Методические разработки проведения практических занятий
С элементами УИРС по дисциплине
«Методология научной деятельности в лесном деле»
Занятие № 1
Тема: «Формы первичного учета опытных данных в научных исследованиях»
Ключевые слова: научные исследования, опытные данные, первичный учет, полевой журнал, лабораторный журнал, признаки.
Бюджет времени – 2 часа.
Количество двухчасовых занятий – 1.
Распределение бюджета времени:
- 2 часа на занятие по составлению журналов первичного учета опытных данных
Вводная часть
Вся лесоводственная информация, которая используется в научном анализе, а также для принятия проектных и управленческих решений, представлена тремя основными категориями:
1) первичная информация;
2) производная или модельная информация;
3) нормативно-справочная информация.
Первичная информация – это информация, получаемая непосредственно на объекте исследования (перечетные ведомости, полевые журналы, карточки лабораторного анализа семян, например: учета их прорастания, лесоустроительные карточки учета и т.п.). Первичная информация преимущественно представлена графиками лент самописцев (термографов, гигрографов, сейсмографов и т.п.), цифровыми и алфавитно-цифровыми массивами количественных признаков и логических величин (надежный – ненадежный; благонадежный – неблагонадежный; есть – нет, живой – мертвый, больше – меньше и т.п.). Современные средства лесоводственных исследований (ЛИ) позволяют формировать массивы количественных и качественных признаков, графики самописцев в виде информации компьютерного хранения (магнитные, оптические или иные носители).
|
|
Задание 1. Приведите примеры первичной лесоводственной информации, первичной информации, полученной в процессе выполнения выпускной квалификационной работы магистра.
Все сведения об анализируемых объектах заносят в документ первичного учета – «Полевой журнал» или «Лабораторный журнал». Его организация представляет собой комплекс таблиц, многократно повторяющихся в пределах журнала. Вариацией формы записи первичной информации является журнал лабораторных анализов.
Каждый полевой или лабораторный журнал необходимо сопроводить титульной информацией: номер полевого журнала, название организации и подразделения, фамилия, имя, отчество исполнителя и руководителя работ, тема, содержание, место сбора данных, адрес организации и исполнителя.
Структура и объем таблиц полевого журнала определяется характером исследований, либо объектной принадлежностью.
Одной из распространенных форм полевых и лабораторных журналов является такая, при которой каждая таблица соответствует одному из учитываемых объектов (учетное дерево на пробной площади, учетная площадка в системе учетных площадок).
|
|
Вариант формы таблицы полевого журнала
№№ П/П | Учетное дерево | Количественные признаки | Качественные признаки | |||||||
повторяющиеся признаки (варьирующие признаки) | неповторяющиеся признаки (константные признаки) | |||||||||
Длина листовой пластинки, мм | Ширина листовой пластинки, мм | Длина листового черешка, мм | Диаметр скелетных ветвей, см | Диаметр ствола, см | Высота, м | высота ствола до первого живого сучка, м | И т.п. | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Понятно, что в каждом конкретном случае может быть предложена своя специфическая форма учетной таблицы журнала первичной регистрации данных.
Существуют стандартизированные формы полевых и лабораторных журналов: карточка лабораторного анализа семян, учетная карточка таксационного описания, паспорт плюсового дерева или паспорт партии семян, этикетка.
Термины, понятия и определения.
Лесоводственная информация – это совокупность всех сведений и данных о лесоводственных объектах. (Бессчетнов В.П.)
Количественная информация – это все, что выражается мерой или числом. Она представляет ядро научного знания о лесе.
Качественная информация связывается с понятиями, не имеющими численного выражения на данном уровне научных представлений (либо при данных возможностях пользователя).
Первичная информация – это информация, получаемая непосредственно в процессе наблюдений или эксперимента и представляемая, как правило, результатами измерений – численными массивами, графиками записывающих приборов, массивами качественных характеристик и т.п.
Производная, или модельная информация – это информация, получаемая вследствие свертки первичной информации к более лаконичному, наглядному виду.
Нормативно-справочная информация – это инструктивные данные (например, лесотаксационные таблицы, нормы выработки, нормативы расхода сырья, ГОСТы, ОСТы и т.п.), используемые в численном, аналитическом или графическом виде при обработке первичной информации, моделировании и принятии управленческих решений.
Научное исследование – это изучение и объяснение закономерностей развития явлений в той или иной области науки. Оно может быть теоретическим и экспериментальным. Источником теоретических исследований служит наблюдение и опыт.
Опытные данные – это информация, полученная в результате проводимых исследований на опытном участке или в лаборатории с целью объяснения закономерностей изучаемого явления.
Первичный учет – письменная или иная регистрация всех проводимых на опытном участке или в лаборатории работ.
Полевой и лабораторный журналы – документы, необходимые для обобщения экспериментальных данных, полученных в результате первичного учета в полевых и лабораторных условиях соответственно.
Признак – свойство, проявлением которого один предмет отличается от другого и позволяет отличить одну единицу наблюдения от другой, сравнить их между собой.
Порядок проведения занятия
1. Преподаватель предлагает студентам рассмотреть примеры возможных форм полевых и лабораторных журналов учета первичной лесоводственной информации (полевые журналы для проведения лесоустроительных работ, озеленительных мероприятий, инвентаризации лесных культур и т.д.) и объясняет порядок их заполнения и регистрации параметров исследуемых объектов.
|
|
2. Преподаватель объясняет, каким образом должна производиться характеристика объектов исследования (месторасположение исследуемого объекта в соответствие с принятой системой лесорастительного районирования, возраст сравниваемых растений, их общее представительство).
3. Преподаватель приводит примеры формы записей регистрируемых признаков (составление таблиц учета опытных данных) и оговаривает порядок внесения исправлений в полевой и лабораторный журналы.
4. Преподаватель выдает индивидуальное задание каждому студенту в виде цифрового материала, полученного в результате исследовательской работы и предлагает заполнить полевой или лабораторный журнал. Фактический материал может представлять из себя как экспериментальные данные ведущих преподавателей и аспирантов, так и самих студентов.