Использование основных методов в экологическом образовании дошкольников

Методы экологического образования и воспитания бывают: наглядные, практические, словесные. Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста, так же, как сосуществуют основные формы мышления. Каждая из выделенных групп методов предполагает включение приемов различного характера (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы - имитация голоса, движения и т. д., в результате чего в каждом методе в различных сочетаниях используются все три формы мышления при ведущей, определяющей роли одной из них. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста, предполагает использование не только разнообразных методов, но и форм работы. В педагогической деятельности используются следующие формы: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Основным методом в экологическом образовании детей является наблюдение. С его помощью ребенок не только познает внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и др., но и приобретает различные навыки, направленные

на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений).

Наблюдения способствуют формированию осознанно-правильного отношения к природе. Многообразие явлений природы, окружающей дошкольников, создает для воспитателя условия для организации наблюдений. Общая педагогическая цель при этом заключается в том, чтобы пробудить интерес, познавательную активность детей, развить их наблюдательность, желание и умение смотреть на окружающий мир. При таком подходе наблюдение становится целостным педагогическим процессом и совместной деятельностью педагога и детей. При этом действия педагога направлены на планирование и организацию наблюдения, на решение воспитательно - образовательной задачи, а умственные усилия детей - на полноценное восприятие объекта, на получение нужной информации. При такой деятельности наблюдение становится методом экологического воспитания, посредством которого формируются конкретные экологические знания об объектах и отношение к ним. Наблюдение развивает у детейразные оттенки отношения к природе: познавательный интерес, эстетические переживания, сочувствие.

Важный метод экологического образования - словесный, его правильное использование в разных формах работы с детьми. Наибольшее значение имеет беседа - это последовательная цепочка вопросов помогающих понять причинно - следственные связи, сделать обобщения, выводы. Использование словесного метода обусловлено сущностью общения желанной для детей деятельностью. Учебный диалог способствует выработке осознанно - правильного отношения к природе, если педагог правильно подбирает слова, выстраивает высказывания, объясняет. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными, растениями, людьми.

Нетрадиционные формы экологического образования дошкольников.

Нетрадиционные формы работы позволяют расширять представления детей о природе, воспитывать гуманное отношение к живому, побуждать к эстетическим переживаниям, связанными с природой, решать задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности. И данная работа приносит свои результаты. Более интересными я считаю следующие формы и методы: проектный метод, экологическая тропа, экологический театр, экологические выставки и экспозиции, опытно- экспериментальная деятельность, использование компьютерных технологий и мультимедийные презентации и многое другое.

Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов, дающий возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Мы с детьми реализовали такие мини-проекты как: «Маленькие огородники», «Растение-доктор».

Нет более благоприятного времени для общения детей с природой, чем лето, и поэтому на территории нашего детского сада существует экологическая тропа, цель которой состоит в формировании у детей осознанно — правильного отношения к окружающим их природным явлениям и объектам. Совместно с детьми мы составили экологическую тропу детском саду. Наш главный «хозяин» это Лесовичок, который помогает нам: дает задания, играет с нами. В «Зоне леса» мы рассматриваем экосистему хвойного леса, его жителей, травяной покров, в зоне «в гостях у насекомых» - стоит Пень — жилище для мелких организмов: насекомых, пауков, грибов, лишайников, мхов и многих других. На нашем огороде с ранней весны до окончания лета мы вместе с детьми выращиванием различные культурные растения.

Экологический театр наряду с другими несет в себе и серьезную воспитательную цель: объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, показать неприглядность потребительского отдыха и подчас бессмысленность производств, загрязняющих все вокруг. В организационной этой работы мы пока делаем первые шаги: сценарии всех сказок придумываются или берутся из интернет ресурсов. Нам также в этом помогают и родители и музыкальный руководитель, постепенное знакомство с сюжетом дает возможность хорошо разобраться в поступках героев. С детьми инсценировали такие сказки как «У солнышка в гостях», «листопад».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: