Порядок проведения занятия

Методические разработки проведения практических занятий

С элементами УИРС по дисциплине

«Методология научной деятельности в лесном деле»

Занятие № 1

 

Тема: «Формы первичного учета опытных данных в научных исследованиях»

 

Ключевые слова: научные исследования, опытные данные, первичный учет, полевой журнал, лабораторный журнал, признаки.

 

Бюджет времени – 2 часа.

Количество двухчасовых занятий – 1.

Распределение бюджета времени:

- 2 часа на занятие по составлению журналов первичного учета опытных данных

 

Вводная часть

 

Вся лесоводственная информация, которая используется в научном анализе, а также для принятия проектных и управленческих решений, представлена тремя основными категориями:

1) первичная информация;

2) производная или модельная информация;

3) нормативно-справочная информация.

 

 

Первичная информация – это информация, получаемая непосредственно на объекте исследования (перечетные ведомости, полевые журналы, карточки лабораторного анализа семян, например: учета их прорастания, лесоустроительные карточки учета и т.п.). Первичная информация преимущественно представлена графиками лент самописцев (термографов, гигрографов, сейсмографов и т.п.), цифровыми и алфавитно-цифровыми массивами количественных признаков и логических величин (надежный – ненадежный; благонадежный – неблагонадежный; есть – нет, живой – мертвый, больше – меньше и т.п.). Современные средства лесоводственных исследований (ЛИ) позволяют формировать массивы количественных и качественных признаков, графики самописцев в виде информации компьютерного хранения (магнитные, оптические или иные носители).

 

Задание 1. Приведите примеры первичной лесоводственной информации, первичной информации, полученной в процессе выполнения выпускной квалификационной работы магистра.

 

Все сведения об анализируемых объектах заносят в документ первичного учета – «Полевой журнал» или «Лабораторный журнал». Его организация представляет собой комплекс таблиц, многократно повторяющихся в пределах журнала. Вариацией формы записи первичной информации является журнал лабораторных анализов.

Каждый полевой или лабораторный журнал необходимо сопроводить титульной информацией: номер полевого журнала, название организации и подразделения, фамилия, имя, отчество исполнителя и руководителя работ, тема, содержание, место сбора данных, адрес организации и исполнителя.

Структура и объем таблиц полевого журнала определяется характером исследований, либо объектной принадлежностью.

Одной из распространенных форм полевых и лабораторных журналов является такая, при которой каждая таблица соответствует одному из учитываемых объектов (учетное дерево на пробной площади, учетная площадка в системе учетных площадок).

 

 

Вариант формы таблицы полевого журнала

№№ П/П

Учетное дерево

                Количественные признаки

Качественные признаки

повторяющиеся признаки (варьирующие признаки)

неповторяющиеся признаки (константные признаки)

Длина листовой пластинки, мм Ширина листовой пластинки, мм Длина листового черешка, мм Диаметр скелетных ветвей, см Диаметр ствола, см Высота, м высота ствола до первого живого сучка, м И т.п.  
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
                     
                     
                     

 

 

Понятно, что в каждом конкретном случае может быть предложена своя специфическая форма учетной таблицы журнала первичной регистрации данных.

Существуют стандартизированные формы полевых и лабораторных журналов: карточка лабораторного анализа семян, учетная карточка таксационного описания, паспорт плюсового дерева или паспорт партии семян, этикетка.

 

Термины, понятия и определения.

 

Лесоводственная информация – это совокупность всех сведений и данных о лесоводственных объектах. (Бессчетнов В.П.)

 

 

Количественная информация – это все, что выражается мерой или числом. Она представляет ядро научного знания о лесе.

 

Качественная информация связывается с понятиями, не имеющими численного выражения на данном уровне научных представлений (либо при данных возможностях пользователя).

 

Первичная информация – это информация, получаемая непосредственно в процессе наблюдений или эксперимента и представляемая, как правило, результатами измерений – численными массивами, графиками записывающих приборов, массивами качественных характеристик и т.п.      

 

Производная, или модельная информация – это информация, получаемая вследствие свертки первичной информации к более лаконичному, наглядному виду.

 

Нормативно-справочная информация – это инструктивные данные (например, лесотаксационные таблицы, нормы выработки, нормативы расхода сырья, ГОСТы, ОСТы и т.п.), используемые в численном, аналитическом или графическом виде при обработке первичной информации, моделировании и принятии управленческих решений.     

Научное исследование – это изучение и объяснение закономерностей развития явлений в той или иной области науки. Оно может быть теоретическим и экспериментальным. Источником теоретических исследований служит наблюдение и опыт.

Опытные данные – это информация, полученная в результате проводимых исследований на опытном участке или в лаборатории с целью объяснения закономерностей изучаемого явления.

Первичный учет – письменная или иная регистрация всех проводимых на опытном участке или в лаборатории работ.

Полевой и лабораторный журналы – документы, необходимые для обобщения экспериментальных данных, полученных в результате первичного учета в полевых и лабораторных условиях соответственно.

Признак – свойство, проявлением которого один предмет отличается от другого и позволяет отличить одну единицу наблюдения от другой, сравнить их между собой.

 

 

Порядок проведения занятия

 

1. Преподаватель предлагает студентам рассмотреть примеры возможных форм полевых и лабораторных журналов учета первичной лесоводственной информации (полевые журналы для проведения лесоустроительных работ, озеленительных мероприятий, инвентаризации лесных культур и т.д.) и объясняет порядок их заполнения и регистрации параметров исследуемых объектов.

 

2. Преподаватель объясняет, каким образом должна производиться характеристика объектов исследования (месторасположение исследуемого объекта в соответствие с принятой системой лесорастительного районирования, возраст сравниваемых растений, их общее представительство).

 

3. Преподаватель приводит примеры формы записей регистрируемых признаков (составление таблиц учета опытных данных) и оговаривает порядок внесения исправлений в полевой и лабораторный журналы.

 

4. Преподаватель выдает индивидуальное задание каждому студенту в виде цифрового материала, полученного в результате исследовательской работы и предлагает заполнить полевой или лабораторный журнал. Фактический материал может представлять из себя как экспериментальные данные ведущих преподавателей и аспирантов, так и самих студентов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: