Основные вопросы:
1. Причины возникновения социальных проблем в семье.
2. Педагогическая несостоятельность родителей.
3. Неблагополучные семьи: различные подходы к их классификации.
4. Особенности социально-педагогической работы с семьями с неблагоприятным психологическим климатом, педагогически несостоятельными, конфликтными, аморальными и асоциальными семьями.
1. Причины возникновения социальных проблем в семье
Семья, представляя собой систему социального функционирования человека, меняется не только под воздействием социально политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Социальные проблемы семьи (трудное материальное положение; дезорганизация семьи; жестокое обращение с детьми и другими членами семьи; антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы; дисфункциональность семейных связей и др.) зачастую приводят к снижению качества семейного воспитания, содействуют созданию неблагоприятного психологического семейного климата. Своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия оказывается поведение ребенка. Н.В. Клюева выделяет общие критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье:
|
|
- выраженное удовольствие от общения с близкими людьми;
- ощущение свободы, автономности при общении с родителями;
- уверенность ребенка в своих силах и самодостаточность;
- умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих;
- способность разграничить ошибку и свою личность.
Педагогу социальному часто приходится иметь дело с детьми, которые значительно отличаются (со знаком минус) от других детей. При этом в категорию «трудных» попадают самые разные школьники: неуспевающие, недисциплинированные, дети с разного рода нервными и психическими расстройствами, подростки, состоящие на учете в комиссии (инспекции) по делам несовершеннолетних, дети из неблагополучных семей.Под «трудными», трудновоспитуемыми, педагогически запущенными детьми (социально дезадаптированными, детьми с отклоняющимся поведением) понимают детей, поведение которых значительно выходит за пределы социальной нормы и которые плохо поддаются (и более того, как правило, сопротивляются) воспитательным воздействиям со стороны учителей и родителей. В.Н.Наумчик, М.А. Паздников основной причиной появления «трудных» детей называют взаимоотношения внутри их семей.
М.Раттер среди обстоятельств, способствующих появлению «трудных» детей отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из родителей, родительскую жестокость или просто непоследовательность в воспитании, нахождение в детском доме ит.д. Дети нередко усваивают не только положительные, но и отрицательные образцы поведения родителей, порой доводя их до крайностей. Ребенок всегда протестует против требований вести себя образцово, если родители сами этого не делают.
|
|
К факторам, способствующим возникновению социальных проблем в семье, Н.И. Шевандрин относит: аморальное поведение родителей (алкоголизм, девиантное поведение и др.); неполный состав семьи: недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей; негативность отношений между родителями; конфликтность семьи (не только по вопросам воспитания, но и по иным проблемам, касающихся жизнедеятельности семьи); вмешательство со стороны родственников в дела семьи и воспитание детей.
2. Педагогическая несостоятельность родителей
Педагогическая несостоятельность родителей проявляется в том, что они не могут понимать своего ребенка, обеспечивать ему необходимый уход, развитие и воспитание, что приводит к такому явлению как «педагогическая запущенность». К педагогически несостоятельным семьям, как правило, относятся те семьи, в которых отмечаются дефекты воспитания в семье,нарушены внутрисемейные отношения, что приводит к серьезным деформациям личности ребенка, его социализации. В основу классификации таких семей положен принцип нарушения внутрисемейных отношений, семейных ценностных ориентаций. Основная проблема семей данного типа – неспособность выполнять функции, связанные с обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей. Она проявляется в:
- неподготовленности родителей к осуществлению важнейших функций семьи;
- неблагоприятном психологическом климате в семье;
- игнорировании родительских обязанностей (самоустранение) по отношению к детям в области социально-воспитательного и психолого-педагогического развития или ненадлежащее выполнение этих обязанностей.
В таких семьях, по мнению М.В. Шакуровой, при относительно благоприятных условиях неправильно формируются взаимоотношения с детьми, совершаются серьезные педагогические просчеты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей. Педагогически несостоятельные и конфликтные семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. Формирование антиобщественных ориентаций у детей происходит потому, что из-за педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль.
Педагогически несостоятельной семьей может оказаться семья: на любом этапе своего развития (молодая семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста); с разным количеством детей (малодетная, многодетная); разного состава (неполная, нуклеарная, сложная, семья повторного брака и т.д.); разной структуры (одной брачной парой с детьми; с одним из родителей супругов и другими родственниками;с двумя и более брачными парами с детьми; с матерью (отцом) с детьми и т.д.); разной структуры лидерства в семье (эгалитарная, традиционная); разного семейного быта, семейного уклада(детоцентрического типа, семья типа спортивной команды и т.д.) и т.д. Объединяющим в этом многообразии семей, которые потенциально могут быть отнесены к категории педагогически несостоятельной, является недостаточный уровень образования, низкое качество отношений и атмосферы в семье.
Однако, несмотря на то, что педагогически несостоятельной семьей можно назвать и семью условно благополучную (материально обеспеченную, полную) в социальной практике данная категория чаще ассоциируется с семьями неполными, проблемными, конфликтными, кризисными, невротическими, дезорганизованными, асоциальными, в том плане, что эти типы семей объединяют дефекты воспитания в семье.
|
|
Причинами возникновения проблем в подобных семьях выступают нарушение внутрисемейных связей (зачастую и нарушение социальных связей семьи), неподготовленность родителей к воспитанию (в широком смысле) детей и нежелания заниматься ими.
Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В условиях неблагоприятного психологического климата члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение. Все это препятствует выполнению семьей своих функций, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях.
Возникающие в таких семьях проблемы жизнедеятельности проявляются в основном в следующих сферах:
- правовой (ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей может иметь последствием лишение их родительских прав, а девиантное поведение педагогически запущенных детей может перейти в противоправное);
- педагогической (неразвитость внутрисемейных воспитательных функций, способствующая задержке психического развития, упущениям в воспитании ребенка; трудностям в учебе, неадекватном восприятии нравственных норм, ценностей поведения);
|
|
- психологической (усвоение деформированной системы внутрисемейных отношений формирует устойчивую ориентацию на модель родительской семьи в качестве образца будущей собственной семьи).
Такая семья нуждается в психолого-педагогической коррекции стиля семейного воспитания и характера взаимоотношений родителей с детьми как основных факторов, обусловливающих их десоциализирующее влияние. Она нуждается в обстоятельных, конструктивных консультациях социального педагога, задача которого помочь родителям скорректировать их стиль и характер отношений с ребенком, обеспечить целесообразный уход, развитие и воспитание с учетом возраста ребенка.