Методическая разработка урока по окружающему миру (игра, работа в группах) с использованием интерактивной доски. Презентация прилагается.
«Путешествие по морю Знаний».
Класс
Обобщение по разделу: «Земля и Солнце».
Задание № 1.(Остров Вещества.)
| корабль «__________________» |
Ответьте на вопросы:
1). Из каких веществ состоят следующие предметы:
- мяч - _______________
- линейка - ________________
- ключ - ______________________
- сугроб - ________________
- ваза - ___________________
- бревно - ___________________
- варежки - _________________
2). Сколько состояний вещества вы знаете? _____________
3). Могут ли вещества изменить своё состояние? ___________
4). Если могут, то при как их услови ях? __________________
____________________________________________________
5). Какими признаками обладают:
твёрдые тела _________________________________
_________________________________
жидкости _________________________________
_________________________________
газы __________________________________
__________________________________
6).В каком состоянии находятся следующие вещества?
- кисель - __________________________
- соль - __________________________
- природный газ - _____________________________
- бензин- ___________________
- кислород - _________________________
- пенопласт - __________________________
Общее количество баллов за задание:
Задание № 2. (Остров природных явлений.)
| корабль «__________________» |
Ответьте на вопросы:
1). Что является воздушной оболочкой Земли? _________________
2). Мороз, гроза, радуга, дождь, снегопад, ураган. Что это такое?
____________________________________________
3). Как называется количество тепла? _______________________
4). Какое явление природы соответствует 0˚С?
_____________________________________
5). Какое явление природы соответствует +100˚С?
______________________________________
6). Какие вы знаете виды осадков? Перечислите их. ____________
_________________________________________________________
7). Что такое ветер? ______________________________
8). Какими словами можно выразить силу ветра? ______________
______________________________________________________
9). Какой учёный впервые предложил шкалу измерения температуры?
Что ты о нём знаешь? ___________________________________
______________________________________________________
10). Запиши следующие показатели температуры: 15 градусов ниже
нуля, 22 градуса мороза, 16 градусов тепла, 30 градусов жары.
_____________________________________________________
11). Как называется порядок обычных изменений погоды
в течение года? ___________________________________
12).Вспомни признаки ухудшения и улучшения погоды. Соедини.
|
- Дым стелется книзу.·
- Солнце садится без облаков.·
- Летом к вечеру образуется роса.·
- Облака двигаются навстречу
друг другу.·
Общее количество баллов за задание:
| корабль «__________________» |
Задание № 3. (Остров Планета.)
Ответьте на вопросы:
1).Какие доказательства шарообразности Земли ты знаешь?
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
2). Что такое линия горизонта? ______________________________
_________________________________________________________
3). Кто из великих путешественников впервые обогнул земной шар? ____________________________________________________
4). Как называется модель земного шара? _____________________
5). Назови причину смены дня и ночи. ________________________
_________________________________________________________
6). Назови две неподвижные точки на планете. _________________
7).Назови две причины смены времён года. ___________________
_________________________________________________________
8). Сколько тепловых поясов вы знаете? __________________
9). Как называется линия, опоясывающая Землю, находящаяся на
одинаковом расстоянии от полюсов? _________________________
10). Как называется прерывистая линия, ограничивающая холодный пояс? __________________________________________
11). Как называется прерывистая линия, ограничивающая жаркий
пояс? __________________________________________
12). Куда направлена воображаемая земная ось? ________________________________________________________
Общее количество баллов за задание:
| корабль «__________________» |
Задание № 4. (Архипелаг Космос.)
Ответьте на вопросы:
1). Как называется пространство, в котором расположены все небесные тела? _______________________________________
2). Чем отличаются планеты от звёзд? ________________________
__________________________________________________________________________________________________________________
3). Назови ближайшую к нам звезду? ________________________
4). В каком созвездии находится Полярная звезда?
_________________________________________________________
5). Перечисли планеты Солнечной системы по порядку, начиная от
центра. __________________________________________________
_________________________________________________________
6).Какую планету учёные теперь не считают планетой? _________
7). Как называется явление, когда Солнце скрывается за Луной?
_______________________________________________________
8). Изобрази:
новолуние растущую луну полнолуние убывающую луну
9).Какое явление возникает в космическом корабле после выхода на орбиту? ______________________________________________
10). Назовите первого космонавта планеты. __________________
11). Назовите первого космонавта, вышедшего из корабля в
открытый космос? _______________________________________
12). Как называется беспилотный космический корабль,
вращающийся по орбите? _________________________________
Общее количество баллов за задание:
Задание №5. (Остров Ньютона.)
| корабль «__________________» |
Ответьте на вопросы:
1). В какой стране жил Исаак Ньютон? __________________
2). Как называется закон, который первым сформулировал Ньютон? __________________________________________
3).Сформулируйте этот закон. _____________________________
_______________________________________________________
4). В повседневной жизни мы не замечаем действие этого закона.
Мы замечаем только одно из его проявлений.
Какое? _______________________________________________
Почему? _____________________________________________
5). Почему камень падает на землю? ______________________
6). Что сильнее притягивает Земля сложенный зонтик или
раскрытый? _______________________________________
Почему? __________________________________________
7). Что быстрее достигнет земли сложенный зонтик или раскрытий?
Почему? ________________________________________________
________________________________________________________
8). Подумайте и вставьте в стихотворение недостающие слова, стараясь сохранить размер и рифму.
Когда считаю денежки в копилке,
То пользуюсь я действием __________________. (сложением)
Когда я с лошади лечу лицом в опилки,
То вспоминаю про _________________________________. (земное притяжение)
Когда мне мама ставит градусник подмышку,
То представляю _________________ я с книжкой. (Цельсия)
Смотрел на лужи он осенние и _________________________. (воду кипятил)
Создав свою шкалу, он мир обогатил.
Когда летит вокруг Земли наш спутник по _________________, (по орбите)
Тогда по сотовому вы друг с другом _________________. (говорите)
Не зря я вечерами учу, учу, учу.
Сегодня я, наверняка, ________________________________. (пятёрку получу)
Общее количество баллов за задание:
Путешествие по морю Знаний (игра по окружающему миру).
Пояснения для учителя.
1). Данные задания выдаются учащимся во время игры «Путешествие по морю Знаний» на уроке окружающего мира.
2). Форма урока – работа в группах.
3). Цель урока: проверка знаний учащихся, повышение интереса учащихся к научным знаниям, к предмету «окружающий мир», развитие коммуникативных способностей.
4). Урок проводится с использованием интерактивной доски.
5). Канва игры – презентация «Путешествие по морю Знаний».
6). Перед началом урока детям выдаются гюйсы (морские воротники) и сообщаются списки групп, которые учитель составил по своему усмотрению (группы должны быть равносильными).
7). Парты перед началом урока должны быть поставлены определённым образом, то есть, составлены в столы (из двух парт), возможно, накрыты скатертями. Вокруг каждого стола полукругом – стулья.
8). На столах списки групп учащихся с графой: «Оценка за урок», макеты кораблей с пустой табличкой для названия.
9). Дети входят в класс под «морскую» музыку, песенку и устраиваются за своими столами.
10). На доске высвечивается первый слайд. Учитель сообщает детям, что для того, чтобы отправиться в путешествие, они должны выбрать капитана, придумать название своего корабля и написать его на соответствующей табличке.
11). Если дети впервые работают в командах, следует объяснить им, что капитан не должен всё делать сам. Скажем, писать ответы на вопросы лучше тому, кто быстрее пишет, а, может быть, стоит менять того, кто пишет. Капитан координирует действия своей команды, а не работает за всех. Ведь оценку получат все.
12). В данной игре все задания письменные. Устно дети работают только со слайдами, да и то их ответы не учитываются.
13). Нужно объяснить детям, что это не спортивные соревнования. Надо стараться выполнять все задания быстро, но тем, кто первыми выполнили задание, никаких поощрительных баллов не даётся. Поэтому излишне спешить не надо.
14). Отвечать на вопросы следует подробно. Например, те, кто напишут, что Земля делает полный оборот вокруг Солнца за год, получат 1 балл; а те, кто напишут: за год, за 365 дней, получат 2 балла.
15). Следует сообщить учащимся, что оценки за урок они будут выставлять себе сами, всей командой, с решающим правом капитана. А та команда, которая наберёт больше всех баллов, претендует на дополнительную пятёрку.
16). В связи с этим, на классной доске должна быть таблица, куда будут заноситься результаты за каждое задание, по мере их поступления.
17). Учителю надо постараться успевать проверять ответы предыдущего задания, пока дети выполняют следующее. Это реально, так как команд должно быть 4 – 5 (по 4 – 6 человек).
18). Пока учитель будет проверять последнее задание, детей можно попросить написать отзыв об игре, чтобы они были заняты. (Предусмотреть, чтобы у всех детей были с собой пеналы, а на столах стопка листочков.) Хотя в последнем задании вопросов немного, к тому же стихотворение можно проверять вслух.
19). При выставлении оценок в журнал следует осведомиться у детей, все ли согласны с решением команды. В общем, помочь решить спорные вопросы, если таковые появятся.
20). Предполагается успеть всю игру провести за урок, учитывая одну, две физкультминутки в «морском» духе: «плавание» кораблей по периметру класса – задача не столкнуться с другими кораблями и никого не потерять; «моряки на отдыхе» – танец «яблочко» и т.д.
Счастливого плавания!
Семь футов под килем!






