Тема «Творчество художницы 20 века Зинаиды Серебряковой»

   

СЕМЬЯ                                                                                                                                                                               Зинаида Серебрякова родилась 28 ноября (10 декабря) 1884 года в родовом имении «Нескучное», под Харьковом. Ее отец, Евгений Лансере, был известным скульптором. Мать происходила из семьи художников Бенуа и в молодости была художником-графиком. В 1886 году скоропостижно скончался папа художницы и ее семья переехала в Петербург к дедушке Николаю Бенуа, знаменитому архитектору. Там прошло детство и юность будущей художницы. Семья Бенуа — одна из самых культурных и одаренных талантами – дала России многих крупных деятелей культуры и искусства. Дед Зинаиды Серебряковой, архитектор Николай Леонтьевич Бенуа, — профессор, академик, председатель Петербургского общества архитекторов, он был всесторонне образованным человеком. Его сыновья стали видными деятелями культуры. Братья Серебряковой были не менее талантливы, младший стал архитектором, а старший - мастером монументальной живописи и графики. Семья Бенуа жила духовными интересами. Зина постоянно слышала разговоры об искусстве, о великой миссии художника.. Все члены семьи, от мала до велика, посещали Эрмитаж, выставки, театры. Все они постоянно были заняты творчеством — рисовали, ходили на этюды. Увлекло рисование и Зину, с талантливой племянницей много занимался дядя Александр Бенуа.   Зина росла болезненным и нелюдимым ребенком, этим напоминала отца и вовсе не напоминала матери, ни братьев и сестер, которые все отличались веселым и общительным нравом.

ОБРАЗОВАНИЕ                                                                                                                                                              Зинаида Евгеньевна окончила, в 1900 году, женскую гимназию и легко поступила в Петербургскую Академию живописи. Однако, учёба в Академии девушке не нравилась, она оставила ее и поступила в художественную школу под руководством И.Е. Репина в 1901 году, а затем занималась в мастерской знаменитого портретиста Осипа Браза. В 1902 году девушку отправляют в Италию для лечения и изучения итальянской живописи.

БРАК                                                                                                                                                                                                                                  В 1905 г. художница выходит замуж за друга детства, двоюродного брата Бориса Анатольевича Серебрякова. После свадьбы молодые отправились в Париж. Здесь Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер, много работает, рисует с натуры. Вернувшись домой через год, Зинаида продолжает совершенствоваться в рисовании  — создает этюды, портреты и пейзажи. Супруг заканчивает университет, и становится железнодорожным инженером, а Серебрякова в 1906 году рожает сына Евгения, а в 1907 году – сына Александра. Семья живет в родовом имении, Зинаида занимается маленькими детьми и очень много пишет. В 1912 году родилась дочь Татьяна, а через год – Екатерина.

ТВОРЧЕСТВО                                                                                                                                                         Результатом ее творчества становится участие в 7-й выставке художников в Москве в 1910 году. Ее картиныавтопортрет «За туалетом» и гуашь «Зеленя осенью» приобретает Третьяковская галерея. Это был успех. С 1914 по 1917 годы Серебрякова создаёт серию картин о русской природе и русской деревне («Крестьяне», «Спящая крестьянка», «Беление холста»), помогает своему брату Александру расписывать Казанский вокзал, пишет серию автопортретов.

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ.                                                                                                               А потом грянула революция и гражданская война. Зинаида Евгеньевна вместе с детьми перебирается в Харьков, где для неё нашлась работа в археологическом музее. Родовое имение под Харьковом «Нескучное» сгорело вместе со всеми картинами художницы. Муж отправился в Сибирь на заработки, заболел тифом и умер. Серебрякова остается с больной матерью и четырьмя маленькими детьми, без средств к существованию, без постоянного жилья. Именно в это время появляется одно из самых трагических полотен художницы «Карточный домик» -это её счастье, которое вдруг разрушилось, её четверо осиротевших детей. И их несчастная, выбившаяся из сил мать. В 1920 году Серебрякова получила предложение перевестись на службу в Петроградский отдел музеев или занять место профессора в Академии художеств. Но, вернувшись в родной город, Зинаида Евгеньевна отказалась от музейной и преподавательской работы. Она работала в мастерских наглядных пособий и выполняла отдельные оформительские заказы. Серебрякова могла бы стать крупным мастером советского искусства, но в начале 1920-х годов она оказалась в стороне от кипучей работы, которой жили тогда многие художники, создававшие скульптурные памятники, агитационные плакаты, оформление общественных зданий и массовых революционных празднеств. Скромная и застенчивая по натуре, крайне критически относившаяся к своему творчеству, Серебрякова не решалась браться за ответственные заказы, осваивать новые темы. В 1924 году она становится участником  выставки русских художников в Америке. Всё её картины проданы, но полученных за картины 500 долларов катастрофически мало для жизни большой семьи в советской России и окрыленная Серебрякова решает ехать в Париж, устроить там персональную выставку и заработать побольше денег.

ЖИЗНЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ                                                                                                                                                                       Первая выставка Серебряковой в Париже прошла только в 1927 году. Все заработанные в Париже деньги Зинаида Евгеньевна отправляет в Петербург на содержание своей семьи. Сама же живет во Франции на птичьих правах (с паспортом беженца. Французское гражданство она получила только в 1947 году). Из-за  Второй мировой войны, Серебрякова не смогла вернуться на родину. Годы, проведенные в Париже, не принесли ей радости и творческого удовлетворения. Она тосковала по России, стремилась отразить свою любовь к ней в своих картинах. В Париже Зинаида Евгеньевна живет замкнуто. Встречается только с русскими. Страдая от разлуки с семьей, она в 1925 году забирает к себе сына Александра, а в 1928 году – младшую дочь Катю. С детства они хорошо рисовали, и Серебрякова радуется таланту детей. Однако их путь в искусстве был таким же нелегким, как и ее собственный: неустроенность, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, поиски заработка. А свою дочь Татьяну Зинаида Евгеньевна увидит только через 36 лет с наступлением хрущевской оттепели. Живя за границей, почти каждое лето Серебрякова вместе со своей дочерью Катей уезжала в Бретань, на юг Франции или в Швейцарию. Они поселялись вдали от модных курортов и напряженно работали. По-прежнему самыми близкими сердцу художницы оставались сельские мотивы, и она писала крестьянские фермы, деревенские улицы, уборку урожая, людей деревни. В 1926 году в Бретани была начата серия портретов местных рыбаков и крестьян. Огромные сложности представляло для Серебряковой устройство экспозиций. В 1920-1930-х годах состоялось несколько ее персональных выставок в Париже. Поклонники реалистического искусства проявили к ним большой интерес. В печати Серебрякову называли «одной из самых замечательных русских художниц эпохи», «мастером европейского значения». Но эти отзывы тонули в море статей, рекламировавших абстрактное искусство и оказывавших решающее влияние на вкусы общества: искусство Серебряковой многим казалось устаревшим, поэтому ее произведения покупались с выставок крайне редко. Серебрякова совершенно не принимала современную духовную культуру Запада. Зинаида Евгеньевна — сторонница классического искусства. Превыше всего для нее — любовь к человеку, природе, ко всему живому на земле. Последнее направление в западноевропейской живописи, которое Серебрякова принимает, — импрессионизм. Все, что появилось позже и что принято называть авангардизмом, для нее неприемлемо. Чужд ей и русский авангардизм 1910-х годов: искусство В.В. Кандинского, К.С. Малевича и других.  В многоликой, разноплановой культуре XX века огромный интерес для нее представляло советское искусство. Она любила произведения И.Э. Грабаря, М.В. Нестерова, П.Д. Корина, А.А. Дейнеки и многих других.

ИТОГ                                                                                                                                                                                             Уезжая в 1924 году в Париж, Серебрякова не думала, что останется там навсегда. Еще в середине 1930-х годов Серебрякова собиралась вернуться на родину. Но затянулись заказные оформительские работы в Бельгии, а потом — вторая мировая война, оккупация Парижа. После войны ее звали на родину дети. Но пришла уже старость, художница тяжело больна и не решается на переезд. И тогда, в России были организованы ее выставки. В 1961 году в Париж приехали два советских художника – Д. Шмаринов и С. Герасимов. Именно они помогли организовать выставки картин Серебряковой в Москве, Ленинграде и Киеве в 1966 году. Альбомы с её работами расходятся миллионными тиражами по всему миру. К ней, наконец, приходит слава. После выставки в СССР за полотнами Серебряковой начинается настоящая охота по всему миру. Ее сравнивают с Ренуаром и Боттичелли.                                                                                                                                                       19 сентября 1967 года Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась в Париже. Она так и не успела обрести независимость и финансовое благополучие, которых добивалась всю свою жизнь. А международная слава осталась.

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА                                                                                                                                     Серебрякова — художник особого склада. Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила доброту в людях, восхищалась всем красивым, ненавидела зло, уродство. Все картины художницы жизнеутверждающие, имеют светлый эмоциональный настрой. Всю жизнь Серебрякова  выражала в них свою любовь к России. В картинах чувствуется очарование российских бескрайних просторов, луговых цветов, полей. Наибольший пик творчества художницы приходится на предреволюционные годы. Это картины о крестьянах и прекрасных российских пейзажах, бытовые сцены. Но особенно ярко талант Серебряковой раскрылся в тематических картинах монументально-эпического характера: «Жатва» (1915), «Беление холста» (1917), В этих произведениях изображено то, что художница ценила —  крестьянский труд. Бережно, с любовью написаны лица женщин, характерные национальные костюмы, окружающая обстановка. Творчество Серебряковой, пронизанное любовью к жизни, воспевает красоту человека, величие тружеников земли, приволье русской природы. Радостное восприятие жизни, земная простота, ясность и в то же время возвышенность образов были отличительными чертами искусства Серебряковой. Всю жизнь Серебрякова по своему характеру, мировоззрению, творчеству оставалась глубоко русской художницей. Через все драматические моменты эпохи и собственной судьбы она пронесла верность традициям отечественного искусства.

Знаменитые картины Серебряковой:

«Беление холста», «Жатва», «Спящая крестьянка», «За туалетом», «За завтраком», «Карточный домик», «За кулисами», множество автопортретов, портретов мужа, детей и др. работы.

Описание картины «Беление холста»

Фигуры деревенских женщин на лугу возле речки выглядят величественно, из-за изображения низкого горизонта. Ранним утром они расстилают только что сотканные холсты и оставляют их на день под яркими лучами солнышка. Композиция строится в красных, зеленых и коричневых тонах, что и придает небольшому холсту свойства монументально-декоративного полотна. Это своего рода гимн тяжелому труду крестьян, который прославляет красоту и силу русской женщины. Крестьянки изображены на берегу небольшой речки, от которой ввысь вздымается предутренний туман. Красноватые лучи солнышка придают особое очарование женским лицам. Художница трактует эту работу как ритуальное действо, показывая красоту людей и мира.

 

«Спящая крестьянка»

«Жатва»

  «За завтраком»

«За туалетом»

                                                                                                               «Автопортрет с дочерьми»                                                             «Карточный домик»

 

«Портрет Б.А. Серебрякова» (муж художницы).

«За кулисами»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: