Тема 5. Изменения во внешней политике СССР в 1956 – 1964 гг

Источник 5.1.

Из заявления Правительства СССР по вопросу о разоружении 14 мая 1956 г.

Учитывая, что в нынешних условиях особую опасность для народов представляет атомная война, Советское правительство придаёт важнейшее значение запрещению атомного и водородного оружия. Именно поэтому мы предлагали и предлагаем безотлагательно принять решение о полном запрещении атомного и водородного оружия, о прекращении его производства и об уничтожении имеющихся запасов этого оружия, с тем чтобы великое открытие человечества – атомная энергия – служило исключительно мирным целям.

История России 1945 – 2008 гг. М., 2008. С. 153.

Из речи Н. С. Хрущёва на Генеральной ассамблее ООН, 12 октября 1960 г.

…Исключительная важность международной проблемы освобождения человечества от позорных колониальных порядков, доставшихся в наследие от прошлого, должна быть очевидна для всякого. Десятки народов и стран уже сбросили позорное колониальное иго. Назрело время для полного и окончательного освобождения всех народов из-под колониального гнета. Этот вопрос приобрел теперь особую остроту и срочность…

… На Западе немало говорят о свободе, равенстве, братстве. Говорят об этом и в колониальных державах. Правящие круги этих держав даже пытаются всерьез уверять, что колониальная система является прогрессивной, называют эту рабскую систему «оказанием помощи отсталым народам», «приобщением этих народов к высшей цивилизации». Но что на деле означает эта «высшая цивилизация» для народов, порабощенных колонизаторами, хорошо знают десятки и сотни миллионов людей в Азии, Африке и Латинской Америке…

… Если Организация Объединенных Наций не примет предложений, направленных на ликвидацию колониального режима, то у народов колониальных стран не останется другого выхода, кроме как взяться за оружие. Если им не дают права на независимое существование, на выбор политического и социального строя по своему усмотрению, на устройство своей жизни на своей земле так, как они хотят, то они завоюют это право в борьбе. Я говорил и вновь повторяю: советский народ на стороне тех, кто борется за освобождение от колониального гнета, за свободу и независимость!

Вопросы к источнику:

1) Какие международные проблемы оказались в центре внимания советской внешней политики? Почему именно они?

2) Изменился ли подход советского руководства в отношениях со странами Запада по сравнению с 1945 – 1953 гг.?

3) Почему Н. С. Хрущёв придавал проблеме освобождения от колониализма исключительную важность? Сформулируйте позицию советского руководства по вопросу антиколониального движения.

4) Согласны ли вы, что колониальный режим негативно сказался на развитии стран Азии, Африки, Латинской Америки? Ответ проиллюстрируйте фактами.

 

Источник 5.2.

Из послания Председателя Совета министров СССР Н. С. Хрущёва президенту США Дж. Кеннеди, 27 октября 1962 г. по московскому радио.

Вы хотите обезопасить свою страну, и это понятно. Но этого же хочет и Куба; все страны хотят себя обезопасить. Но как же нам, Советскому Союзу, нашему правительству, оценивать Ваши действия, которые выражаются в том, что Вы окружили военными базами Советский Союз, окружили военными базами наших союзников… расположили там своё ракетное вооружение… Ваши ракеты расположены в Англии, расположены в Италии и нацелены против нас. Ваши ракеты расположены в Турции… Вас беспокоит Куба. Вы говорите, что беспокоит она потому, что находится на расстоянии от берегов Соединённых Штатов Америки 90 миль по морю. Но ведь Турция рядом с нами, наши часовые похаживают и поглядывают один на другого… Вы ведь расположили ракетное разрушительное оружие, которое Вы называете наступательным, в Турции, буквально под боком у нас… Я вношу предложение: мы согласны вывезти те средства из Кубы, которые Вы считаете наступательными средствами. Мы согласны это осуществить и заявить в ООН об этом обязательстве. Ваши представители сделают заявление о том, что США, со своей стороны, учитывая беспокойство и озабоченность Советского государства, вывезут свои аналогичные средства из Турции. Давайте договоримся, какой нужен срок для Вас и для нас, чтобы это осуществить.

 

Из ответного послания президента США Дж. Кеннеди Н. С. Хрущёву.

Когда я читал Ваше письмо, то пришёл к выводу, что ключевые элементы Ваших предложений, которые, по-видимому, в целом приемлемы, насколько я их понял, заключаются в следующем:

1. Вы согласны устранить эти виды оружия с Кубы под надлежащим наблюдением и надзором ООН и принять обязательство, при надлежащих гарантиях, прекратить доставку этих видов оружия на Кубу.

2. Мы, с нашей стороны, согласимся – при достижении через Организацию Объединённых Наций соответствующей договорённости для гарантии выполнения и сохранения в силе этих обязательств – а) быстро отменить меры карантина, применяющиеся в настоящий момент, и б) дать заверения об отказе вторжения на Кубу.

 

Советник президента США Дж. Кеннеди Т. Соренсен о ситуации на Кубе.

«Не вызывает сомнений то обстоятельство, что эти размещённые на Кубе ракеты, взятые сами по себе, на фоне всего советского мегатоннажа, который мог бы обрушиться на нас, фактически не меняют стратегического баланса… Но баланс мог бы существенно измениться в вопросах национальной воли и способности мирового лидерства».

История России 1945 – 2008 гг. М., 2008. С. 150-155.

Вопросы к источнику:

1) Почему администрация Дж. Кеннеди готова была испытать риск ядерной войны, несмотря на то, что установка советских ракет на Кубе не меняла стратегического баланса?

2) Сформулируйте претензии СССР к США, высказанные в послании Н. С. Хрущёва. Считаете ли вы их справедливыми?

3) Продемонстрировал ли Карибский кризис то, что ошибки дипломатии «холодной войны» могут иметь фатальные последствия?

4) Дайте оценку действиям советского руководства во время Карибского кризиса.

Источник 5.3.

Из договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, 5 августа 1963 г.

Правительства Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки, ниже именуемые как "Первоначальные Участники", провозглашая своей главной целью скорейшее достижение соглашения о всеобщем и полном разоружении под строгим международным контролем в соответствии с целями Организации Объединенных Наций, которое положило бы конец гонке вооружений и устранило бы стимул к производству и испытаниям всех видов оружия, в том числе ядерного, стремясь достичь навсегда прекращения всех испытательных взрывов ядерного оружия, исполненные решимости продолжать переговоры с этой целью и желая положить конец заражению окружающей человека среды радиоактивными веществами, согласились о нижеследующем:

1. Каждый из Участников настоящего Договора обязуется запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем:

а) в атмосфере; за ее пределами, включая космическое пространство; под водой, включая территориальные воды и открытое море, и

б) в любой другой среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территориальных границ государства, под юрисдикцией или контролем которого проводится такой взрыв…

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций,

заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIII. М., 1970. 

Вопросы к источнику:

1) Опираясь на текст договора, сформулируйте главную задачу международного сообщества в области контроля над вооружениями.

2) Почему, как вы считаете, оставались разрешенными подземные ядерные взрывы?

3) Каково, на ваш взгляд, значение данного договора? Назовите не менее трёх положений.

     
 

Источник 5.4. Карикатуры.

 

Вопросы к источнику:

1) Объясните, каким событиям или процессам посвящены данные карикатуры? В чём их главная идея?

2) В какой стране были созданы данные карикатуры? Ответ обоснуйте.

3) Какое отношение к изображённым личностям, событиям и процессам стремятся сформировать авторы у аудитории?

4) Какими психологическими характеристиками наделены персонажи? Каким персонажам зритель должен симпатизировать, а каким – наоборот? Как это достигается?

Пишем эссе!

«Хрущев с одинаковой энергией и упрямством проводил и свои правильные, и ошибочные идеи; таких у него было более чем достаточно».

А.Д. Сахаров

«Хрущев — жесткий, красноречивый, полемичный представитель системы, которая его воспитала и в которую он полностью верит».

Дж. Кеннеди

«В результате многочисленных преобразований 1953 – 1964 гг. тоталитарный режим, установленный при Сталине и превратившийся уже к концу 40-х — началу 50-х гг. в главный тормоз прогресса советского общества, лишь дал трещину, но продолжал свое существование».

А.А. Данилов

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: