Определение температуры размягчения

Лабораторный опыт «Качественная реакция на крахмал»

Обучающимся из курса химии известно, что обнаружить крахмал в клетках растений можно, капнув на препарат раствор йода. Поэтому классическая качественная реакция по обнаружению крахмала им известна.

Проблемный вопрос: почему не записывают уравнение реакции крахмала с йодом?

Гипотезы:

а) очень сложная запись уравнения (учитывая сложную структуру крахмала);

б) реакции как таковой нет.

Для проверки гипотез выполняется несложный опыт.

Готовят крахмальный клейстер и разливают в 2 пробирки. Одну оставляют для сравнения. В другую добавляют 1 каплю раствора йода. Клейстер приобретает синюю окраску. Далее эту пробирку нагревают – окраска исчезает (сравниваем с первой пробиркой). При охлаждении нагретой пробирки окраска снова появляется.

Для объяснения процесса предлагаем вспомнить известный опыт изменения окраски медного купороса при его прокаливании и процесс восстановления голубой окраски при растворении прокаленного вещества в воде. Это наводит на мысль, что взаимодействие крахмала с йодом нельзя назвать типичной химической реакцией, так как очевидно, что йод образует очень непрочное комплексное соединение с крахмалом, при котором молекулы йода внедряются в кристаллическую структуру молекул крахмала, образуя так называемые соединения-включения (клатраты). Это сопровождается изменением бурой окраски йода на синюю. При нагревании крахмал подвергается частичному гидролизу, образуя среди прочих соединения с малой молекулярной массой – мальтодекстрины. Низкомолекулярные декстрины с йодом не взаимодействуют. При остывании раствора декстрины вновь объединяются в более высокомолекулярные соединения, дающие синюю окраску при взаимодействии с йодом.

Результаты оформляются в форме письменного отчета

Критерии оценки работы

  Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися в ходе выполнения практической работы и письменного отчета за работу.

Отметка «5» ставится, если:

· работа выполнена полностью и без ошибок, сделаны правильные наблюдения и выводы;

Отметка «4» ставится, если:

· работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3» ставится, если:

· работа выполнена правильно не менее, чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы.

Отметка «2» ставится, если:

 · допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы,  или работа не выполнена.

Литература

Основная:

1. О.С. Габриелян, И. Г. Остроумов, Е. Е. Остроумова, С. А. Сладков Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования, М.: Издательский центр «Академия», 2016

Интернет-источники

1. https://infourok.ru/laboratorniy-opit-kachestvennaya-reakciya-na-krahmal-klass-3007374.html

2. https://vk.com/public194376305

2 урок Лабораторная работа №20 «Изучение свойств термопластичных полимеров»

Определение растворимости полимерных материалов

Оборудование и материалы: полимерные материалы различной природы; растворитель – бензин, ацетон, вода, этиловый спирт, уксусная кислота, соляная кислота.

Ход работы. Для определения растворимости 0,5 г измельченного образца помещают в пробирку, добавляют 5–10 мл растворителя, встряхивают и оставляют стоять на несколько часов; отмечают степень растворения – полное, частичное, набухает, не растворяется.

Если образец растворяется частично, определяют растворимость при нагревании (в колбе с обратным холодильником).

Определение поведения материала в пламени горелки

Оборудование и материалы: полимерные материалы различной природы; горелка, шпатель, пинцет длинный.

Ход работы. Небольшое количество материала осторожно и ненадолго вносят на шпателе в верхнюю часть высокотемпературной зоны пламени газовой горелки.

Выносят пластмассу из пламени и смотрят, будет ли она гореть дальше. При этом отмечают характерные особенности горения: воспламеняемость, обугливание, плавление, запах, цвет пламени, наличие копоти, дыма, самогашения, наличие золы, ее окраску и т. п.

Результаты наблюдений сравнивают с приложением 4 и определяют тип полимера.

Цветная реакция на полимеры

Оборудование и материалы: полимерные материалы различной природы; фарфоровая пластина, уксусный ангидрид, концентрированная серная кислота, пипетка.

Ход работы. На фарфоровую пластинку помещают небольшой кусочек исследуемого полимера и наносят на него несколько капель уксусного ангидрида, а затем каплю концентрированной серной кислоты. В течение 30 мин наблюдают за окраской жидкости и поверхности смолы, отмечая цвета и последовательность их изменения.

Результаты наблюдений сравнивают с приложением 6 и определяют тип полимера.

Определение температуры размягчения

Оборудование и материалы: полимерные материалы различной природы; металлический или фарфоровый тигель, термометр, кварцевый песок, металлическая или асбестовая подставка.

Ход работы. Проба на плавление. Вносят образец пластмассы в струю горячего воздуха, нагретого горелкой, или нагревают исследуемый образец на металлической или асбестовой подставке.

В зависимости от того, что будет происходить с пластмассой, можно отнести ее к термопластам или реактопластам.

Температура размягчения. Устанавливают пробы пластмасс – лучше всего полоски длиной 5–10 см и шириной 1 см – в железный тигель, заполненный сухим песком. Тигель постепенно нагревают маленьким пламенем горелки, температуру контролируют термометром, помещенным в песок. Когда полоски согнутся, по показанию термометра замечают температуру размягчения.

Для измерения температуры размягчения можно использовать и химический стакан, заполненный маслом или водой. Необходимо соблюдать меры предосторожности. В горячее масло не должна попадать вода.

Температура текучести. Аналогично можно определить температуру текучести, т. е. те значения температуры, при которых пластмассы приобретают текучесть. Однако некоторые пластмассы разлагаются раньше, чем достигается температура текучести.

Ответить на вопросы

1. Образец полиэтилена нагрейте несильно (держите щипцами) над пламенем спиртовки или газовой горелки. Наблюдайте посте­пенное размягчение полимера и затем его плавление. Стеклянной или деревянной палочкой измените форму размягченного полиэти­лена и дайте ему остыть. Попытайтесь изменить форму образца при обычной температуре. Какое свойство полиэтилена лежит в основе наблюдаемых явлений? Какое практическое значение оно имеет?
2. Подожгите образец полиэтилена. Обратите внимание, горит ли он вне пламени. Какого цвета пламя? Образуется ли при этом ко­поть? Обладают ли продукты горения запахом?
3. В пробирки с бромной водой и раствором перманганата калия поместите гранулы или мелкие кусочки полиэтилена. Наблюдайте, происходит ли изменение окраски растворов. Действуют ли эти ве­щества на полимер?
4. В пробирку с растворами серной кислоты и щелочи поместите измельченные кусочки полиэтилена.
Какой вывод о химических свойствах полимера можно сделать на основании проведенных опытов?

 





Литература

1.. Пластмассы. Метод определения температуры плавления: ГОСТ 21553–76. – Введен 01.01.1978; переиздан 01.01.2001. – М.: ИПК Изд-во стандартов, 2015. – 15 с.

4. Пластмассы. Методы определения стойкости к действию химических сред: ГОСТ 12020–72. – Взамен ГОСТ 12020–66; введ. 01.07.1973. – М.: ИПК Изд-во стандартов, 1997. – 22 с.

 

Интернет ресурсы

1. https://class.rambler.ru/temy-gdz/laboratornyy-opyt-13-svoystva-polietilena-gdz-himiya-10-11-klass-cvetkov-28586.htm

2.http://www.soprotmat.ru/lab28.htm

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: