При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом более 150 слов

Задание 27. Сочинение по данному тексту

Критерии оценивания сочинения

I СОДЕРЖАНИЕ СОЧИНЕНИЯ  
К1 Формулировка проблем исходного текста  
  Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. 1
  Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. * Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов 0
К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста  
  Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет. 5
  Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам, но не выявлена смысловая связь между ними, или выявлена смысловая связь между примерами, но дано пояснение только к одному примеру. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет 4
  Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но дано пояснение только к одному примеру, смысловая связь между примерами не выявлена, или экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, и дал пояснение к нему. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет 3
Экзаменуемый привёл 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но не пояснил их значение 2
Экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, но не пояснил его значение 1
  Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы, не приведены, или проблема прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или вместо комментария дан простой пересказ текста, или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста 0
К3 Отражение позиции автора исходного текста  
  Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. 1
  Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. 0
К4 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста  
  Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) и обосновал его 1
  Экзаменуемый не выразил своего отношения к позиции автора текста, или размышления экзаменуемого не соответствуют сформулированной проблеме, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором») 0
II РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ  
К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения  
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста 1
  В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста 0
К6 Точность и выразительность речи  
  Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. *Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 2
  Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, НО прослеживается однообразие грамматического строя речи, ИЛИ работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, НО есть нарушения точности выражения мысли. 1
  Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. 0
III ГРАМОТНОСТЬ  
К7 Соблюдение орфографических норм  
  орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 3
  допущено не более 2-х ошибок 2
  допущено 3–4 ошибки 1
  допущено более 4-х ошибок 0
К8 Соблюдение пунктуационных норм  
  пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 3
  допущено 1–3 ошибки 2
  допущено 4–5 ошибок 1
  допущено более 5-и ошибок 0
К9 Соблюдение языковых норм  
  грамматических ошибок нет 2
  допущены 1-2 ошибки 1
  допущено более 2 ошибок 0
К10 Соблюдение речевых норм  
  допущено не более 1 речевой ошибки 2
  допущены 2-3 ошибки 1
  допущено более 3 ошибок 0
К11 Соблюдение этических норм  
  этические ошибки в работе отсутствуют 1
  допущены этические ошибки (1 и более) 0
К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале  
  фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют 1
  допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале 0
  Максимальное количество баллов за сочинение 24

 

При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом более 150 слов.

Исходный текст

(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём же рассказывала мне музыка? (5)О чём-то очень большом. (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне. (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

(9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».

(17)«Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. (18)«3а что, мальчик?» (19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю.

(21)В эти минуты не звучала музыка о неистребимой любви к родине. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (24)А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла,— это и была моя родина.

(25)...Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28) Вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (30)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.

(По В. Астафьеву)

 

Сочинение по тексту

Вступление

«Музыка - это искусство, которое действует прямо на сердце слушателя», - сказал кто-то из великих. Магическая сила музыки может заставить человека мечтать, вспоминать прошлое, задуматься о себе и пересмотреть свою жизнь, исправить ошибки и действовать, как подскажет сердце, музыка может, наоборот, привести в отчаяние, вызвать отрицательные эмоции.

Формулировка проблемы и комментарий

Передо мной фрагмент повести В. Астафьева «Последний поклон», в котором автор ставит проблему роли музыки в жизни человека. Это то, о чём не так часто говорят в обществе в последнее время, хотя музыки, плохой и хорошей, вокруг нас очень много.
Переход

В своем рассказе выдающийся писатель повествует о себе и своём детстве и военном прошлом и делится с читателем тем, какое неизгладимое впечатление произвела на него музыка.

Примеры из текста с комментарием

Рассказ В. П. Астафьева автобиографичен. Автор вспоминает, как в детстве услышал исполнение полонеза Огинского на скрипке. Он воспринял эту игру так: «Мир был добр и одинок так же, как и я». Тревога, горечь, жалость к погибшим односельчанам, доброта, «неистребимая» любовь к родине – вот гамма чувств и эмоций, пережитых ребёнком. И через несколько лет, в конце войны, рассказчик услышал ту же самую музыку в органном исполнении: «Музыка так же, как и в ту далёкую ночь», хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью». Полонез Огинского оказывает чудесное влияние на слушателя: «она звала куда-то», «заставляла что-нибудь делать…» И опять же музыка выполняет великую миссию: облагораживает и спасает душу человека в тяжёлые минуты жизни.

Авторская позиция

Таким образом, автор текста утверждает, что музыкой можно не просто наслаждаться, музыка – это то, что может заставить действовать. Отношение автора к великой музыке трепетное.

Собственное отношение к позиции автора

Невозможно не согласиться с В. Астафьевым. Многие музыкальные произведения обладают уникальной способностью вести за собой людей, призывают их совершать поступки, идти к своей заветной цели. Музыка заставляет людей плакать и смеяться, спасает от совершения непоправимых поступков, воодушевляет, восполняет духовные силы. Вспомним знаменитую седьмую «Ленинградскую» симфонию Шостаковича - это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа.

Заключение

В заключение хотелось бы сказать, что прочитанный текст В. Астафьева заставил задуматься о великой силе искусства, о роли музыки, которая сопровождает нас в жизни.

     

 

При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом более 150 слов.

Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.
2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка);

К8 – пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).

1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – допущено не более двух ошибок;

К8 – допущено одна – три ошибки;

К9 – грамматических ошибок нет;

К10 – допущено не более одной речевой ошибки.

 


 

Проблема силы человеческого духа

Проблема памяти о прожитых испытаниях

Проблема героизма и самопожертвования

Проблема любви

Проблема способности к сочувствию

Проблема человеческих взаимоотношений

Проблема взаимоотношения личности и коллектива

Проблема самоотдачи в отношениях

Проблема преодоления эгоизма

Проблема подвига и долга

Проблема нравственного выбора человека

Проблема определения критериев героического

Проблема патриотизма

Проблема героической личности

Проблема роли личности в истории

Проблема выдающейся личности

Проблема отношения к прошлому своей родины

Проблема патриотизма как общезначимой ценности

Проблема объективной оценки исторических событий и личности

Проблема любви к родине

Проблема исторической памяти

Проблема войны и сохранения человеческого в человеке

Проблема чувства долга в годы войны

Проблема чувства самосохранения в годы войны

Проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний

Проблема истинных ценностей на войне

Проблема нравственной оценки факта войны

Нравственно-этические проблемы

Проблема чести и совести

Проблема нравственных возможностей человека

Проблема истинной дружбы

Проблема памяти

Проблема ценности личности

Проблема проявления грубости

Проблема человеческого благородства

Проблема чести и достоинства

Проблема становления и крушения любви

Проблема человеческой памяти

Проблема отношения человека к своему делу

Проблема истинной любви и дружбы

Проблема чуткости и бездушия

Проблема одиночества

Проблема ответственности человека за свои поступки

Проблема совести

Проблема самоуважения

Проблема активной жизненной позиции

Проблема взаимоотношения человека и мира

Проблема восприятия природы, её красоты

Проблема литературы, искусства, творчества, назначения писателя (поэта)

Проблема ответственности писателя перед соотечественниками

Проблема восприятия произведений искусства

Проблема назначения подлинного искусства

Проблема роли книги в становлении личности человека

Проблема соотношения человеческих качеств и творческой одержимости

Проблема назначения книги

Проблема сохранения человеческой культуры и духовной свободы общества

Проблема сохранения культуры и духовной свободы общества

Проблема вытеснения литературы

Проблема бережного отношения к книгам

Проблема нравственного долга писателя

Проблема роли литературы в духовной жизни современного общества

Социальные

Взаимоотношение человека и общества («квартирный вопрос», право на труд, выбор профессии; проблемы инвалидов, пенсионеров, медицины, образования, экономики)
Проблемы социальной незащищённости или несправедливости, богатых и бедных
Проблема национализма
Проблема интеллигенции
Проблемы цивилизации

Проблема толерантности

Проблемы патриотизма (образ Родины, прошлое России, защита Родины)

Проблема сохранения мира на Земле

Проблема отношения к родине

Проблема противостояния злу и человеконенавистничеству

Проблема героизма и лжегероизма

Проблема роли детства в становлении личности человека

Проблема вины и раскаяния за причинённое близким зло

Проблема воспитания умения противостоять трудностям

Проблема влияния эпохи на формирование нравственных качеств человека

Проблема нравственных ценностей и их выбора в воспитании подрастающего поколения


Информационно-коммуникативные:

Проблемы развития русского языка.
Проблема языковой культуры или бескультурья.
Проблема медиапространства (СМИ) и культуры в них.
Коммерциализации культуры.

Философские проблемы

Проблема добра и зла

Проблема истинных ценностей

Проблема активной жизненной позиции

Проблема выбора

Проблема человеческой памяти

Проблема места человека в мире

Проблема памяти

Проблема значимости человеческой личности

Проблема смысла жизни

Проблема мировосприятия

Проблема силы человеческого духа

Проблема самооценки личности

Проблема взаимоотношения человека и мира

Проблема понимания истинных человеческих ценностей

Проблема влияния времени на характер ценностей

Проблема сопоставления добра и зла

Проблема существования вечных ценностей в контексте времени

Проблемы экологии

Проблема человека и природы

Проблема воздействия природы на человеческую натуру

Проблема бездомных животных

12

Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Учтите!

1 При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.

Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

2 Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 26 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.

II. План сочинения

1. Вступление.
2. Проблемы, которые поднимает автор, комментарий одной проблемы.
3. Два примера из текста к проблеме. Комментарий к каждому примеру
4. Позиция автора. Употребить само слово «позиция»!
5. Собственное отношение к позиции автора с обязательным его обоснованием.
6. Заключение.

 

III. Клише сочинения

1 Вступление
Данный текст, написанный (кем?), был напечатан (опубликован...) Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (публицист, поэт...), но и... Его книги (рассказы, произведения) вызывают... (чувства, мысли, поступки). В центре внимания автора (находятся)... Главные усилия автора направлены...
2 Формулировка проблемы
Автор (ФИО) -ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, разрешает) … проблему -привлекает общественное внимание к очень важной проблеме... -привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме…

 

Комментарий проблемы

Характеристика проблемы Актуальность проблемы
К какой категории относится проблема? (Сложная, вечная, главная, злободневная, актуальная, наболевшая, мучительная, животрепещущая, первоочередная, неразрешимая общественно значимая, острая, важная, серьёзная, спорная; социальная, философская, национальная, политическая, идеологическая, международная…) Проблема чего? (Войны, мира, экономики, воспитания, образования…) 1.Насколько проблема злободневна? Что делает её злободневной? 2.Традиционна ли эта проблема или нова? 3.Какие точки зрения есть по её поводу? 4. Кому приходилось обращаться к данной проблеме?

Переходное предложение к примерам из текста.

3 Примеры из текста и комментарии к ним

4 Авторская позиция

Писатель уверен, что…

Автор выражает уверенность (в чем?)

Автор считает (полагает, убеждает, призывает…)

Автор убедительно доказывает свою мысль…,

Автор образно представляет суть проблемы, которая его волнует…

Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …

Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы

Заставляет читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор);

Автор недвусмысленно подчеркивает свое негативное (положительное) отношение к...;

Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни

Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы;

Автор убеждает читателя в правоте своей позиции;

Автор показывать негативную сторону нашей жизни;

В словах автора звучит мнение большинства людей;

Автор пытается найти в читателе единомышленника;

Автор пытается понять, почему...;

Авторская позиция ясна: …

Приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни

Он доказывает свою точку зрения

Публицист (писатель) придерживается такой точки зрения:…

Как полагает автор, ….

Автор открыто заявляет нам о своей гражданской позиции….

Автор убежден, что…., и подобная уверенность небезосновательна.

Задача автора - убедить читателя в том, что…

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что

 

VI. Способы оформления заключения

  1. Кольцевая композиция, поэтому можно с помощью концовки «закруглить» текст, например, дать ответ на вопрос, поставленный во вступительной части работы. При этом вопрос можно повторить:

«Так зачем же люди вступают в общественные организации и движения? Это новое общение, возможность самореализоваться и развить собственные задатки, шанс принести пользу обществу».

  1. Призыв, обращение к читателю.

«Так давайте же сохраним то неоценимое наследие, которое досталось нам от предков!»

  1. Цитата из исходного текста или иных источников, афоризм, пословица:

«Итак, мастерство – это финал профессиональной подготовки. К чему надо стремиться, чтобы достичь высот в освоении профессии.
«Дело мастера боится», - так гласит пословица. И чтобы в собственной профессии для нас не было белых пятен, надо стремиться стать Мастером».

  1. Открытый финал.

Наверное, каждый человек расстраивается, видя вокруг себя хамство, лицемерие. А может быть, так происходит, потому что мы просто не хотим ничего менять в себе?

VII. Возможные проблемы и примеры к ним

Проблемы семьи, воспитания

Проблема отцов и детей

Проблема отношения к пожилым людям

Проблема взаимопонимания взрослых и детей

Проблема воспитания подрастающего поколения

Проблема восприятия мира детства взрослыми людьми

Проблема воспитания сострадания

 

V. Способы оформления вступления

Введение в тему может осуществиться с помощью:

  1. Риторического вопроса и восклицания и других стилистических приемов.

«Счастье… Кто из нас не мечтал о нем! Иногда оно кажется недостижимым, иногда будто манит нас близостью…»
«Милые годы детства! Счастье беззаботности, первый опыт дружбы, тепло родительского дома!» (риторическое восклицание)
«Наследственность или воспитание? Природное или социальное?» (риторические вопросы)

  1. Вопросно-ответное единство.
    Что такое красота? Наверное, это одно из самых загадочных понятий в истории культуры.
  2. Цепочка вопросительных предложений.

Что такое талант? Как должен жить человек, чтобы не растратить свой дар? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста Юрия Башмета.

  1. Назывное предложение.

Марина Цветаева. Это имя дорого каждому, кто ценит настоящую поэзию.

  1. Применение афоризма или цитаты.

«О времена! О нравы!» - воскликнул Цицерон. Кажется, что эти слова произнесены сегодня.

«Народная мудрость гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Справедливо ли это? Поиску ответа на этот вопрос посвящен текст…»

«Не позволяй душе лениться!/ Чтоб в ступе воду не толочь,/ Душа обязана трудиться/ И день и ночь, и день и ночь!»

 

5. Собственное отношение к позиции автора с обязательным его обоснованием
Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме? Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)? Позицию автора можно обосновать такими словами…
6. Заключение
В заключение хотелось бы отметить... Прочитав данную статью, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что... На мой взгляд, статья (очерк, рассказ) предназначена... Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное… Таким образом, нельзя не согласиться… Подводя итог сказанному, …. Обобщая сказанное, …

 

 

Задание 27. Сочинение по данному тексту

Исходный текст

(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём же рассказывала мне музыка? (5)О чём-то очень большом. (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне. (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

(9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».

(17)«Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. (18)«3а что, мальчик?» (19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю.

(21)В эти минуты не звучала музыка о неистребимой любви к родине. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (24)А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла,— это и была моя родина.

(25)...Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28) Вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (30)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.

(По В. Астафьеву)

 

Сочинение по тексту

Вступление

«Музыка - это искусство, которое действует прямо на сердце слушателя», - сказал кто-то из великих. Магическая сила музыки может заставить человека мечтать, вспоминать прошлое, задуматься о себе и пересмотреть свою жизнь, исправить ошибки и действовать, как подскажет сердце, музыка может, наоборот, привести в отчаяние, вызвать отрицательные эмоции.

Формулировка проблемы и комментарий

Передо мной фрагмент повести В. Астафьева «Последний поклон», в котором автор ставит проблему роли музыки в жизни человека. Это то, о чём не так часто говорят в обществе в последнее время, хотя музыки, плохой и хорошей, вокруг нас очень много.
 

Наверное, потому что наши современники воспринимают её не так, как наши предки.

Переход

В своем рассказе выдающийся писатель повествует о себе и своём детстве и военном прошлом и делится с читателем тем, какое неизгладимое впечатление произвела на него музыка.

Примеры из текста с комментарием

Рассказ В. П. Астафьева автобиографичен. Автор вспоминает, как в детстве услышал исполнение полонеза Огинского на скрипке. Он воспринял эту игру так: «Мир был добр и одинок так же, как и я». Тревога, горечь, жалость к погибшим односельчанам, доброта, «неистребимая» любовь к родине – вот гамма чувств и эмоций, пережитых ребёнком. И через несколько лет, в конце войны, рассказчик услышал ту же самую музыку в органном исполнении: «Музыка так же, как и в ту далёкую ночь», хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью». Полонез Огинского оказывает чудесное влияние на слушателя: «она звала куда-то», «заставляла что-нибудь делать…» И опять же музыка выполняет великую миссию: облагораживает и спасает душу человека в тяжёлые минуты жизни.

Авторская позиция

Таким образом, автор текста утверждает, что музыкой можно не просто наслаждаться, музыка – это то, что может заставить действовать. Отношение автора к великой музыке трепетное.

Собственное отношение к позиции автора

Невозможно не согласиться с В. Астафьевым. Многие музыкальные произведения обладают уникальной способностью вести за собой людей, призывают их совершать поступки, идти к своей заветной цели. Музыка заставляет людей плакать и смеяться, спасает от совершения непоправимых поступков, воодушевляет, восполняет духовные силы. Вспомним знаменитую седьмую «Ленинградскую» симфонию Шостаковича - это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа.

6.Заключение

В заключение хотелось бы сказать, что прочитанный текст В. Астафьева заставил задуматься о великой силе искусства, о роли музыки, которая сопровождает нас в жизни.

     

 





















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: