Развитие двигательного качества быстроты. Понятие, средства, методика

 

 Быстрота и методика ее развития

Под быстротой понимают способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота проявляется в трех видах:

1. Быстрота простой и сложной двигательной реакции.

2. Быстрота одиночного движения.

3. Частота движений.

. Развитие быстроты простой и сложной двигательной реакции

Быстрота двигательной реакции оценивается временем реагирования на какой-либо раздражитель (звук, свет, предмет и др.).

Простая реакция – это ответ заранее определенным движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал (выстрел стартового пистолета).

Время простой зрительно-моторной реакции равняется у спортсменов в среднем 0,10-0,20 сек., а у не занимающихся спортом – 0,15-0,25 сек. и более. Время на звуковой сигнал несколько меньше – у спортсменов – от 0,05 до 0,16 сек. и у неспортсменов – 0,20-0,35 и более сек.

Методика воспитания быстроты двигательной реакции имеет два этапа:

На первом этапе наиболее распространенными методами являются: 1. Повторный. Многократное более быстрое реагирование на внезапно появляющийся сигнал (например, выполнение низкого старта, изменение движения по сигналу, внезапные остановки по ходу движения и т. д.); 2. Игровой. Использование разнообразных подвижных и спортивных игр; 3. Соревновательный (например, выбывание спортсмена, среагировавшего последним на звуковой сигнал и др.).

На втором этапе используется «сенсомоторная» методика, основанная на тесной связи между быстротой реакции и способностью различать небольшие интервалы времени. На практике это выглядит следующим образом: спортсмен максимально быстро реагирует на стартовый сигнал, получая информацию от тренера о времени реакции. Затем в следующей серии упражнений он пытается сам оценить скорость реагирования, после чего тренер сообщает ему действительное время. Когда оценки времени спортсмена и тренера начинают совпадать, занимающемуся предлагают выполнять задания с заранее обусловленной скоростью реагирования. В итоге у спортсмена вырабатывается способность к точному восприятию времени, что позволяет улучшать быстроту реагирования.

Быстрота сложной двигательной реакции характеризуется временем реагирования в условиях неопределенности раздражителя и ответного действия. Большинство сложных двигательных реакций проявляется в так называемых ситуационных видах спорта: спортивных играх, единоборствах и др. В этих случаях перед спортсменом ставится задача реагировать на движущийся объект (мяч, оружие, соперник) и выбрать из нескольких возможных действий единственное правильное. Например, вратарю при ударе по воротам необходимо решать четыре задачи: увидеть мяч, оценить направление и скорость его полета, выбрать план действия, приступить к его реализации.

Время сложной двигательной реакции значительно больше, чем простой, и равняется 0,25-0,80 сек.

Для развития сложной двигательной реакции рекомендуются упражнения с постепенным их усложнением (за счет увеличения скорости полета мяча, удара соперника в боксе, уменьшения размеров мяча и игровой площадки, сокращения дистанции в единоборствах, использования тренажерных устройств, снабженных программными и измерительно-регистрирующими блоками, позволяющими задавать различные ситуации и получать объективную информацию о времени реагирования).

Основной метод – повторное, наиболее быстрое реагирование на внезапно появляющиеся сигналы, вначале на один (например, удар правой рукой в боксе), затем на два, три, четыре и т. д. (серии ударов). Большое значение для воспитания быстроты сложной реакции имеет игровой и соревновательный метод.

. Быстрота одиночного движения

Быстрота одиночного движения (например, укол в фехтовании, удар по мячу в футболе, передача мяча в баскетболе и т. д.) проявляется при локальной мышечной работе в спортивных играх и единоборствах и, как правило, воспитывается параллельно со скоростью двигательной реакции.

Для воспитания быстроты одиночного движения используются локальные упражнения для различных групп мышц (наклоны, махи, выпрыгивания, уколы и т. д.), которые должны выполняться с максимальной скоростью. Эти упражнения включаются в комплексы общеразвивающих упражнений и проводятся во вводной части урока.

. Частота движений

В упражнениях циклического характера быстрота проявления в частоте движений (например, максимальное количество шагов в беге на месте за

10 сек.).

В качестве средств воспитания быстроты движений используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной скоростью (например, бег продолжительностью до 20 сек.). Основное условие здесь – стремление превысить в занятии свою максимальную скорость, а для этого нужно подбирать такие отрезки бега, чтобы их скорость не снижалась к концу попытки.

Интервалы отдыха между повторными попытками должны быть ординарными или экстремальными. Скоростные упражнения даются небольшими порциями в начале основной части урока, когда центральная нервная система еще находится в оптимальном состоянии.

принципы Для воспитания частоты движений используют повторный, переменный, игровой и соревновательный методы. В последних высокое эмоциональное возбуждение создает лучшие условия для проявления скоростных возможностей.

Многократное повторение скоростных упражнений с предельной скоростью может привести к образованию «скоростного барьера», который препятствует дальнейшему росту скоростных возможностей школьников. В этом случае с целью его ломки используются специальные упражнения (например, бег под гору, бег с буксировкой, метание облегченных снарядов и др.), способствующие превышению стабильной скорости.

Наиболее благоприятным возрастом для развития скоростных возможностей является возраст 11-12 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков.

В младшем школьном возрасте в основном развивается быстрота реакции, быстрота одиночных движений. При этом используются разнообразные упражнения, требующие быстрых кратковременных перемещений, локальных движений. Это – упражнения с короткой и длинной скакалкой (вбегание и выбегание), эстафеты, подвижные игры, упражнения с бросками и ловлей мяча и т. д.

В среднем школьном возрасте все большее место занимают упражнения скоростно-силового характера: прыжки, многоскоки, переменные ускорения, повторное преодоление коротких беговых дистанций (30-60 м.)

с максимальной скоростью.

В старшем школьном возрасте эти упражнения усложняются, увеличивается количество собственно скоростных, скоростно-силовых упражнений и упражнений для развития скоростной выносливости (бег 200 метров). Используются подвижные и спортивные игры.

У детей скоростные упражнения необходимо всегда сочетать с упражнениями на расслабление мышц (семенящий бег, встряхивание ног, рук и др.).

 

Билет

Методы научного исследования в физическом воспитании (наблюдение и эксперимент). Их классификация. Основные направления научных исследований в области физической культуры и спорта.

Выработке нового знания происходит в процессе научного исследования – целенаправленного познания, результаты которого опираются на методологию науки – учения о научном методе познания: его принципах, методах, способах, формах. Методология обеспечивает эффективность научного поиска, она предопределяет верный и ближайший путь к истине, дает возможность выработать общую стратегию и тактику того пути, который ведет к достижению поставленной цели.

Основу методологии составляют диалектический метод и системный подход. Принципы и основы диалектики обладают формой всеобщности, они действуют во всех областях знаний и проявляются в действиях остальных законов, выступающих их основой.

Всякое научное исследование от творческого замысла до его окончания весьма индивидуально, Но все же можно определить и общие методологические подходы (методологический аппарат) к его проведению.

Методологический аппарат включает в себя:

1. Принципы организации и проведения исследования.

2. Способы определения стратегии исследования (подходы к постановке проблемы и определению ее состава и др.).

3. Тактические средства методологического анализа (методы научного исследования и др.).

4. Понятийную основу научного исследования (Цель, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования).

. Требования к результатам исследования (актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость и др.).

Принципы:

1. Объективности – позволяет получить достоверные, истинные знания.

2. Принцип противоречивости изучаемого предмета. Его применение помогает в науке обнаруживать и устранять противоречия в изучаемых явлениях.

3. Принцип единства логического и исторического требует в каждом исследование сочетать изучение истории объекта, его теории (структуры, функций, связей), а также перспектив в его развития. Русанов В.П.,

4. Системного подхода (т.е. целостного подхода к исследованию процесса), в котором из множества взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям обучения и воспитания, обеспечивается совершенствование педагогического процесса учащейся молодежи. Идея системного подхода была использована в химии Д.М. Менделеевым.

5. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному и наоборот.

Важное значение для создания методологической основы педагогического исследования имеет ряд сложившихся и общепринятых психолого-педагогических теорий:

- Теория деятельностного подхода (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и др.);

- Теория целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько и др.);

- Теория формирования личности учителя (М.Я. Виленский, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.);

- Теория мотивационного программно-целевого управления (Р.Х. Шакуров, И.К. Шалаев и др.).

При определении стратегии исследования необходимо опираться на методы научного познания, которые принято делить на общие и частные:

 

Общие:

а) метод диалектического познания;

б) методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение);

в) методы теоретического исследования (теоретический анализ и обобщение);

г) метод моделирования;

д) метод эксперимента.

Частные, используемые в конкретном исследовании:

   Здесь различают три группы методов:

1. Методы сбора текущей информации. С их помощью получают сведения, происходящие непосредственно в процессе исследования. К ним относятся:

а) Опрос (тесты, беседы, анкетирование, интервьюирование) – получение информации путем устных и письменных ответов респондентов на поставленные исследователем вопросы.

б) Анализ документальных материалов (планов тренировок, дневников спортсменов, протоколов соревнований, врачебно-физкультурных карт и др.), с помощью которых можно получить информацию об эффективности различных методов тренировки, объемах нагрузок, самочувствии спортсменов и др.

в) Контрольные испытания (тестирование) определяют уровень физической, технической, тактической подготовленности испытуемых.

г) Хронометрирование (определение времени, затрачиваемого на выполнение каких-либо действий), например, хронометраж урока физической культуры, тренировочного занятия, отдельного упражнения.

д) Педагогические наблюдения (фиксирование педагогических событий непосредственно в момент их протекания). Например, использование различных методов обучения и воспитания физических качеств на уроке физической культуры, определение характера и величины тренировочной нагрузки и др.

Различают несколько видов педагогических наблюдений: включенные и невключенные, открытые и скрытые, непрерывные и прерывистые.

Включенные наблюдения, или наблюдения «изнутри» предусматривают активное участие самого исследователя в анализе и оценке наблюдаемого процесса. Например, анализ тренировочных занятий действующими спортсменами (физическая нагрузка, объем двигательной активности и др.).

Невключенные наблюдения предусматривают наблюдения со стороны за изучаемым явлением, не принимая личного участия в нем.

Открытыми наблюдениями называются такие наблюдения, при которых занимающиеся и преподаватель знают, что за ними наблюдают. В этом случае исследователю необходимо раскрыть перед ними практическую значимость наблюдений и постараться расположить к себе преподавателя и занимающихся.

При скрытом наблюдении ни преподаватель, ни занимающиеся не знают, что за их действиями ведется наблюдение.

Непрерывные наблюдения характеризуются той продолжительностью, которая свойственна изучаемому педагогическому явлению (например, наблюдение за учеником от начала и до конца урока).

Прерывистые наблюдения – это когда наблюдению подвергаются только отдельные этапы педагогического явления (например, наблюдение за разбегом в прыжках в длину).

Перед проведением педагогического наблюдения исследователь должен: 1. Определить задачи наблюдения; 2. Наметить объекты наблюдения; 3. Подобрать приемы фиксации полученных данных (протоколирование, кино- или видеосъемка, звукозапись и др.).

е) Педагогический эксперимент представляет собой запланированное вмешательство в учебно-воспитательный процесс с целью изучения какого-либо педагогического фактора.

Педагогический эксперимент строится по следующей схеме: начальное исследование → проведение занятий → промежуточное исследование → проведение занятий → конечное исследование.

Различают несколько видов педагогических экспериментов:

Преобразующий – предусматривает разработку нового в науке и практике.

Констатирующий – предполагает проверку уже имеющихся знаний о том или ином факте, явлении.

Естественный – проводится в обычных условиях обучения и воспитания (например, в процессе проведения урока физической культуры в школе).

Модельный – характеризуется значительными изменениями типичных условий, что позволяет вычленить изучаемое явление из целого ряда побочных явлений (например, необходимость изучить влияние физической нагрузки большой интенсивности на уроке физической культуры на умственную работоспособность школьников).

Лабораторный – характеризуется строгой стандартизацией условий, позволяющих максимально изолировать исследуемых от влияния изменяющихся условий окружающей среды (например, изучение реакции организма на велоэргометрическую пробу различной длительности и интенсивности).

2. Методы сбора ретроспективной информации включают в себя:

а) Анализ литературных источников;

б) Анализ документальных материалов;

в) Опрос (анкетирование, беседы, интервью).

С их помощью можно получить информацию, отставленную по времени. Так, например, анализ литературных источников определяет степень и характер разработанности предшественниками того вопроса, который ставится для изучения.

3. Методы математической обработки результатов исследования.

Результаты педагогического исследования обрабатываются с использованием математической статистики. При этом вычисляются следующие показатели:

Средняя арифметическая (), являющаяся производной, обобщающей количественные признаки ряда однородных показателей (совокупности). Определяется по формуле:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: