Вообще, зеркал в салонах и будуарах было обычно много. Зеркала часто располагаются в простенках между окон или одно против другого, что даёт множество отражений и виртуально расширяет, деформирует пространство помещения, а воздушная живопись, изображающая пасторальные или любовные сцены, всегда объединена общим декором и подчеркивает связь интерьера с реальной природой. Мотив зеркала, соединяющий иллюзию и реальность, символ призрачной игры, («зазеркалья») приобретает в интерьерах рококо ведущее значение.
МЕБЕЛЬ
В мебели стиля рококо, как и в интерьере, стараются избегать прямых линий и симметрии в орнаментации. Хотя в планировке помещений и мебели симметрия встречается. Формы самих предметов становятся несравненно более живыми, здесь должна просматриваться лишь текучая грациозность. Исчезло различие между несущими и несомыми элементами формы предмета, конструктивное строение мебели теперь тщательно маскируется, а стыки форм скрываются за орнаментальным декором.
|
|
Постепенно исчезают проножки в мебели для сидения и в некоторых типах корпусной мебели. S-образно изогнутая форма ножки, которая встречалась ещё в позднем барокко, теперь становится повсеместной, такая ножка называется – кабриоль
Как уже было сказано выше, стиль рококо и барокко роднит обилие декоративного убранства, роскоши, и присутствие большого количества орнаментации во всём, в том числе и в мебели. Но, в отличие от барокко рококо предпочитает невысокий рельеф (лепнина стукко, бронзовые накладки, резьба).
Утонченность манер и культ женщины, воцарившиеся в жизненном укладе придворно-аристократических кругов, сильнее всего отразились на характере мебели. Изменения проявляются не только в том, что предметы приобретают гибкие, мягкие контуры, но появляются новые мебельные формы, предназначенные главным образом для представительниц прекрасного пола. Таковы, например, стоящий на высоких стройных ножках секретер с наклонно расположенной откидной доской и множеством потайных отделений; картоньерка (шкафчик для бумаг); угловой шкафчик (encoignure); женский письменный столик (bonheur du jour); туалет с откидным зеркалом (poudreuse); круглые и четырехугольные в плане тумбочки и разнообразной формы рабочие столики. Порой, эта мебель носит столь причудливые формы, что не всегда возможно понять, для чего она предназначена. Предметная культура времени рококо не придерживалась правды материала и правды назначения – стилю больше свойственна иррациональность.
Однако когда мы говорим о мебели для сидения, тут на первый план выходит эргономика и тщательное продумывание её форм в соответствии с назначением.
|
|
Мебель для сидения
В XVIII веке зарождается «истинная» мебель для сидения, отвечающая назначению, а не целям репрезентации. В формах кресел и диванов учитывался и характер женских костюмов — широких фижм-панье. Контуры предметов становятся волнистыми, с пинки стали больше откидываться назад, сиденья сделались более широкими и мягкими, иногда на них подкладывались подушки.Спинка, сиденья и, частично, локотники обиваются шёлковой материей, рисунок которой изображает букеты цветов или пасторальные сценки.Кроме шёлковых тканей мебель для сидения обивается также бархатом или гобеленами.