Известные произведения А.Матисса

СОДЕРЖАНИЕ

  стр.
Введение  3
1. Биография А.Матисса 4
2. Известные произведения А.Матисса 5
3. Изучение произведений А.Матисса на уроках изобразительного искусства 8
Заключение 9
Список использованных источников 10

 

Введение

 

Согласно мнению известного русского педагога Бориса Тимофеевича Лихачева: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования художественно-эстетического отношения к жизни». Он подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. У детей расширяется кругозор, активизируются познавательные процессы, воспитывается внимание, развивается эстетическое восприятие и отношение, эстетическая оценка, образное мышление, творческое воображение.

Вводя детей в мир искусства, необходимо создать условия для обогащения их внутреннего мира, приобщать к ценностям отечественной и мировой художественной культуры, способствовать формированию их духовных и нравственных качеств.

Примером такой деятельности, может служить творчество известного французского художника и скульптора, лидера течения фовистов Анри Эмиля Бенуа Матисса, известного своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму.

Цель работы: ознакомиться с творчеством Анри Матисса.

Задачи работы:

1. Найти в литературе и интернет-источниках материал о жизни и творчестве художника Анри Матисса.

2. Проанализировать и скомпоновать весь собранный материал и оформить надлежащим образом.

3. Оформить презентацию по соответствующей теме.

Объект исследования: произведения Анри Матисса, как средство образного выражения.

Предмет исследования: методы, использованные в создании произведений.

Гипотеза: современное искусство базируется на простоте, открытой Матиссом.

Методы исследования:

1. Анализ литературы и интернет источников.

2. Анализ учебников изобразительного искусства для начальной школы.

Практическая значимость: материалы исследования могут использоваться в начальной школе для подготовки к уроку по изобразительному искусству.

 

Биография А.Матисса

 

Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года в семье хлеботорговца на севере Франции. Получив диплом юриста, предпочел надежной юридической карьере путь живописца. Увлечение живописью привело его на курсы в рисовальную школу, потом в Академию художеств в Париже, основанную Родольфом Жюлианом, а затем в Школу изящных искусств, где его учителем стал Гюстав Моро – художник символист, использовавший язык цвета для передачи своего видения мира. Успехи были несомненны. Однако знакомство с импрессионистами резко изменило стиль его картин.

В 1905 голу в Осеннем салоне художник выставил картину «Женщина в шляпе». В выставке также участвовали Альбер Марке, Морис Вламник и Андре Дерен. Их работы с кричаще-резким колоритом и намеренно упрощенными формами, ставшие словно оскорблением для публики, послужили причиной скандала и были названы дикими. Это метко сказанное слово и легло в основу названия нового направления живописи – фовизм.

В 1905-1907 гг. Матисс становится лидером нового художественного направления - фовизма. Фовистский период в творчестве Анри Матисса - начало создания новой индивидуальной манеры письма. Главной проблемой был цвет. С помощью лавины цветов художник, упрощая формы, сводя их к плоскости, как бы создавал мир заново.

К особенностям художественного метода Матисса относится следующее:

- преобладание ярких, сочных цветов над формой, упрощение формы;

- основными жанрами являются пейзаж, натюрморт, портрет, фигурные композиции, монументально-декоративное панно;

- в картинах художник утверждал красоту и радость бытия, оптимизм;

- «цвет – первичный элемент живописи»;

- лозунг Матисса: «Радость жизни!»

В работах Матисса второй половины 10-х гг. заметно воздействие кубизма («Урок музыки», 1916-1917 гг.); произведения 20-х гг., напротив, отличаются непосредственностью, колористическим многообразием, мягкостью письма (серия «Одалиски»).

В 30-40-х гг. художник сочетает открытия предыдущих периодов, декоративность фовизма с аналитически чётким построением композиции (фриз «Танец» в Музее Барнеса, 1931-1932 гг.) и с тонко нюансированным цветовым строем («Ветка сливового дерева», 1948 г.).

Постоянные мотивы в его творчестве - танец, идиллические сцены, узоры ковров и тканей, плоды, вазы и статуэтки («Красные рыбы», 1912 г.; «Натюрморт с раковиной», 1940 г., и др.). Матисс предпочитает оперировать линией - тонкой, иногда прерывистой, иногда долгой и круглящейся, прорезающей белый или чёрный фон (серия «Темы и вариации», 1941 г.; иллюстрации к «Стихам» С. Малларме, к «Пасифае» де Монтерлана, к «Стихам о любви» П. де Ронсара).

В 40-х гг. художник часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги, создавая замечательные коллажи с различными фигурами, вырезанными из предварительно окрашенной гуашью бумаги (серия «Джаз», 1944-1947 гг.). К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х гг., но особенно часто в 20-30-х гг. (рельеф «Обнажённая женская фигура со спины», 1930 г.).

Его последняя работа — оформление интерьера (в том числе витражи) «Капеллы чёток» в городке Ване близ Ниццы (1953 г.).

Анри Матисс еще при жизни стал почитаемым живописцем, его творчество было признано в Европе, чего добивался далеко не каждый художник. В 1952 открылся его собственный музей в Ле Като-Камбрези.

 

Известные произведения А.Матисса

 

Рассмотрит наиболее известные произведения Анри Матисса.

Картина «Женщина в шляпе» (1905 г.). С картины на зрителя смотрит дама в высокой шляпе, сидящая в полоборота. Ассиметричные черты лица, дикие краски – изображение так не похоже на реального человека (а ведь портрет призван, в первую очередь, воспроизводить облик модели), что не могло не показаться уродливым. Художник максимально усиливает звучание красок, доводя его до абсурда. При этом странные резкие цвета удивительным образом гармонируют друг с другом, придавая колориту мажорное значение. Картина живет своей жизнью, не зависящей от жизни реальной героини, окружающей действительности и колористических отношений, существующих в природе. Она формирует представление о гармонии цветовых сочетаний. Матисс творит принципиально иное искусство, абсолютно свободное от правил и канонов.

Непонятна и чужда публике оказалась картина «Мадам Матисс» (1905 г.). Амелия с иссиня-черными волосами (ставшими буквально синими под кистью Матисса) и зеленой полосой на лице – видимо, тени, проходящей по линии носа, - изображена на условном фоне, закрашенном красным, фиолетовым и зеленым цветами. Именно закрашенном – настолько грубо и неряшливо нарисован фон крупными разнонаправленными мазками, напоминающий детский рисунок (кстати, художник считал для себя необходимым обращение к чистому и непосредственному детскому творчеству). Взгляд бездонных черных глаз модели неуловимо ускользает от зрителя, заставляя разгадывать загадку, ничем не выдаваемую на непроницаемом лице-маске. Он подобен взгляду египетских фараонов на древних изображениях: глаза «наместников богов» всегда смотрят поверх зрителя, словно сквозь него, они устремлены в глубь веков, то есть в вечность. Крупная форма, нарочито грубая проработка индивидуальных черт лица, толстые контурные линии и большие плоскости локальных цветов придают работе монументальность и сходство с витражами, к которым художник придет в конце жизни.

Антри Матисс, как и другие фовисты, творил искусство ради искусства.

Картина «Мадам Матисс» (1907 г.). На картине молодая черноглазая Амелия уподоблена восточной красавице. Матисс был превосходным рисовальщиком и прекрасным колористом: благодаря сочетанию гибких подчеркнутых контуров и верно подобранных цветов картина получила максимальное эмоциональное звучание. Фигура женщины, мастерски написанная в теплой гамме красного и желтого цветов с доминирующим черным, эффектно выделяется на контрастном холодном сине-фиолетовом фоне. И этот контраст создает глубину пространства: фиолетовый фон кажется расположенным дальше, чем фигура Амелии.

С помощью цвета и формы Анри Матисс пытался выразить мысли, эмоции, настроение.

Картина «Натюрморт с голубой скатертью» (1909 г.). Набор предметов на картине не сложен: блестящий кофейник, бутыль из зеленого стекла и ваза с фруктами. Ощущается душевная привязанность художника к изображаемым простым предметам. Показанная узорчатая скатерть считается его любимой, а посуда восхищает нас фигурной красотой и отблесками света. Оригинальным отступлением от классической живописи является отсутствие у предметов тени. Яркие контрасты, изумительно сочные краски, ритмичный восточный орнамент ткани – все это призвано пробудить у зрителя чувство насыщенности жизни. В нелегкие времена, когда пришлось творить живописцу, общество особенно нуждалось в новой радости, надежде и отдыхе от всего мрачного, гнетущего, пугающего. Такими спасительными средствами оказались натюрморты Матисса. Натюрморт дарит состояние безмятежного созерцания, детской легкости и чистоты восприятия. Неприхотливый узор синеватой скатерти, забавный, энергичный, нечеткий, завлекает внимание зрителя и будто бы напоминает о том, что жизнь – всего лишь игра – красочная и радостная.

В 1910 году Матисс получил заказ от Сергея Щукина на создание трех декоративных панно для оформления особняка. Так появился на свет знаменитый «Танец». На огромном полотне представлен хоровод. Пять человек, взявшись за руки, образуют круг – замкнутое пространство. Эти пятеро слились в одно целое, они живут одной музыкой, одним моментом, одним дыханием. Холст буквально передает душу танца, эмоцию движения. На холсте мы видим вершину холма, на ней неистовых плясунов, а вокруг синее небо, будто опрокидывающееся в пропасть за холмом. Больше на холсте ничего нет. Художник лаконичен. Он максимально упрощает свое произведение. На сине-зеленом абсолютно условном фоне четко выделяются красные фигуры. Всего три краски – и такая сила выразительности! Это полотно очень декоративно: хоровод изгибающихся тел и сомкнутых рук похож на гигантский узор.

Картина «Красные рыбки» (1912 г.). Этой картиной художник покорил своих зрителей. Сюжет картины довольно прост: перед нами предстает небольшой живописный уголок — то ли кусочек террасы, то ли оранжерея. Яркие пятна цветов и сочная зелень листьев служат фоном для небольшого стола, на котором уютно расположился аквариум с плавающими в нем красными рыбками. В левом нижнем углу видна ажурная деталь — возможно, это часть садовой скамейки или же элемент ограды. Вся композиция выполнена в контрастных и ярких тонах, создающих приподнятое настроение.

Как и во многих работах этого талантливого живописца, в картине нарушены правила перспективы. Стол нарисован так, как он выглядит при взгляде сверху, в то время как на аквариум зритель смотрит сбоку. Если присмотреться внимательнее ко всем элементам, то можно обнаружить, что ритм всей картине задает форма круга. Небольшие зеленые листочки растений в верхнем левом углу холста рифмуются с такими же круглыми листиками внизу справа, а формы аквариума гармонируют с очертаниями столешницы. Элемент в виде круга есть даже на ножке стола, выглядывающей снизу. Благодаря этому приему художнику удалось вложить в свою картину чувство умиротворения, передать то состояние спокойного созерцания, которое обычно охватывает человека, наблюдающего за рыбками в аквариуме. Вода, в которой плавают рыбки, такая прозрачная, что на ее поверхности мы видим их отражение — такое же яркое и сочное, хоть и лишенное четкости. Два горшка с комнатными растениям, стоящие на столе, уравновешивают композицию: яркие зеленые листья на светло-лиловой столешнице перекликаются со схожими оттенками в верхней и нижней части картины. Если приглядеться, можно увидеть чуть заметное подрагивание, ленивое шевеление. Рыбы неспешно плывут, открывая рот, а кругом изумрудная зелень, цветы, и влажный, словно вибрирующий воздух. Движение бесконечно снующих рыбок вовлекает в прекрасный мир, словно увиденный глазами ребенка.

Картина «Лодка» (1937 г.). На картине Анри Матисс изобразил лодку под парусом, отражение которой можно увидеть в воде. Сначала никто не мог понять, что здесь изображено. Дошло до курьезного случая. Картина была выставлена в Нью-Йоркском Музее современного искусства в 1961 году. Прошло больше месяца прежде, чем кто-то обратил внимание на то, что картина висит вверх ногами. На полотне изображены 10 фиолетовых линий и два голубых паруса на белом фоне. Два паруса художник нарисовал не просто так, второй парус — это отражение первого на глади воды. Картина абсолютно симметрична лишь на первый взгляд. Если присмотреться, то можно заметить левый приподнятый конец. Именно он и есть достаточно схематичное изображение носа лодки, точнее даже не самой лодки, а лишь ее парус. У отражения в воде приподнятый конец уже отсутствует. Кроме паруса Матисс изобразил облака и линию горизонта. Это и есть те самые линии розового цвета. Работа гениальна своей простотой. Это творение способно разбудить фантазию и воображение. Зрителю приходится думать о том, что хотел сказать автор этой картиной. Она похожа на детский рисунок. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле, она гениальна. Скорее всего Матисс стремился удивить не только своих современников, но и тех, кто будет смотреть на его картину в будущем.

Матисс отнял глубину у живописи. Его можно назвать мастером плоскости. Художник дал новую роль цвету, он показал его самостоятельную ценность.

Матисс неустанно изобретал новые формы искусства. Самым известным его изобретением стал декупаж, при помощи которого создана картина «Голубая обнаженная» (1952). Процесс создания он называл «рисованием ножницами». В этой работе его умение работать с геометрическими формами и упрощать вышло на новый уровень.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: