В практике обустройства гибридных пространств можно на сегодняшний день наблюдать следующее.
Открытые озелененные пространства используются как структуро-формирующие центры при реконструкции сложившихся городских районов. Например, в проекте реконструкции района «Южный центр» между старым и новым железнодорожными вокзалами в Брно (Чешская Республика, разработчики проекта CHYBIK + KRIST0F ASSOCIATED ARCHITECTS), предусмотрена система взаимосвязанных озелененных общественных пространств.
Линейные парки, имеющие большую протяженность при относительно небольшой ширине, создаются на месте заброшенных железнодорожных веток, вдоль каналов, малых рек и ручьев.
В скандинавских городах - Осло, Хельсинки и др. – зимой велосипедные дорожки становятся лыжными трассами, что позволяет совершать прогулки в пригородные леса. Лыжные трассы освещаются по вечерам и могут использоваться в рабочие дни, вдоль них имеются автостоянки.[2]
Появились линейные парки на эстакадах закрытых железных дорог. Одним из первых стал Зеленый променад (La Promenade Plantree), созданный в 1993 г. в Париже на эстакаде бывшей железной дороги. Наиболее известным из подобных парков является Высокий путь (The High Line) в Манхэттене в Нью-Йорке, размещенный на высоте порядка 10 м от поверхности земли. Первый его участок был открыт в 2009 г., второй - в 2011 г., третий - в 2014 г.
|
|
Системы сбора и повторного использования дождевой воды создаются во многих современных парках. Данный концепт соответствует целям устойчивого развития территорий, определенных ООН. Так, в спортивном парке Ян в Берлине в качестве водосборных поверхностей используются не только покрытия парковых дорожек и площадей, газонные пространства, но и озелененная, наклонная крыша большого спортивного зала, имеющая направленный сток воды. Дождевая вода собирается в пруды с системами очистки. Наличие запасов позволяет обеспечить ее постоянную циркуляцию и полив парковой растительности. В покрытия аллей, дорожек и площадок встроены линейные водосборные желоба с металлическими решетками, по которым вода подается к корневым системам крупных растений.
Не исключением стал в этом направлении и город Севастополь. Системы сбора и повторного использования дождевой воды для полива зеленых насаждений и улиц в жаркое время предусмотрена в предполагаемом к реализации в 2020-2023 годах программном мероприятии по строительству ливневой канализации.
Экологические парки появились и получили распространение как ответ на активное развитие урбанизации и обострение экологических проблем в современных городах и урбанизированных районах. В отличие от парков с «облагороженной» природой, в экологических природа имеет подчеркнуто «дикий», естественный облик. В них создаются экспозиции типичной для региона флоры и фауны, центры экологического образования детей и молодежи, прокладываются экологические тропы.[3]
|
|
В качестве примера городского экологического парка реализованного на практике можно привести Houtan Park, созданный в Шанхае в 2009 г. в преддверии ЕХР0-2010. Он расположен на берегах реки Хуанпу, которая была загрязнена до состояния экологической катастрофы. Специально подобранная болотная растительность, высаженная на берегах реки, обеспечивает фильтрацию и очистку воды. Ландшафтный каркас парка образуют бамбуковые рощи и насаждения китайского красного дерева.
Houtan Park - парк постоянного цветения с богатым ассортиментом растительности, которым можно любоваться в любое время года. На Всемирном архитектурном фестивале в Барселоне в 2010 г. он занял первое место в номинации «ландшафтная архитектура».
Большинство парков, сохранившихся в исторических городах, претерпели существенные планировочные и композиционные изменения. Созданные много лет назад при дворцах или усадебных домах и предназначавшиеся для небольшого круга хозяев и их гостей, со временем ставшие объектами массовых посещений, они многократно перестраивались, подвергались разрушениям во время войн. Изменения происходят и естественным путем - в процессе роста и старения деревьев и кустарников, что вызывает необходимость постоянной корректировки парковых композиций.
При создании современных ландшафтных объектов не только используются новейшие технологии, но и ведется активный поиск новых художественных средств, формируется новая эстетика ландшафтного урбанизма и дизайна.[4]
Геометризация ландшафтных форм. Эта тенденция художественной организации ландшафтных объектов как неотъемлемого элемента гибридного пространства получила достаточно широкое распространение. Например, на территории ЕХР0-2000 в Ганновере были созданы сады с подчеркнуто искусственными формами рельефа - сад Волн, сад Земли, сад Дюн. Каждый из них имел разное пространственное решение и оказывал разное эмоциональное воздействие на посетителей.
Подчеркнуто искусственные, геометризованные ландшафтные формы создаются в городах и на межселенных территориях, как, например, холмы пирамидальной формы у автострады Эдинбург - Глазго в Шотландии.
Художественно выразительны архитектурно-ландшафтные композиции, созданные Чарльзом Дженксом: парк Времени в Милане, парк Космических размышлений в его собственном поместье Портрэк Хаус в Шотландии, композиция у музея современного искусства в Эдинбурге.[5]
Создание гигантских ландшафтных объектов питают те же амбиции, что и высотную гонку небоскребов. Уникальные амбициозные сооружения появляются в странах, претендующих на признание своей значимости в современном мире. Например, искусственные острова на акватории Персидского залива в Дубае, уже созданные и создающиеся.
Сады у залива в Сингапуре (2012 г.) выделяются необычностью формы и конструкции. Это «супердеревья» высотой от 25 до 50 м и две большие оранжереи-ракушки, спроектированные фирмой Wilkinson Eyre Architects. К этой же категории ландшафтных объектов можно отнести гигантские головы лошадей вблизи автострады Эдинбург - Глазго в Шотландии.
Вертикальные сады. Общая площадь вертикальных поверхностей в городах вряд ли меньше площади горизонтальных поверхностей. Это актуализирует задачу увеличения площади вертикального озеленения.
«Живые» стены, поглощая вредные газы, очищают воздух, увеличивают концентрацию кислорода вокруг зданий, впитывают до 40% теплового потока, снижая температуру внутри зданий. Благодаря испарению с листьев воздух насыщается влагой. Растения выполняют роль термоса, который в холодное время сберегает тепло, а в жаркое - наоборот, охлаждает. При этом «одежда» зданий экологична.[6]
|
|
Вдохнуть жизнь в каменные и стеклянные стены домов люди стремились всегда. Современные технологии открыли новые возможности вертикального озеленения.
Сады на крышах бывают эксплуатируемые и неэксплуатируемые. Эксплуатируемые сады создаются на крышах жилых, общественных или производственных зданий и используются для кратковременного отдыха людей, а также для выращивания цветов, овощей.
Неэксплуатируемые сады выполняют декоративную или защитную функции, т.е. служат исключительно эстетическим целям или предохраняют здания от перегрева в жару (что кроме естественного повышения комфорта значительно снижает затраты на кондиционирование и продлевает жизнь самих крыш). Кроме того, «зеленые крыши» служат средой обитания городской фауны.
Нужно иметь в виду, что устройство садов на искусственных основаниях следует предусматривать на стадии проектирования зданий и сооружений, а не при последующем приспособлении кровель. Конструкции зданий и их плоских кровель должны разрабатываться с учетом веса грунта и растений, малых форм, создания устройств для полива и отведения дождевой воды.[7]
Высокую растительность надо располагать над колоннами или другими опорами. Ограждение лучше делать с возможностью обзора открывающихся с крыш и панорам.
Мобильные формы озеленения. В условиях уплотненной застройки центральных частей городов целесообразно использование мобильны х форм озеленения. Самым простым способом является размещение зеленых насаждений в кадках или других емкостях.
Разработаны разнообразные мобильные экоячейки, легко перевозимые и монтируемые, способные компенсировать нехватку естественной природы в городах. Например, «эко-коконы» архитектурной компании Howeler&Yoon и бюро дизайна Squared Design Lab, которые предлагается разместить в центральной части Бостона.
|
|
Появились проекты замены «живых» зеленых насаждений искусственными, например проект дизайнеров М. Касереса и К. Канонико для Бостона. Искусственные деревья оборудованы солнечными панелями и воздушными фильтрами, а также качелями, работающими как генераторы. Вечером включается LED-подсветка.
Заключение.
Рассматривая современные тенденции формирования городов и межселенных территорий, необходимо отметить повышение значимости гибридных пространств как драйверов развития территорий. Наряду с функционально-планировочной и композиционнопространственной организацией застроенных территорий важной градостроительной задачей является архитектурноландшафтная организация открытых пространств и оздоровление городско среды, применение ландшафтно-экологических методов проектирования, формирование градостроительных образований как экологических систем, обладающих способностью самоорганизации и саморазвития. Сохраняя сложившиеся в ландшафтном урбанизме тенденции можно полноценно говорить о создание идентичной и узнаваемой среды, обладающей культурно-природным потенциалом, способствующей устойчивому развитию территорий и постижению человеком себя и мира.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дмитренко К. Введение в теорию и практику ландшафтного урбанизма / Дмитриенко / А.С.С - ватерпас. Ландшафтный урбанизм. Спортивные мегасобытия. - 2008. - №1. - с.40-45.
2. Потаев, Г.А. Градостроительное искусство: традиции и инновации /Г.А. Потаев. - Минск: БИТУ, 2016 - 220 с.
3. Потаев, Г.А. Градостроительство: теория и практика / Г.А. Потаев. - Москва: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2014 - 432 с.: цв. ил.
4. Потаев, Г.А. Экологическая реновация городов. - Минск: БИТУ, 2009 - 173 с.: ил.
5. Bonenberg, A. Media, przestzen, architektura / A. Bonenberg. - Poznan: Wydawnictwo Politechniki Poznanskiej, 2013 - 222 s.
6. Красильникова Э.Э. Ландшафтный урбанизм теория и практика: научная монография/ Красильникова Э.Э. – Волгоград: ООО «ИАА «Областные вести», 2015 – 156 с.
7. Колин Эллард. Среда обитания: Как архитектура влияет на наши поведение и самочувствие. – Аудиокнига. Приложение «Слушай». – «Альпина Диджитал», 2019– 9 час. 11 мин.
[1] Потаев, Г.А. Градостроительство: теория и практика / Г.А. Потаев. - Москва: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2014 - 93 с.
[2] Дмитренко К. Введение в теорию и практику ландшафтного урбанизма / Дмитриенко / А.С.С - ватерпас. Ландшафтный урбанизм. Спортивные мегасобытия. - 2008. - №1. - с.40-45
[3] Потаев, Г.А. Градостроительство: теория и практика / Г.А. Потаев. - Москва: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2014 - 432 с.: цв. ил
[4] Дмитренко К. Введение в теорию и практику ландшафтного урбанизма / Дмитриенко / А.С.С - ватерпас. Ландшафтный урбанизм. Спортивные мегасобытия. - 2008. - №1. - с.40-45
[5] Потаев, Г.А. Градостроительство: теория и практика / Г.А. Потаев. - Москва: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2014 - 432 с.: цв. ил
[6] Потаев, Г.А. Градостроительство: теория и практика / Г.А. Потаев. - Москва: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2014 - 432 с.: цв. ил
[7] Дмитренко К. Введение в теорию и практику ландшафтного урбанизма / Дмитриенко / А.С.С - ватерпас. Ландшафтный урбанизм. Спортивные мегасобытия. - 2008. - №1. - с.40-45