ПОВТОРЕНИЕ
География 7 класс дата 25.05.
Тема: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Цель: углубить и систематизировать знания о природные ресурсы материков и океанов и типы природоохранных территорий; ознакомить с классификацией природных ресурсов; формировать практические умения оценивать и классифицировать природные ресурсы; характеризовать основные типы природоохранных территорий.
Тип урока: изучение нового материала.
Материал к уроку.
Человечество на протяжении своей истории постоянно использовало богатства природы для удовлетворения различных потребностей. В наши времена природопользование достигло гигантских масштабов и чрезвычайно обострило взаимоотношения между человеком и природой в географической оболочке. Какие особенности, проблемы и последствия использования ныне человечеством природных богатств, вы узнаете из этой темы.
Вспомните
Какие природные ресурсы относят к исчерпаемым и неисчерпаемым? Какие виды ресурсов больше всего использует человек?
Богатства Земли - это любые ценные тела природы, которые человек использует или может использовать как сырье, источник энергии, непосредственно для потребления, отдыха и удовлетворения других потребностей. Земные богатства еще называют природными ресурсами. Ресурсы разделяют по происхождению, указывая, к какой земной оболочки они принадлежат, по месту расположения, по назначению, по исчерпаемости, по возможности замены одних ресурсов другими.
На каждом материке и в каждом из океанов имеются разнообразные природные ресурсы. (Вспомните их названия.) Однако размещены они на Земле неравномерно. Это объясняется в основном различиями в геологических процессах и климатических условиях, которые характерны для материков и океанов.
Новые методы географической науки позволили понять, насколько глубоко связаны между собой различные процессы на Земле, природа и человек. Первые же космические снимки скоплений городов и их промышленных выбросов, дымовых шлейфов от лесных пожаров, вырубок лесов и опустынивание показали масштабность последствий этих явлений. И главное - способствовали формированию нового мировоззрения, что воспринимает нашу Землю как единую систему, все элементы которой, включая и человека, тесно связанные между собой. Именно от человека зависит будущее нашей планеты, ведь Земля - это наш Общий Дом; следовательно, от того, как люди будут беречь его и ухаживать, зависит их будущее. Первым шагом к будущему является экономное отношение к тем богатствам, что подарила нам природа, - природных ресурсов.
Среди природных ресурсов особая роль принадлежит топливно-энергетическим. Почти до начала XIX века основным энергетическим ресурсом была древесина. Со временем ее заменила уголь, а на смену углю пришли нефть и газ. Этими важными ресурсами владеют не все страны. Поэтому в мире существует определенный их недостаток, что часто приводит к энергетическим кризисам. Крупнейшая добыча нефти и природного газа сосредоточена в Азии, в частности в России и в странах Персидского залива, а угля - в Европе, Азии и Австралии.
Минеральные ресурсы - это полезные ископаемые, которые залегают, как правило, в недрах Земли. Использование и переработка минеральных ресурсов приводит к образованию отходов, которые загрязняют окружающую среду.
Минеральные ресурсы, в том числе и энергетические, это, прежде всего, база для промышленного производства. Поэтому они имеют большое значение для каждой страны.
Разнообразные рудные полезные ископаемые добывают в Китае, Бразилии, России, Австралии и в других странах. Большие запасы руд находятся на дне Мирового океана.
Топливно энергетические ресурсы

Водные ресурсы сосредоточены преимущественно в океанах, которые отличаются значительной соленостью. Запасы пресных вод составляют лишь0,6 % от общего объема воды. Водные ресурсы – это прежде всего пресные воды, находящиеся в реках, озерах, водохранилищах, подземных водах. Сейчас около 1/3 населения Земли испытывает нехватку пресной воды. Суточное мировое потребление воды превышает 26 946 млрд. литров, или 4280 л на человека. Больше всего воды расходуется на земледелие - 72 % от общего объема, много воды потребляет промышленность - 20 %. Немало воды идет на бытовые и хозяйственные нужды.
Воды сейчас недостаточно там, где ее нет в природе, где ее интенсивно используют, или где она стала непригодной для использования вследствие загрязнения.
Факты современности
Недостаток пресной воды. Около 60 % площади суши приходится на зоны, где нет достаточного количества пресной воды. Четвертая часть человечества ощущает ее недостаток, а еще свыше 600 млн жителей планеты страдают от недостатка и плохого качества питьевой воды, что вызывает различные заболевания у людей.

В пустынях всегда ощущается нехватка воды
Земельные ресурсы - территории, которые необходимы для жизнедеятельности людей (для строительства городов и сел, фабрик и заводов, дорог, захоронения отходов и, конечно же, для сельского хозяйства).
Земельные ресурсы являются основой всей живой природы и база для сельского хозяйства и производства продовольствия. Однако только 1/3 земель на нашей планете - это сельскохозяйственные угодья.
Распахано 15 % площади поверхности суши. Однако есть территории, где пашня составляет 60 % и более. К ним прежде всего относится Европа (территория Украины) и Северная Америка.
Лесные ресурсы охватывают около 4 млрд. га земель. Четко прослеживается две почти равные по площади лесные пояса Земли - умеренных и экваториальных широт. За лесными площадями лидерами являются Америка и Азия, а среди стран - Россия, Бразилия, Канада, США, Индонезия и др.
Биологические ресурсы - богатства растительного и животного мира Земли.
Климатические ресурсы относятся к неисчерпаемым природным богатствам, включающие солнечную энергию, влагу и энергию ветра.
Ресурсы Мирового океана. Биологические ресурсы океана, 90 % которых составляет рыба. Минеральные ресурсы. На шельфе интенсивно ведется добыча нефти и газа, каменного угля, руд металлов, строительных материалов. В морской воде растворено около 100 химических элементов, в том числе и золото. Энергетические ресурсы Мирового океана. Пока что из них всего используется энергия приливов и отливов. В перспективе предполагается и использование термальной энергии океанских вод и энергии волн.
Каждый из нас живет не только в своем доме, но и в общем доме под названием Земля. Поэтому, заботясь об обустройстве собственного дома, так же нужно заботиться и о наш общий дом. Ведь от его внутренней чистоты, от наличия в нем нужных нам качественных воздуха и воды, продовольствия и одежды, топлива и других ресурсов зависит не только здоровье каждого из нас, но и жизнь всего человечества.
Зато мы - хозяева Земли - в последнее время почти забыли о своих обязанностях перед природой. Сейчас мы забираем у нее больше ресурсов, чем все остальные живые существа вместе взятые, а количество изъятого не успевает восстанавливаться. К тому же мы загрязняем окружающую среду, выбрасывая в него огромное количество отходов.
Впрочем, еще не все потеряно. Еще есть время и возможность исправить нанесенный природе вред и отблагодарить ей за предоставленные нам богатства. Для этого надо лишь осознать: мы также являемся частью природы и должны доказать, что являются настоящими хозяевами в собственном доме - на планете Земля.
Природопользование и его последствия.
Совокупность всех форм использования природных ресурсов называют природопользованием. Природопользование - это добыча и переработка ресурсов, их воспроизводство и сохранение. В зависимости от последствий использования ресурсов природопользование подразделяют на рациональное и нерациональное. Рациональное природопользование предполагает экономное использование ресурсов, заботу об их воспроизводства с учетом перспектив развития хозяйства и сохранения здоровья людей. Нерациональное природопользование не обеспечивает воспроизводства и сохранения ресурсов и часто характеризуется как хищническое.
Существует много примеров, когда в разных уголках планеты люди нещадно эксплуатируют природные ресурсы без учета их запасов, особенностей и сроков восстановления. Такое необдуманное хозяйствования приводит к негативным последствиям. Так, многие минерально-сырьевые ресурсы оказываются в отвалах, вода загрязняется значительным количеством химических веществ, а почвы теряют свое плодородие, страдая от ветровой и водной эрозии. Нерациональное природопользование привело к уничтожению уголков нетронутой природы, диких животных и растений. Только за последние три века на Земли исчезло 120 видов животных. Ученые прогнозируют, что в ближайшие 30 лет такая судьба ждет еще более 100 видов.
Существует мнение, что недостаток природных ресурсов можно пополнить благодаря Мировому океану - своеобразной кладовой биологических и минерально-сырьевых ресурсов. Его огромные размеры создали искаженное представление о безграничность богатств. Однако современные масштабы вылова рыбы уже превысили темпы ее воспроизводства. Полностью исчезли некоторые бесценные виды обитателей океана. Поэтому чтобы восстанавливать и обогащать ресурсы океана, люди научились выращивать некоторые организмы в их естественной среде жизни
ИТОГИ
Природные ресурсы - это компоненты природы, которые обеспечивают существование человеческого общества и используемые в хозяйстве. Основные виды природных ресурсов, которые использует человек,- это минеральные, водные, земельные, биологические, климатические.
Природные ресурсы разделяют на группы по различным признакам.
Природные ресурсы размещены на Земле неравномерно.
Природопользование — это совокупность всех форм использования ресурсов; оно бывает рациональным и нерациональным.
Природоохранные территории
Заповедник - участок территории или акватории, на которой весь природный комплекс сохраняется в естественном состоянии, запрещена любая хозяйственная деятельность. Используется для комплексных научных исследований.
Национальный природный парк - природоохранное учреждение общегосударственного значения, которое создается с целью сохранения, пополнения и эффективного использования природных комплексов и объектов, имеющих особую ценность. Особенностью национальных парков является сочетание в них природоохранной деятельности с рациональной организацией отдыха населения и туризмом.
Заказник - природоохранный объект представляет собой территорию (акваторию), на которой в определенный сезон или периодически охраняется часть природного комплекса: отдельные виды животных или растений, почвы, горные породы и др.
Другие природоохранные территории: ботанические сады, дендрологические сады, зоопарки, памятники природы.
Задание:
1.Охарактеризуйте природные ресурсы вашей местности. Определите, каких изменений они претерпели вследствие хозяйственного использования.
2. По картам атласа определить заповедные территории каждого из материков и записать их названия в тетрадь.
https://yandex.ua/video/preview/?filmId=8210816302551924906&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE++%D0%BA+%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D1%83+%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8+%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B%2C+%D0%B8%D1%85%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5






