уровень удовлетворенности качеством услуг должен составлять не менее 90 процентов.

Стоит отметить, что немаловажным фактором, влияющим на степень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг, является развитие системы межведомственного электронного взаимодействия. Эта система позволяет минимизировать количество документов, представляемых гражданином, и оперативно получать необходимые документы от государственных и муниципальных органов.

В настоящее время степень организации межведомственного электронного взаимодействия можно назвать удовлетворительной. Органы социальной защиты повсеместно имеют возможность использовать федеральные, региональные или муниципальные электронные сервисы.

Необходимо активней работать с системой межведомственного взаимодействия, тем более что это прямая обязанность, предусмотренная Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: