Лекция на тему: Введение. Основные понятия

Кафедра дошкольного образования и педагогики

Дисциплина: Воспитание одаренных детей

Группа ЗДО-16. 8 апреля 2020 г.

Время: 4 часа: 13.10-14.40 и 14.50-16.20 

Бутвина О.Ю.

Лекция на тему: Введение. Основные понятия.

 

Вопросы:

1. Понятия «интеллект», «одаренность», «талант», «гениальность», «творческая личность», «способность».

2. Стадии развития творческой личности.

3. Педагогическая проблема одаренных детей.

 

Поскольку наш курс называется «Воспитание одаренных детей», нам необходимо уточнить, вспомнить следующие понятия:

Способность – по известному советскому психологу Теплову три признака всегда заключаются в нем:

1. Индивидуально-психологические способности, отличающие одного человека от другого;

2. Это не всякие вообще индивидуальные способности, а лишь такие, которые имеют отношение к выполнению какой-либо деятельности или многих деятельностей;

3. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, которые уже выработаны у данного человека.

 

Способности – это только возможность усвоения знаний, умений и навыков, а воплотятся ли они в деятельность, зависит от ряда условий. Например, наличие у ребенка математических способностей не является гарантией, что он станет великим математиком, ибо без соответствующих условий (спец. обучение, творческие педагоги, возможности семьи и т.д.) способности заглохнут, итак и не развившись. Способности обнаруживаются в деятельности и по мере освоения ими личностью, способности продолжают развиваться, формируя свою структуру и своеобразие. Способности к языкам никак не проявятся у человека, если он никогда не учил их, также как и математика. Например, на вступительных экзаменах в Академию Художеств В.И.Сурикову было отказано в приеме. Мотивировка: полное отсутствие способностей к изобразительной деятельности. Инспектор, просмотрев его рисунки, сказал: за такое художество вам даже мимо академии надо запретить ходить. В чем ошибка экзаменаторов? На экзамене они оценивали не способности, а навыки рисования. Когда же Суриков в течение 3 месяцев овладел необходимыми навыками и умениями рисования, те же педагоги сочли его достойным зачисления в академию.

Интеллект – (от латинского intellectus) – познание, понимание, рассудок, способность мышления, рационального познания. Или: интеллект – это совокупность способностей, которые характеризуют уровень и качество мыслительных процессов личности.

Одаренность – сочетание способностей, обеспечивающее особенно успешное осуществление той или иной деятельности. По определению известного американского психолога Рензулли одаренность – есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей выше среднего уровня, креативности и мотивации (волевые каче6ства, ориентация на задачу). В этой же модели учитываются также эрудиция (знания на основе опыта) и благоприятная окружающая среда.

Каждый человек с развитым умом обладает не одной, а несколькими способностями, но ведущая способность, по мнению психолога А.Гостинера, находится в комплексе с другими. Л.С.Выготский считал, что всякая одаренность вообще есть непременно специальная одаренность к чему-нибудь одному. Так, Л.Толстой - гениальный писатель, но инженер?.. А.Чехов – обычный врач, но большой писатель. Однако мы знаем и другое: С.Бородин – химик и музыкант, М.Лермонтов – поэт и художник, Леонардо да Винчи – художник (автор знаменитых «Мона Лиза», «Мадонна Лита» и др.) автор проектов летательных аппаратов, схемы землеройных машин и шарикоподшипника за 400 лет до его применения и т.д. Блискунов А.И. – доктор медицинских наук, блестящий травматолог, инженер, который сконструировал аппарат по удлинению конечностей, Рене Декарт – знаменитый французский философ, естествоиспытатель, математик и т.д.

Талант – выдающиеся способности, высокая степень одаренности в каком-либо виде деятельности, области.

Гениальность – наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Чернышевский о гении: необычайная простота, необычайная ясность – удивительное качество гениального ума.

Творчество – это деятельность, порождающая качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.е. всегда предполагает творца-субъекта творческой деятельности, а в природе происходит процесс развития, но не творчество.

Как вы считаете знания (эрудиция) и творческие спрособности – это одно и то же? Конечно, их отождествлять нельзя. Уровень эрудиции, т.е. широкой осведомленности, не всегда коррелирует с уровнем развития творческих способностей.

Творческая личность – это такой тип личности, для которой характерен творческий стиль деятельности в одном или нескольких видах человеческой деятельности.

По предложению И.П.Павлова творческие личности делят на мыслителей, которые дробят (анализируют) действительность и затем собирают ее части и художников (писатели, музыканты и т.д.), которые охватывают действительность целиком. Деление это условно.

А теперь скажите мне – талант, гениальность – это максимальное здоровье или болезнь? Ведь в любом случае это отклонение от нормы.

Так, Цезарь Ломброзо считал, что это болезнь, приводя доводы, что гениальные люди всегда болезненно чувствительны, в частности, плохо переносят колебания погоды, у них наблюдаются резкие спады и подъемы активности, они гиперчувствительны к социальному поощрению и наказанию и т.д. Ломброзо приводит любопытные данные: в популяции евреев-ашкенази, живущих в Италии, больше душевнобольных, чем у итальянцев, но и больше талантливых людей (сам он был итальянским евреем). Вывод, к которому он приходит, более скромен: гений и безумие, по крайней мере, могут совмещаться в одном человеке.

Список гениев, больных душевными заболеваниями, психопатов и невротиков бесконечен.

Эпилепсией болели Петрарка, Мольер, Флобер, Достоевский, не говоря уже об Александре Македонском, Наполеоне и Юлии Цезаре. Меланхолией болели Руссо и Шатобриан.

Сын гениального Эйнштейна болел шизофренией. В этом же списке Декарт, Паскаль, Ньютон, Фарадей, Дарвин, Платон, Кант, Ницше, спенсер и др.

Но не присутствует ли в основе этих выводов иллюзия восприятия: таланты на виду и все их личностные качества тоже. Может быть среди «средних» душевнобольных не меньше, а может быть даже больше, чем среди «гениев»?

Был проведен такой анализ и выявлено, что среди гениев число душевнобольных не больше, чем среди основной массы населения (около 10%). Единственная проблема: кого считать гением, а кого не считать таковым?




double arrow
Сейчас читают про: