Практическая работа № 5
Наименование работы: Анализ Коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны
Цель работы:
· получить умение самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, осуществлять поиск в решении проблемных ситуаций в области изучения истории Коренного перелома в ходе Второй мировой войны.
· объяснять причины успеха советского контрнаступления под Сталинградом и победы в Курской битве;
· сравнивать Сталинградское сражение и Курскую битву;
Литература:
1. Сахаров А.Н., Загладин Н.В., Петров Ю.А. История. Конец XIX – начало XXI века. 11 класс. Базовый и углубленный уровень Учебник. — М.: ООО Русское слово - учебник, 2019. §27
2. История России: учебник и практикум для СПО / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 545 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01293-4. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/istoriya-rossii-433333
3. История России: учебник и практикум для СПО / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 545 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01293-4. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/istoriya-rossii-433333
|
|
4. История новейшего времени: учебник и практикум для СПО / под ред. В. Л. Хейфеца. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 345 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09887-7. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/istoriya-noveyshego-vremeni-442413
5. История России в 2 ч. Часть 2. 1941—2015: учебник для СПО / М. В. Ходяков [и др.]; под ред. М. В. Ходякова. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 300 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04769-1. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/istoriya-rossii-v-2-ch-chast-2-1941-2015-436506
6. Князев, Е. А. История России. ХХ век: учебник для среднего профессионального образования / Е. А. Князев. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 234 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13336-3. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 169
Коренной перелом в ходе войны. Завершающий этап Великой Отечественной войны. Видеоурок по истории
Отрывок из романа В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба»
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы
Коренной перелом – радикальное изменение в ходе Великой Отечественной войны, характеризующееся переходом инициативы от Германии к СССР и резким ростом экономическо-военной мощи СССР.
В первый период Великой Отечественной войны, инициатива полностью принадлежала войскам Германии и ее союзников, благодаря целому ряду факторов.
Однако в середине войны, ситуация изменилась и началась Сталинградская битва, положившая во втором своем периоде начало коренному перелому.
|
|
Коренной перелом включает в себя:
· Переход стратегической инициативы от Германии к Советскому Союзу. Немцы превратились из наступающих в обороняющихся, а Советский Союз начал контрнаступление;
· Подъем военной экономики и промышленности. Советский Союз бросил все силы на то, чтобы заводы обеспечивали фронт самым современным оружием, многие предприятия были переквалифицированы в военные;
· Качественные изменения сил на мировой арене благодаря тому, что СССР перешел в наступление.
Ход коренного перелома
В конце июня 1942 года немцы начали наступать на Юге в районе Сталинграда, где развернулись ожесточенные бои за город. 28 июля Сталин издал знаменитый приказ «Ни шагу назад», который говорил о том, что советская армия должна во что бы то ни стало удержать Сталинград и оттеснить немцев.
Бои за город продолжались несколько месяцев (с 17 июня по 18 ноября 1942 года), однако взять город немцам так и не удалось, несмотря на то, что многие обороняющиеся были уничтожены.
Введеный во втором периоде Сталинградской битвы план операции «Уран», предлагал объединить три советских фронта с целью окружить войска противника и уничтожить их или вынудить капитулировать. Благодаря блестящей работе командования под руководством генералов Г.К. Жукова и А.М. Василевского, уже к 23 ноября немцы были окружены, а ко 2 февраля Сталинградская битва закончилась победой советских войск.
С этого момента стратегическая инициатива перешла к Красной Армии, а также на фронт начало поступать новое, более современное оружие, что обеспечило техническое превосходство над противником. Вся страна трудилась на нужды фронта. Окончательный перелом в ходе Великой Отечественной войны произошел во времябитвы (с 5 июля по 23 августа). Добившись определенных успехов на южном направлении, в 1943 году немецкое командование начало наступательную операцию на Курском выступе, однако столкнулось с ожесточенным сопротивлением со стороны окрепших советских войск. 12 июля состоялось крупное танковое сражение, в результате которого, советским войскам удалось освободить Белгород, Орел и Харьков, а также нанести существенный удар по немецкой армии, которая была разбита практически полностью.
Битва на Курской дуге завершила этап коренного перелома и с этого момента инициатива в военных действиях даже на короткий срок, больше никогда не переходила к немецкой армии.
Значение и итоги коренного перелома
Во-первых, удачные операции в Сталинграде и Курской дуге позволили советским войскам перенять инициативу, начать контрнаступление и освобождение собственных городов, захваченных немцами. Были также освобождены тысячи военнопленных по всей стране.
После поражения под Сталинградом, в Германии впервые за всю войну был объявлен трехдневный траур, что стало причиной серьезной активизации европейского фронта, боровшегося с фашизмом.
Доказательством того, что коренной перелом действительно состоялся, стала тегеранская конференция, на которой встретились лидеры СССР, США и Великобритании. На конференции обсуждался перелом в войне и возможность открытия второго европейского фронта.
Период коренного перелома, фактически стал началом победоносного шествия советских войск во Второй мировой войне и началом падения Гитлеровской Империи.
Ход работы
Выполните предложенные задания:
Задание 1
Работа с отрывком из романа В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба»: Несколько месяцев назад Сталинград перестал жить своей обычной жизнью — в нём умерли школы, заводские цехи, ателье, ясли, кинотеатры... В огне, охватившем городские кварталы, вырос новый город — Сталинград войны — со своей планировкой улиц и площадей, со своей подземной архитектурой, со своими правилами уличного движения, со своей торговой сетью, со своими кладбищами, выпивками, концертами. Каждая эпоха имеет свой мировой город — он её душа, её воля.
|
|
Вторая всемирная война была эпохой человечества, и на некоторое время её мировым городом стал Сталинград. Он стал мыслью и страстью человеческого рода. На него работали заводы и фабрики, ротации и линотипы, он вёл на трибуну парламентских лидеров. Но когда из степи пошли в Сталинград тысячные толпы, и пустынные улицы заполнились людьми, и зашумели первые автомобильные моторы, мировой город войны... ещё полный боевых генералов и мастеров уличного боя, ещё полный оружия, с живыми оперативными картами, налаженными ходами сообщения, перестал существовать — начал своё новое существование, такое, какое ведут ныне Афины и Рим... Рождался новый город — город труда и быта, с заводами, школами, родильными домами, милицией, оперным театром... Мировой город отличается от других городов не только тем, что люди чувствуют его связь с заводами и полями всего мира. Мировой город отличается тем, что у него есть душа. И в Сталинграде войны была заключена душа. Его душой была свобода.
Вопросы к документу:
· Какой город, по мнению писателя, можно назвать мировым городом эпохи?
· Почему именно Сталинград стал мировым городом эпохи Великой Отечественной и Второй мировой войн?
· Как вы понимаете слова писателя: «Его [Сталинграда] душой была свобода»?
1. Ответить на контрольные вопросы
Контрольные вопросы:
1. Почему главным направлением летнего наступления 1942 г. немцы избрали Сталинград? Каковы последствия этого наступления?
2. Чем можно объяснить принятие приказа наркома обороны № 227 от 28 июля 1942 г.? Каково его содержание?
3. В чём состоял коренной перелом в ходе войны? Какими факторами он был предопределён? Почему стал возможен?
Вопросы и задания к документам
1. Документ № 1-3 свидетельствуют о том, что…
2. На основе документа № 4-6 я делаю следующие выводы о битве на Курской дуге:
1.., 2… и т.д.
|
|
3. На основе док № 7,8 я делаю следующие выводы: 1…, 2… и т.д.
4. Исходя из всего вышеперечисленного, я делаю следующие выводы о коренном переломе в ходе войны: 1…, 2… и т.д.
Документ № 1. Из донесения командующего 6-й армии генерала Паулюса, 22 ноября 1942 г. об окружении армии советскими войсками под Сталинградом.
Армия окружена… запасы горючего скоро кончатся, танки и тяжелое оружие в этом случае будут неподвижны. Положение с боеприпасами критическое. Продовольствия хватит на 6 дней… Прошу предоставить свободу действий на случай, если не удастся создать круговую оборону. обстановка может заставить тогда оставить Сталинград и северный участок фронта, чтобы обрушить удары на противника всеми силами на южном участке фронта между Доном и Волгой и соединиться здесь с 4-й танковой армией…
Документ № 2. Из приказа Гитлера от 24 ноября 1042 г. об оказании помощи 6-й армии, окружённой под Сталинградом.
6-я армия временно окружена русскими… Армия может поверить мне, что я сделаю всё от меня зависящее для её снабжения и своевременного деблокирования. Я знаю храбрую 6-ю армию и её командующего и уверен, что она выполнит свой долг.
Документ № 3. Из воспоминаний члена военного Совета Донского фронта А.С. Чаянова о капитуляции немецких войск под Сталинградом.
Сопротивление немецко-фашистских войск стало заметно слабеть. В ночь на 26 января штаб 6-й армии Паулюса, утратив руководство войсками, перебазировался в подвал универмага, что на центральной площади города… Утром 31 января позвонил командующий 64-й армии Шумилов. Радостный и возбуждённый, он сказал: -Дело идёт к завершению. Приезжайте в Бекетовку. будем принимать капитуляцию фельдмаршала: - Откуда взялся фельдмаршал? – спросил я. – Паулюс генерал-полковник! Мы тоже так считали, но оказывается, 30 января Гитлер возвёл его в фельдмаршалы и передал об этом по радио.
Документ № 4. Из приказа Гитлера, 15 апреля 1943 г. о наступлении на Курской дуге.
Я решил, как только позволят условия погоды, провести наступление «Цитадель» - первое наступление в этом году. Этому наступлению придаётся решающее значение. Оно должно завершиться быстрым и решающим успехом. Наступление должно дать в наши руки инициативу на всю весну и лето… На направлении главных ударов должны быть использованы лучшие соединения, наилучшее оружие, лучшие командиры и большое количество боеприпасов… Победа под Курском должна явиться факелом для всего мира!
Документ № 5. Из воспоминаний командующего 5-й гвардейской танковой армии П.А. Ротмистрова о танковом сражении под Прохоровкой.
…Немцы и мы одновременно перешли в наступление. Навстречу двигались две громадные танковые лавины. Через несколько минут танки первого эшелона наших 29-го и 18-го корпусов врезались в боевые порядки немецко-фашистских войск, стремительной сквозной атакой буквально пронзив боевой порядок противника. Гитлеровцы, очевидно, не ожидали встретить такую большую массу наших боевых машин и такую решительную их атаку. Управление в передовых частях и подразделениях врага было явно нарушено. Его «тигры» и «пантеры», лишённые в ближнем бою своего огневого преимущества, теперь успешно поражались советскими танками Т-34 и даже Т-70 с коротких дистанций. После сражения клубилось дымом и пылью, земля содрогалась от мощных взрывов. Танки наскакивали друг на друга и, сцепившись, уже не могли разойтись, бились насмерть, пока один из них не вспыхивал факелом или не останавливался с перебитыми гусеницами. Но и подбитые танки, если у них не выходило из строя вооружение, продолжали вести огонь. В середине дня чётко обозначился успех на главном направлении. Мы сделали главное – во встречном сражении остановили и смяли ударную группировку врага, наступавшую вдоль железной дороги на Прохоровку. Остриё танкового клина противника было сломлено.
Документ № 6. Из воспоминаний маршала Г.К. Жукова
Битва в районе Курса, Орла и Белгорода является одним из величайших сражений Великой Отечественной войны и второй мировой войны в целом. Здесь были не только разгромлены отборные и самые мощные группировки немцев, но и безвозвратно подорвана в немецкой армии и народе вера в гитлеровское военное руководство и в способность германии противостоять могуществу Советского Союза.
Документ № 7. Из воспоминаний командующего 40-й армии К.С. Москаленко о форсировании Днепра.
Передовые и разведывательные части начали форсирование Днепра на подручных средствах уже в ночь на 22 сентября… В дело пошло всё, что оказалось под рукой – брёвна, доски, бочки. Сколотив плоты, бойцы под огнём врага подталкивали их к самому берегу, спускали на воду… Первыми преодолевали реку штурмовые группы и отряды. Им была поставлена задача захватить плацдармы и обеспечить форсирование Днепра своим частям и соединениям. И они выполнили приказ, проявив подлинный героизм и беззаветную преданность Родине.
Документ № 8. Из приказа Верховного Главнокомандующего от 6 ноября 1943 года об освобождении Киева.
Войска 1-го Украинского фронта в результате стремительно проведённой операции со смелым обходным манёвром сегодня, 6 ноября, на рассвете штурмом овладели столицей Советской Украины городом Киев – крупнейшим промышленным центром и важнейшим стратегическим узлом обороны немцев на правом берегу Днепра. Со взятием Киева нашими войсками захвачен важнейший и наивыгоднейший плацдарм, имеющий важное значение для изгнания немцев из Правобережной Украины. В боях за освобождение города Киева отличились войска генерал-полковника Москаленко, генерал-лейтенанта Черняховского, танкисты генерал-лейтенанта Рыбалко, лётчики генерал-лейтенанта авиации Красовского и артиллериста генерал-лейтенанта артиллерии Королькова…
Выполните тестовые задания
1. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Событие | Дата | Участник(-и) |
Наступательная операция «Багратион» | _________ (А) | И. Х. Баграмян, И. Д. Черняховский |
Сталинградская битва | _________ (Б) | ___________ (В) |
______________ (Г) | Август–декабрь 1943 г. | Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, И. С. Конев |
Битва за Москву | __________ (Д) | ____________ (Е) |
1) М. А. Егоров, М. В. Кантария
2) сентябрь 1941 г. – апрель 1942 г.
3) Я. Ф. Павлов
4) битва на Курской дуге
5) битва за Днепр
6) июнь–август 1944 г.
7) июль 1942 г. – февраль 1943 г.
8) И. В. Панфилов
9) май 1942 г.
2. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Событие | Дата | Участник(-и) |
Сталинградская битва | __________(А) | В. И. Чуйков |
Тегеранская конференция | __________(Б) | __________(В) |
__________(Г) | январь—февраль 1945 г. | Г. К. Жуков |
штурм Берлина | __________(Д) | __________(Е) |
1) ноябрь—декабрь 1943 г.
2) Висло-Одерская операция
3) июль 1942 г.—2 февраля 1943 г.
4) апрель;—май 1945 г.
5) И. В. Сталин, Ф. Д. Рузвельт, У. Черчилль
6) июнь—август 1944 г.
7) 9 августа—2 сентября 1945 г.
8) И. С. Конев
9) Ясско-Кишинёвская операция
3. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Событие | Название населённогопункта (территории) | Год |
__________(А) | д. Прохоровка | __________(Б) |
__________(В) | г. Сталинград | 1942 г. |
Первый воздушный ночной таран в период Великий Отечественный войны | __________(Г) | __________(Д) |
Первая встреча советских и американских войск в период Великой Отечественной войны | __________(Е) | 1945 г. |
1) г. Торгау
2) 1943 г.
3) г. Москва и Московская область
4) г. Будапешт
5) окружение 6-й германской армии под командованием Ф. Паулюса
6) первая встреча лидеров стран «Большой тройки»
7) 1941г.
8) крупнейшее танковое сражение в период Великой Отечественной войны
9) 1944 г.
4. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
"Подписание пакта о ненападении с фашисткой Германией и секретного протокола к нему было дипломатической удачей СССР."
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
5. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
Индустриализация 30-х гг. XX века − главная причина победы СССР во Великой отечественной войне
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
6. В воспоминаниях многих современников о Великой Отечественной войне особое место занимает Московская битва. Так, когда маршала Г.К. Жукова спрашивали, какое событие прошедшей войны ему больше всего запомнилось, он всегда отвечал: «Битва за Москву». Предположите, чем объясняется особое значение Московской битвы в истории Великой Отечественной войны (приведите не менее трёх предположений).
7. В сентябре 1941 г. И.В.Сталин в беседе с американским государственным деятелем У.А. Гарриманом сказал: «Мы знаем, народ не хочет сражаться за мировую революцию... Может быть, будет сражаться за Россию». Неожиданное признание И.В. Сталина было признаком существенного пересмотра идейных основ партийно-политической работы в армии и стране. Почему в политике руководства страны произошел поворот, который получил название «идеологического нэпа»? Приведите не менее двух фактических подтверждений произошедшего поворота.
8. В конце 1930-х гг. советское руководство активно начало готовиться к войне. Советскому обществу внушалась мысль, что противник будет легко разгромлен Красной Армией. Но летом 1941 г. после нападения фашистской Германии Красная Армия оказалась на грани полного разгрома. Дайте не менее трёх объяснений произошедшему.
Рассмотрите схему и выполните задание
-Напишите название военного плана, изображённого на карте.
Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «4».
- Напишите цифру, которой обозначен город, для захвата которого была разработана операция «Тайфун».
-Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
1) Карта относится к начальному этапу войны.
2) Германия планировала завершить войну к концу лета 1942 г.
3) Для отражения агрессии, обозначенной на карте, был создан Совет труда и обороны.
4) Руководителем страны в это время был И.В. Сталин.
5) Сражение под Смоленском стало важным этапом в срыве фашистской стратегии «блицкрига».
6) Наступление немецких войск было остановлено по всей линии фронта зимой 1941 г.
9. Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание
-Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
-Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2», в районе которого произошло соединение войск двух фронтов Красной армии.
-Укажите название периода в ходе войны, начало которому положили события, обозначенные на схеме.
-Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) На схеме обозначены боевые действия до конца 1943 г.
2) События, обозначенные на схеме, явились первым наступлением Красной армии в ходе Великой Отечественной войны.
3) На схеме обозначены боевые действия Красной армии в ходе операции «Уран».
4) Участником событий, обозначенных на схеме, являлся К. К. Рокоссовский.
5) В кольце окружения, обозначенном на схеме, оказалось более 2 млн немецких солдат.
6) События, обозначенные на схеме стрелками, начались в ноябре 1942 г.
10. Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание
-Продолжите фразу: «События, обозначенные на схеме стрелками, начались в тысяча девятьсот ____________ году».
-Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
-Укажите название столицы государства, обозначенной на схеме цифрой «2»
-Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) События, обозначенные на схеме, являются частью коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
2) События, обозначенные на схеме, произошли после открытия союзниками Второго фронта в Европе 6июня-23 июня 1944г
3) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе проведения операции «Уран».
4) Город Кенигсберг был взят Красной армией в ходе событий, обозначенных на данной схеме.
5) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе проведения операции «Багратион».
6) В ходе событий, обозначенных на схеме, территория Белорусской ССР была полностью освобождена от немецко-фашистских захватчиков.
11. Рассмотрите схему и выполните задание
-Назовите страну, против которой были направлены указанные на схеме военные действия СССР.
-Напишите фамилию руководителя СССР в период событий, указанных на схеме.
-Укажите название указанной под цифрой 3 военно-морской базы, полученной в аренду СССР по итогам данной войны.
-Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) начало войны относится к 1939 г.
2) союзниками СССР в этой войне были США и Великобритания
3) результатом войны стало присоединение к СССР территории с городом Выборгом
4) основные военные действия в этой войне пришлись на зимний период
5) СССР не получил в результате войны территориальных приобретений
6) в ходе войны противник не оказал советским войскам серьезного сопротивления