Кейс: большие надежды гостиничного рынка

Практическая работа № 14

Кейсы

Кейс: инфраструктура ЖКХ: новый уклад

Восстановление коммунальных сетей должно опираться на принцип возвратности инвестиций и жесткую техническую политику. Одновремен-ный перевод инфраструктуры на новый экономический и технологический уклад – единственный способ привлечь необходимые средства и обеспечить долгосрочную эффективность вложений, не прибегая к повышению тарифов.

За исключением Москвы и ещё нескольких городов, инфраструктуры ЖКХ либо нет, либо она полуразрушена. На Дальнем Востоке есть города без водопровода. Канализации не имеют более 1/3 поселков городского типа в Сибири. Сельские населённые пункты СЗФО обеспечены водопроводом на 11 %, канализацией – на 3 %.

Действующий парк водопроводных, канализационных и тепловых сетей деградирует. За последние 10 лет доля утечек и неучтенного расхода воды в общем количестве воды, поданной в сеть увеличилась по оценкам специалистов – до 40 %. Утечка происходит при транспортировке воды к потребителям вследствие неисправности труб водопроводной сети, их со-единений, запорной арматуры, гидрантов и аварий в сети. Приборы для учёта чаще всего отсутствуют.

Доля потерь в объёме произведённой тепловой энергии с 2001-го по 2010 год вследствие растущего износа сетей увеличилась в 1,5 раза. В за-мене нуждаются 230 тыс. км водопроводных сетей (42 % протяженности) и 72 тыс. км сетей водоотведения (39 %). В 2009-2011 гг. объёмы замены тепловых сетей упали на 20 %. Если динамика последних лет сохранится, ЖКХ страны из-за физического износа сетей может прекратить функцио-нировать через 10-12 лет. Начиная с 2013-2014 года нужно резко, в 3-5 раз, увеличить ежегодный текущий объём планово-предупредительной замены сетей и одновременно компенсировать накопленный «недоремонт».

Основной недостаток существующих методов господдержки ЖКХ – отсутствие ответственности за экономическую эффективность, т. е. окупа-емость, создаваемого продукта. Главная задача получателей госдотаций на местах – сделать проект и смету работ как можно дороже, чтобы вытащить как можно больше денег из бюджета, т. к. финансирование даётся на безвозвратной основе, под проектно-сметную документацию. Экономия никому не выгодна. Госдотации покрывают мизерную долю объективной потребности в замене сетей и даже теоретически не позволяют предприя-тиям коммунального комплекса рассчитывать на экономический эффект.

Предприятия ЖКХ – коммерческие организации, которые должны заботиться об окупаемости капитальных расходов и могут быть мотиви-рованы на ресурсосбережение экономическими стимулами. Пример успешной модели, реализуемой частным оператором в рамках государ-ственно-частного партнерства по реновации коммунальной инфраструктуры – проект группы «Полимертепло». Компания «Полимертепло», крупнейший мировой производитель высокотемпературных полимерных трубопроводов для сетей ГВС и отопления, в 2010-2012 гг. реализовала и реализует пилотные проекты в 15 городах, посёлках и сельских населённых пунктах РФ. Это свидетельство востребованности предлагаемой модели финансирования и готовности рынка к её восприятию.

Одним из важнейших эффектов перевода отрасли на новый эконо-мический уклад станет реальное стимулирование предприятий ЖКХ к пе-реходу на новую технологическую базу. В условиях ограничения роста тарифов предприятия-заёмщики будут вынуждены идти путём снижения издержек в долгосрочном периоде. То есть масштабно внедрять передовые энерго- и ресурсосберегающие технологии, потому что других серьёзных источников операционной экономии внутри «замороженного» тарифа в долгосрочном периоде у них нет.

Необходимо разработать и ввести в действие техническую политику в области строительства, модернизации и эксплуатации сетей ЖКХ, в которой должны быть сформулированы современные стандарты и требования ко всем участникам рынка. Предстоит огромная работа по внедрению инновационных современных материалов и оборудования в трубопровод-ную инфраструктуру ЖКХ.

Вопросы:

1. Каково состояние ЖКХ в российской федерации? Каковы недо-статки существующей системы господдержки? При каких условиях ЖКХ может рассчитывать на господдержку?

2. Что позволит привлечь необходимые средства и обеспечить долгосрочную эффективность вложений, не прибегая к повышению та-рифов? Приведите примеры.

 

Кейс: большие надежды гостиничного рынка

Острый дефицит гостиниц сегмента middle market, похоже, ушел в прошлое. Гостиницы стремительно наращивают фонды номеров, ориенти-руясь на спрос со стороны среднего класса. Международные операторы расширяют присутствие на российском рынке, заключают довольно круп-ные сделки. Рынок возвращается к активной жизни во многом благодаря тому, что восстановился объём деловых поездок, почти сошедший на нет в кризисный период.

2012-й стал годом крупнейших сделок на рынке гостиничной недви-жимости Москвы: были закрыты сделки по продаже таких гостиниц, как «Националь», «Метрополь», «Radisson SAS Славянская», Intercontinental Moscow Tverskaya. Всего за 2012 год номерной фонд Москвы увеличился на 253 номера, что меньше показателя предыдущего года. Прирост пред-ложения пришелся на гостиницы 3* –- 4*.

В структуре номерного фонда на конец 2012 года (с учетом прохож-дения сертификации гостиницами категории 3* («Митино»), категории 4* («Альфа», «Бест Вестерн Вега», «Дельта») и категории 5* («Мамезон По-кровка», «Swissotel Красные Холмы»)) отели категории 3* составляют 35 %, гостиницы категории 4* – 38 %, гостиницы категории 5* – 27 %.

Для инвестиционного сообщества привлекательными остаются Цен-тральный регион (Москва, Санкт-Петербург), города-миллионники. Ос-новные игроки – это российские региональные инвесторы, которые хоро-шо знают местный рынок, его нюансы и специфику. В гостиничной не-движимости их привлекает достаточно высокая доходность. На протяже-нии нескольких лет международные инвесторы не проявляли особой заин-тересованности в гостиницах Москвы и Санкт-Петербурга, за исключени-ем одной-двух сделок.

По итогам 2012 года средний уровень загрузки гостиниц Москвы не-сколько увеличился по сравнению с 2011 годом. Средний уровень загруз-ки гостиниц категории 3* составил 63–65 %, 4* – 68–71 %, 5* – 63-65 %. По данным Росстата, число иностранных граждан, въехавших в РФ за де-вять месяцев 2012 года, по сравнению с аналогичным периодом 2011 года увеличилось на 13 % и составило 21 млн человек. По предварительным итогам, за весь 2012 год численность туристов, посетивших Москву, до-стигла 5 млн человек, что стало рекордным показателем.

Дальнейшее развитие инфраструктуры городов позитивно повлияет на формирование гостиничного сектора в целом. Наблюдается экспансия гостиничных операторов в регионы. В краткосрочной перспективе про-должится переход гостиничной собственности из государственного управления к частным профессиональным отельерам в Москве и регионах: на рынке будут востребованы отели от 3* – 4*.

Вопросы:

1. На что ориентируется гостиничный бизнес, наращивая фонды номеров? Обоснуйте свой ответ

2. Что может позитивно повлиять на формирование гостинич-ного сектора? Обоснуйте свой ответ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: