Творчество композитора-виолончелиста Б. Ромберга

Доклад Иванова Алексея, 2 класс виолончели.

 

Ромберг - немецкий виолончелист – виртуоз, композитор, дирижер, родился 11 ноября 1767 года в Динклаге. Музыкой занимался под руко-водством отца. С 1774 по 1796 год и в 1799 году концертировал по странам Европы, завоевав славу выдающегося виолончелиста.

 

Несколько раз был в России, длительное время жил в Москве. С 1801 по 1803 год - профессор Парижской консерватории, в 1805- 1806 годах, 1816 – 1819 годах Ромберг работает солистом Берлинской придворной капеллы. Последующие годы с некоторыми перерывами работает придвор-

ным дирижером в Берлине (в 1839 – 1840 годах состоялась концерт-ная поездка в Англию, Францию), жил в Гамбурге. Ромбергнахо-дился в дружеских отношениях с Бетховеном. Ромберг - основопо-ложник немецкой школы виолончельной игры. Одним из учеников Ромберга был известный русский виолончелист Матвей Вильегорский.

Сочинения Ромберга:

Оперы  – «Улисс и Цирцея» (1807г.), «Рыцарская честь» (1817г.), «Альма» (1824г.);

5 симфоний,9 концертов, (7 – ой концерт, так называемый Швейцарский концерт, Ромберг посвятил Матвею Вильегорскому, своему лучшему ученику),

3 концертино для виолончели с оркестром;

камерно – инструментальные ансамбли, в том числе 16 квартетов, многочисленные сочинения

для виолончели и фортепиано; сонаты, фантазии, пьесы на испанские, румынские, русские (его очень привлекала красота русского фольклора, а также романсовое творчество композиторов), шведские темы, полонезы и др.;

«Школа игры на виолончели» (1839г.).

 

Сочинения Ромберга исполняют в музыкальных школах, училищах.

В истории виолончельного искусства до Ромберга не было ни одного исполнителя, равного ему по всемирной славе. Европа восхищалась его исполнительским талантом; его называли королем виолончелистов и вообще всех виртуозов, забрасывали цветами, сочиняли в его честь сонеты, экспромты, поэмы; называли «Орфеем наших дней».

Его игра отличалась исключительным благородством, мужественно-стью, огневой патетичностью, мощью звучания, отчетливостью и классицистской организованностью техники. Были в ней и типичная для немца серьезность, «глубокомысленность», «ученость», ощущавшаяся и в его сочинениях. Виртуозность Ромберга, лишенная внешней эффективности, базировалась на прочной классической технике.

При всем размахе и величии Ромберга в нем было много от немецко-го бюргера, с его благовоспитанностью, педантизмом. Недаром столь чужды оказались ему стихийность, порывистость и взволнованный драматизм ро-мантиков; недаром и в классическом искусстве он многое не понял и не принял. Известно, что даже квартет (Фа-мажор, оп.59) Бетховена показался ему «смешным и диким», не говоря уже о квартетах последнего периода, перед которыми он останавливался в полном недоумении.

Указывая на черты ограниченности Ромберга, не следует забывать, что таких, как он, было большинство, причем даже в среде крупных музыкан-тов. Для своей эпохи Ромберг являлся в художественно-эстетических вкусах достаточно передовым человеком, а его борьба за содержательное искусство в пору начавшегося увлечения внешней виртуозностью достойна истинного уважения. Он выступал как непримиримый противник салонной чувствитель-ности и в виолончельной «Школе» писал: «Музыка не должна служить нам пустым времяпрепровождением, а напротив того, цель её – сделать челове-ческое сердце полным чувства и восприимчивым ко всему красивому и хорошему».

Ромберг был плодовитым композитором, написал множество сочинений в разных жанрах: в его наследии оперы, оратории, симфонии, музыка к драмам, концерты. Квартеты, каприсы, фантазии, полонезы, сборники вариаций на шведские, испанские, румынские, русские темы. Только на русские песни и романсы он сочинил 4 тетради вариаций.

Оперы Ромберга ставились во многих европейских театрах, квартеты пользовались едва ли не такой же популярностью, как бетховенские, симфонии и увертюры исполнялись в концертах. За ораторию на текст драмы Шиллера «Колокол» композитор был удостоен почетного диплома доктора музыки; эта оратория триумфально обошла концертные залы германии, Австрии, России. Даже в русских провинциальных усадебных очагах музицирования, силами местных крепостных оркестров разыгрывались симфонии Ромберга, о чем вспоминает Глинка в «Записках».

В наше время кажется уже странным, как могли современники столь горячо любить его сочинения, наполненные сухими этюдообразными фигурациями и поверхностно – сладостной кантиленой. А ведь и Одоевский лестно отзывался о его концертах. Но, через 14 лет, услыхав темпераментную игру Серве, Одоевский коренныим образом изменил мнение о музыке и «методе» игры Ромберга. Под смычком Серве, писал он, - «виолончель потеряла тот степенный, важный, спокойный и, сказать правду, немножко монотонный характер игры, присвоенный ей Ромбергом; виолончель последовала за веком и приняла характер страстной и бурной всех других произведений искусства».

Произведения Ромберга входят в учебную программу ДМШ и музыкальных отделений школ искусств, музыкальных училищ. На его произведениях совершенствуют исполнительскую технику учащиеся.

Список литературы:

1.Ю.Булучевский, В.Фомин. Краткий музыкальный словарь для учащихся

2.Ю. Вайнкоп,И.Гусин. Краткий биографический словарь композиторов.

3.Л.Михеева. Музыкальный словарь в рассказах

4. Я. Миллер. Шеренга великих композиторов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: