Анализ работы по ЛФК

 

 

    В нашей школе все дети физически не здоровы. Категория детей с нарушениями интеллекта в своей структуре дефекта предполагает нарушение опорно-двигательного аппарата. В соответствии с этим разработанные Министерством РФ базисные учебные планы для С(К)ОУ–VIII в. включают в вариативной части проведение занятий ЛФК для обучающихся 1 – 4 классов.

Цель занятий ЛФК - коррекция психофизических нарушений обучающихся С(К)ОУ–VIIIв. и укрепление здоровья на основе использования современных здоровьесберегающих педагогических технологий.

Задачи программы:

- Выработать устойчивую правильную осанку, укрепить и сохранить гибкость позвоночника, предотвратить его дальнейшую деформацию.

- Укрепить и развивать мышечную систему, нормализовать работу опорно-двигательного аппарата.

- Стабилизировать патологический процесс.

- Развивать внимание, воображение, фантазию.

- Формировать авторские умения в познании своего физического состояния.

- Обучать способам самоконтроля при выполнении физических упражнений, самоанализу по развитию своих двигательных способностей и укреплению здоровья.

- Обучать важнейшим социальным навыкам, способствующим ценной социальной адаптации и социализации.

- Формировать волевые качества личности и интереса к регулярным занятиям ЛФК.

- Улучшить показатели физического развития.

- Закаливать и повышать сопротивляемость защитных сил организма учащихся.

- Воспитать сознательное и активное отношение к ценностям своего здоровья и здоровому образу жизни.

- Научить соблюдать правила личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.

- Воспитать социальную потребность в физическом совершенствовании

Наблюдаются разнообразные дефекты осанки, координации движений, деформации стоп, нарушение сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной и эндокринной системы. У многих из них отсутствует согласованность дыхания и двигательной нагрузки, отставание в росте, непропорциональное телосложение и различные стёртые двигательные нарушения. Наиболее распространенной причиной нарушения осанки является общая мышечная слабость, особенно мышц спины и брюшного пресса, неправильной походки, связанной с неразвитостью стоп, с плоскостопием. Для коррекции данных эффектов на занятиях ЛФК мы выполняем комплексы упражнений, которые позволяют восстановить нарушенные функции организма, поддержать его здоровье в целом или с целью предупреждения заболевания. Занятия по ЛФК в нашей школе в этом учебном году посещали 68 обучающихся, 45обучающихся--1вариант.23обучающихся--классы«Особый ребенок». Обучающиеся  посещают занятия с большим удовольствием. Любознательны на занатиях ученики 1класса. Очень активные на занятиях, занимаются с энтузиазмом дети 2 класса. Обучающиеся 3,4,5 классов относятся более осознано к занятиям ЛФК, интересуются строением своего тела, подбором упражнений к определенным группам мышц, контролировать свое физическое состояние, т.е. стараются стать авторами своего физического состояния, здоровья.         

     Занятия по ЛФК основываются на общепедагогических принципах.

· Принцип наглядности при обучении движениям осуществляется не только через зрительные ощущения, но и с помощью других органов чувств. Показ физических упражнений подтверждает объяснение и помогает детям правильно их выполнять.

· Оздоровительный эффект лечебной гимнастики является результатом реализации принципа систематичности занятий, построенных с учетом постепенности и последовательности выполнения упражнений. Занятия начинаются с простых и легких, известных детям по мере роста их функциональных возможностей начинаются более сложные упражнения. Занятия проводятся в системе 1раз в неделю по 40 минут при определенной дозировке, в 1-4классах по2варианту -2ч.в неделю.

· Принцип индивидуального подхода предполагает учет пола, возраста, уровня тренированности, общего состояния ребенка.

Наряду с дидактическими принципами большое значение имеет оптимальное дозирование средств лечебной физкультуры – установление суммарной величины физической нагрузки как при применении одного упражнения, так и какого – либо комплекса (утренняя гимнастика, ЛФК, уроки физкультуры и т.д.). 

Нагрузки дозирую выбором исходных положений, подбором упражнений, числом общеразвивающих и дыхательных упражнений, их продолжительностью, числом повторений каждого упражнения, темпом, амплитудой движений, степенью силового напряжения, сложностью движений, их ритмом, эмоциональностью занятий, их плотностью.

Основная цель обучения детей С(К)ОУ–VIIIв.-социализация.

Исходя из этого, занятия по ЛФК провожу с учетом формирования у детей «авторских» умений (применения ранее изученных корригирующих упражнений с учетом своего физического состояния).  

  Практически не встречаются изолированные нарушения осанки, поэтому занятия лечебной корригирующей гимнастикой строю из набора различных физических упражнений.

1. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки;

2. Упражнения, направленные на формирование стереотипа правильного дыхания (именно дыхательная мускулатура в достаточной степени улучшает взаимоположение частей тела);

3. Упражнение на формирование мышечного корсета: упражнение для мышц спины и живота;

4. Упражнение для самовытяжения позвоночника;

5. Упражнение с предметами, служащие для укрепления мышечного корсета и закрепления правильной осанки;

упражнения для исправления осанки при кифозе и лордозе.

        ЛФК при плоскостопии – коррекция деформации стопы и закрепления достигнутых результатов.

При выборе исходных положений для физических упражнений исключается влияние нагрузки веса тела на свод стопы в положении стоя и при развёрнутых стопах. В начале курса занятий упражнения выполняем  в исходных положениях лёжа и стоя. Исходное положение стоя вводится при достижении некоторой коррекции и при маловыраженном плоскостопии. Чередуются сокращения с расслаблением мышц, постепенно включая статическое напряжение мышц.

Закрепление результатов коррекции достигаем равномерным укреплением всех мышц голеней и с помощью различных гимнастических упражнений. Во всех возрастных группах включаю занятия спортивной направленности с целью общеукрепляющего воздействия на организм, выработку стереотипа правильного положения тела и нижних конечностей при стоянии и ходьбе. Общеукрепляющие упражнения подбираю соответственно возрасту и физическому развитию таким образом, чтобы не вызвать переутомление мышечно-связочного аппарата стоп.

           Особое внимание уделяю эмоциональному фону занятия, стараясь создать атмосферу добра, уюта, тепла. Когда знакомлю детей с новым комплексом, который обновляется через каждый месяц или ввожу новое упражнение и конкретно объясняю, чем оно полезно. Чтобы вызвать положительные эмоции, развивать чувство ритма, красоты, для формирования грациозности движений, релаксации пользуюсь музыкой для медитации, элементами аутотренинга.

         Для определения результативности занятий провожу сравнительное тестирование обучающихся в начале и в конце учебного года, отражаю данные в «Паспортах здоровья», которые заведены на каждого ученика, посещающего занятия ЛФК.  Эти тесты позволяют с достаточной объективностью судить об уровне гибкости моих воспитанников. Результаты теста выражаю:

· амплитудой движения в см;

· в величине угла между конечностями и туловищем;

· в очках: 3очка-подвижность нормальная и выше нормы,

                    2 очка-ограниченная подвижность,

                    1 очко-сильно ограниченная подвижность.

         Оценка подвижности суставов в степени растянутости мышц позволит наглядно видеть, на какой отдел опорно-двигательного аппарата необходимо обращать внимание при индивидуальной работе с каждым учащимся. Результаты тестирования фиксирую в паспортах здоровья, которые заполняются с участием медработника.

На всех занятиях ЛФК разрешаю образовательные, воспитательные, коррекционные и лечебно-оздоровительные задачи. Использую спортинвентарь (мячи, скакалки, гимнастические палки, ребристые доски, мешочки с песком, гимнастические скамейки, шведскую стенку), музыку веселого и романтического характера.

  Беседуем на занятиях о физическом здоровье, о физической и духовной красоте, чистоте тела, движении. Используя на занятиях метод суггестивной психотерапии, пытаюсь вызвать у детей положительные эмоции, снять психическую усталость, агрессию, статическое напряжение, улучшить взаимоотношения не только между учителем и детьми, но и друг с другом. Стараюсь помочь обучающемуся стать автором своего физического состояния, определить слабое звено в нем, подбор упражнений, коррекции и анализа полученных результатов. Результатом таких занятий является осознанное выполнение физических упражнений, повышение мотивации к урокам ЛФК, физкультуры, и, как следствие, улучшилась атмосфера проведения занятий, снижением количества обучающихся с нарушениями осанки, плоскостопия, сколиоза.

Практика таких занятий показала значительное улучшение физического развития и моторики занимающихся в сравнении со школьниками, не занимающихся ЛФК.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: