Тема 5. «Правовые основы несостоятельности (банкротства)».
Группа, 08 апреля 16.00
1. Понятие и признаки банкротства.
2. Процессуальные особенности банкротства.
3. Характеристика субъектов банкротства.
4. Процедуры банкротства.
5. Особенности банкротства кредитных организаций.
6. Особенности банкротства субъектов малого и среднего предпринимательства.
Задание для подготовки к практическому занятию:
-ознакомиться с соответствующей главой учебника по предпринимательскому праву,
-изучить определенные нормы Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ, соответствующих законов, судебной практики,
-подготовить доклады по темам: «Банкротство в Зарубежных странах», «Отличия мирового соглашения в рамках дела о банкротстве от мирового соглашения в исковом производстве» (распределить 1 человек на доклад),
-проанализировать особенности банкротства отдельных субъектов предпринимательской деятельности, разработать сравнительную таблицу,
-решить тест и задачу, проанализировать позиции Конституционного Суда РФ, найти подобные примеры, исходя из тематики занятия.
|
|
1. Укажите процедуры банкротства:
А) наблюдение;
Б) финансовое оздоровление;
В) внешнее управление;
Г) конкурсное производство;
Д) поручительство.
2. Дела о банкротстве может разрешать:
А) арбитражный суд;
Б) мировой судья;
В) районный суд;
Г) третейский суд.
3. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им:
А) в течение месяца;
Б) в течение двух месяцев;
В) в течение трех месяцев.
4. Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются:
А) реестровыми;
Б) текущими;
В) ликвидационными;
Г) погашенными.
5. Вставьте пропущенные слова (укажите суммы): если иное не предусмотрено законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем _____________, а в отношении должника - физического лица - не менее ____________________.
6. Соотнесите правильно сроки и процедуры банкротства:
Наблюдение | 2 года |
Финансовое оздоровление | 18 месяцев с возможностью продления на 6 месяцев |
Внешнее управление | 7 месяцев |
Конкурсное производство | 6 месяцев с возможностью продления на 6 месяцев |
7. Дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматривает по месту нахождения:
|
|
А) должника;
Б) кредитора;
В) заявителя;
Г) уполномоченного органа.
8. Для кого предусмотрена возможность упрощенной процедуры банкротства:
А) любого должника;
Б) ликвидируемого должника;
В) отсутствующего должника;
Г) специализированного общества
и ипотечного агента.
9. Вставьте пропущенное слово (укажите срок): субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение _______________ с даты, когда они должны были быть исполнены.
10. Вставьте пропущенные слова: несостоятельность (банкротство) - признанная _______________неспособность _______________ в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
11. ООО «НИКА», находящееся в процессе ликвидации, при составлении ликвидационного баланса обнаружило, что для удовлетворения требований кредиторов средств будет недостаточно (дефицит составлял примерно 30%). Должник в соответствии с нормами Закона подал заявление о банкротстве.
При рассмотрении дела руководитель должника представил аудиторское заключение, из которого следовало, что в течение 8 месяцев при осуществлении определенных мероприятий в рамках финансового оздоровления или внешнего управления должник сможет восстановить платежеспособность, исполнив все требования.
Кредиторы также ходатайствовали о введении реабилитационных процедур.
Вопрос: Какое решение должен вынести суд? Обоснуйте ответ соответствующими нормами законодательства, какие процедуры (процедура) вводится при банкротстве ликвидируемого должника?
Позиции Конституционного суда РФ
1. Членство в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, зарегистрированной в реестре Министерства юстиции Российской Федерации, относится к числу основных требований, предъявляемых к арбитражному управляющему.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2005 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева»[1] указано, что конституционный принцип демократического правового государства и гарантируемая Конституцией Российской Федерации свобода экономической деятельности предполагают развитие необходимых для становления гражданского общества начал самоуправления и автономии в экономической сфере, проявлением чего является создание саморегулируемых организаций. Достижение публично-правовой цели в виде гарантии баланса прав и обязанностей всех лиц, участвующих в банкротстве, призван обеспечивать арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Публично-правовой статус арбитражных управляющих обусловливает право законодателя предъявлять к ним специальные требования. В силу того, что на саморегулируемые организации арбитражных управляющих возложены публично-правовые функции, в их деятельности неприемлем вытекающий из статьи 30 Конституции Российской Федерации принцип добровольности, характерный для объединений, которые создаются гражданами исключительно на основе общности интересов. Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что норма, устанавливающая обязательное членство для некоторых видов деятельности в качестве условия занятия этой профессией, не затрагивает ни конституционный принцип равенства, ни конституционные права на свободу объединения и свободный выбор рода деятельности и профессии (статьи 19, 30 и 37 Конституции Российской Федерации), поскольку государство вправе устанавливать для всех граждан, желающих осуществлять публичную деятельность, обязательные условия назначения на должность и пребывания в должности.
|
|
2. Обязательность мирового соглашения для всех лиц, участвующих в нем; не допускается односторонний отказ от его исполнения.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 22 июля 2002 года № 14-П по делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций», пунктов 5 и 6 статьи 120 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»[2], указал, что мировое соглашение, в свою очередь, заключается как с целью справедливого и соразмерного удовлетворения требований всех кредиторов путем предоставления им равных правовых возможностей для достижения частных экономических интересов, так и с целью сохранения деятельности организации-должника путем восстановления ее платежеспособности. Имея в виду данную публично-правовую цель, кредитная организация и ее кредиторы в установленном законом порядке достигают согласия, при этом кредиторы идут на определенные уступки для более полного удовлетворения своих требований. Мировое соглашение в процессе реструктуризации заключается по правилам, установленным для заключения мирового соглашения в ходе конкурсного производства Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». По своей юридической природе такие мировые соглашения значительно отличаются от мирового соглашения, заключаемого в исковом производстве (статья 37 АПК Российской Федерации). В отношениях, возникающих при заключении мирового соглашения в процессе реструктуризации или в ходе конкурсного производства, превалирует публично-правовое начало: эти отношения основываются на предусмотренном законом принуждении меньшинства кредиторов большинством, а следовательно, в силу невозможности выработки единого мнения иным образом, воля сторон в данном случае формируется по другим, отличным от искового производства, принципам. Положения, определяющие порядок голосования и принятия решений на заседании объединения кредиторов, направлены на выявление и согласование общих интересов кредиторов данной кредитной организации. Принятие решения большинством голосов всех кредиторов с учетом принадлежащих им сумм имущественных требований - демократическая процедура, не противоречащая принципу равенства прав всех участников гражданско-правовых отношений (пункт 1 статьи 1 ГК Российской Федерации), который является проявлением конституционного принципа равноправия. Использование при заключении мирового соглашения иных принципов голосования повлекло бы неоправданное предоставление преимуществ одной группе кредиторов в ущерб другим. Избранный законодателем принцип определения числа голосов кредиторов не противоречит принципу справедливости. Положения пунктов 5 и 6 статьи 120 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливают обязательность мирового соглашения для всех лиц, участвующих в нем, и недопустимость одностороннего отказа от его исполнения как необходимое условие удовлетворения должником требований кредиторов в интересах всех групп кредиторов, поскольку удовлетворение требований отдельно по каждому обязательству невозможно. Это правило применимо и к отношениям по заключению и утверждению мирового соглашения при реструктуризации кредитных организаций. В том, что одним из участников мирового соглашения в процедуре реструктуризации является государство в лице управомоченного законом субъекта - Агентства по реструктуризации кредитных организаций, которое и принимает решение о заключении мирового соглашения со стороны кредитной организации, проявляется, в частности, публично-правовое начало данных правоотношений, что с необходимостью предполагает обязательность мирового соглашения для всех его участников.
|
|
3. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19 марта 2009 г. № 104-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Максад» на нарушение конституционных прав и свобод статьей 149 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)»[3] указывал, что, поскольку предоставление кредиторам возможности обжаловать определения арбитражного суда может привести к значительному продлению сроков рассмотрения дел о банкротстве и к отсутствию необходимой определенности имущественных прав кредиторов, федеральный законодатель - в целях достижения баланса интересов кредиторов и должников в процедурах банкротства - вправе предусмотреть особенности обжалования затрагивающих права кредиторов определений о завершении конкурсного производства, отличающиеся от апелляционного и кассационного порядка по составу суда, а также срокам обжалования и рассмотрения дел (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2001 года № 4-П; определения от 1 октября 2002 года № 286-О; от 21 декабря 2006 года № 628-О и др.). Изменение сроков обжалования определений арбитражного суда о завершении конкурсного производства является прерогативой федерального законодателя и не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.
[1] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2005 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева»// Российская газета, № 0(3962), 28 декабря 2005 г.
[2] Постановление Конституционного Суда РФ от 22.07.2002 № 14-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций», пунктов 5 и 6 статьи 120 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобами граждан, жалобой региональной общественной организации «Ассоциация защиты прав акционеров и вкладчиков» и жалобой ОАО «Воронежское конструкторское бюро антенно-фидерных устройств»// СПС «КонсультантПлюс».
[3] Определение Конституционного Суда РФ от 19 марта 2009 г. № 104-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Максад» на нарушение конституционных прав и свобод статьей 149 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» //СПС «КонсультантПлюс»