Ситуация 8. «Молодая пара жалуется на то, что они постоянно ссорятся и не могут придти к общему решению ни по одному из вопросов без «выяснения отношений» и конфликтов»

Кейс-задание по дисциплине Социальная психология

Ситуация 1. «Родители жалуются на то, что 5- летний ребёнок боится спать один и каждую ночь прибегает к ним в спальню и засыпает только в их постели. На расспросы отвечает, что боится приведение».

Ситуация 2. «Учитель первого класса жалуется, что ребёнок не принимает участия в работе класса. Во время урока он чаще всего сидит под партой, не отвечает на вопросы и не реагирует на замечания учителя».

Ситуация 3. «Родители обратились в консультацию, так как учителя их 10-летнего сына жалуются на то, что их сын постоянно дерётся на переменах. На расспросы родителей он ничего не рассказывает».

Ситуация 4. «Родители жалуются, что сын – подросток стал заметно хуже учиться, пропускает школу, не выполняет учебных заданий и обманывает их».

Ситуация 5. «Родители жалуются на то, что их дочь- подросток грубит бабушке, отказывается выполнять домашние поручения, постоянно «висит на телефоне» и не интересуется учёбой».

Ситуация 6. «Мать обеспокоена тем, что ее 17-летний сын, с отцом которого она развелась 15 лет назад, никуда не ходит, не интересуется девушками, а все свободное время проводит у компьютера».

Ситуация 7. «19-летняя девушка жалуется, что ее родители постоянно и жестко ее контролируют, устраивают скандалы, если она задерживается вечером, проверяют вещи и т.п.».

 

Ситуация 8. «Молодая пара жалуется на то, что они постоянно ссорятся и не могут придти к общему решению ни по одному из вопросов без «выяснения отношений» и конфликтов».

 

Ситуация 9. «Муж жалуется на «холодность» жены, на то, что она не проявляет интереса к сексуальным отношениям и даже избегает их, хотя она здоровая 30-летняя женщина, имеющая 5-летнего ребенка».

Ситуация 10. «Жена жалуется, что ее 38-летний муж не интересуется семейными проблемами – детьми, дачей, и т.д., а все время проводит или на работе, или вне дома».

 

Ситуация №11. Учитель первого класса пришла к психо­логу с жалобой на одного из своих учеников: «Игорь просто издевается и мной. Он настолько избалован, что совершенно не умеет вести себя в классе. Все ответы выкрикивает с места, перебивает, не дослушав вопрос до конца, постоянно роняет вещи со стола, успевает болтать чуть ли не со всеми одновременно вокруг, кривляется, смешит и отвлекает детей. А когда я делаю замечания, он или притворяется, что не слышит меня, или обижается и хамит. Я испробовала все способы воздействия на него: выгоняла из класса, делала замечания в присутствии родителей, оставляла во время перемены в классе стоять возле парты. Мама и бабушка, которые воспитывают Игоря, не в состоянии изменить что-либо. Игорь с каждым днем дерзит все больше, а однажды даже пытался уйти из дома. Что делать?».

Ситуация №12. Юле всего 5 лет. Но родители были вынуждены уже дважды переводить ее в другой детский сад, потому что ее присутствие в группе, по словам воспитателя, опасно для здоровья окружающих. Юля то носится по группе, как вихрь, то бросает в детей игрушки, когда они говорят что-нибудь неприятное для нее, то пытается выхватить у воспитателя тарелку с супом, проливая ее содержимое на детей. В тихий час она не спит, а громко поет песни. Появление Юли в новом детском саду в первый же день вызвало беспокойство родителей других детей. Заведующая и воспитатели обратились к психологу ДОУ. Оказалось, что дома с ее поведением проблем не возникало. Юля послушна и некапризна: папа держит ее в ежовых рукавицах. воспитатели пытались использовать в общении с Юлей только демократический стиль воздействия: долго объясняли ей, почему надо поступать тем или иным образом, пытались делать замечания в мягкой форме. Такой подход был противоположен домашнему воспитанию, где любое действие девочки сопровождалось окриком, запретом: «Отойди!», «Перестань!». Ее зачастую подвергали и физическим наказаниям. Эти подходы вступали в противоречие друг с другом, а непоследовательность взрослых порождала все новые и новые капризы ребенка.

Ситуация №13. Денис воспитывается в подготовительной к школе группе. Он очень любит читать, на занятиях по развитию речи и обучению грамоте всегда много отвечает. Правда, при этом бесцеремонно перебивает воспитателя, вскакивает из-за стола и всегда хочет успеть первым. Однако в процессе занятия бывает очень невнимателен. Воспитатель и родители, обсудив проблемы ребенка, стараются совместными усилиями помочь ему. В медицинской карте Дениса стоит диагноз - «дефицит внимания с синдромом гиперактивности». Зная, что к проявлениям гиперактивности относятся импульсивность, дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, взрослые приняли решение бороться с недугом жестко и непреклонно. Но не учли того, что от ребенка нельзя требовать выполнения такой сложной комплексной задачи: быть внимательным, усидчивым и одновременно сдержанным. Однако иногда, даже работая в едином ключе, взрослые не могут добиться желаемого результата.

Ситуация №14 Обратилась мама (сыну 3,6 года). Разногласия в воспитание сына, муж постоянно твердит сыну, что он трус что его все будут бить, если он не научится сдавать сдачи. А сын придя из садика спокойно нам рассказывает, что его побили, а сдачи он сдать забыл. Но по его разговорам ясно, что он не хочет сдавать сдачи, чтоб его воспитатели не ругали. Возможно, он боится, потому что я сама ему с детства говорила, что драться нельзя, даже ругала, если гуляя с детьми, он проявлял агрессию. Муж считает что я воспитала труса, маменькиного сынка. Как правильно воспитывать мальчика нашего возраста, чтобы он вырос смелым и в нужной ситуации смог дать отпор обидчику (пусть пока и в детском саду).

 

Ситуация №15 Обратилась мама. Полная семья папа мама, Вика(3,5 года), Леночка (5 месяцев). Воспитанием занимаюсь я, стали посещать д/с. Вика спокойная послушная, по возрасту развитая девочка, но беспокоят бурные истерики, периодически случающиеся... Повод – как правило - нарушение какого-либо установленного правила, которое она решила выполнять, во что бы то ни стало. Например – папа снял ей ботинок, не расстегнув липучку, плачет, требует снова одеть, и т.д. – результат 40-минутная истерика. Бабушки с дедушками уже бояться с ней сидеть, потому что не знают, чем может закончиться элементарный обед. Воспитываю ее свободно, стараюсь минимизировать запреты, бабушки с дедушками наоборот твердят, что я ее балую, т.е. подобные требования она сама к себе предъявляет, а не родители!!!! Я всегда стараюсь не потакать подобному поведению (истерикам), но в последнее время, склонна думать, что это не капризы, что она каким-либо образом сама, же страдает от этого! Просто зацикленность какая-то. Главное, что подобные истерики были и до рождения сестры но с другими ситуациями (кто должен вынимать из ванны и т.д.)

 

Ситуация №16  Ребенку 6 лет, он постоянно грызет одежду - ворот рубахи, рукавицы, воротник куртку. На все просьбы не делать этого он отвечает хорошо и через минуту все повторяется.

Ситуация №17 Обратилась мама дочери 5,5 лет. Умная девочка. Не знаю, как научить дочь поддерживать порядок в своем шкафу. Игрушек у нас море, развивающих, развлекающих и просто красивых. Краски карандаши и пр., пр.. Игрушки через время оказываются по всему дому, присесть и где-то ступить становиться все сложнее и сложнее, у папы на этот случай одно слово -"выкину если не уберешь" Я ее защищаю, мол она же сама не справиться, надо помочь. Надо, не знаю как.

 

Ситуация №1 8 Обратилась мама, дочке 3,10 года. В последнее время стала часто грубить, огрызаться, кривляться, может кидаться с кулаками, если делается замечание и т.п. Как нам вести себя при подобных вспышках гнева, особенно, если ребенок в присутствии родителей проявляет агрессию по отношению к бабушке, дедушке и т.д.?

Ситуация №1 9 Мама, сыну 4 года.

 Часто пытается обратить на себя внимание других детей, следующим образом: "Девочка давай играть. Не хочу", Берет за руку и пытается, дать настойчиво игрушку. "- Он меня схватил!" и т. д. и родители и воспитатели пытаются объяснить ему, что если дети не хотят, нельзя настаивать. Он соглашается, но все повторяется вновь. Он может обнять ребенка и нечаянно повалить его. Педагоги хвалят его (мальчик хорошо развит), но очень импульсивен. 

Ситуация № 20.   Мама ребенка 7 лет (1 класс): Мой сын не хочет ходить в школу, отказывается делать домашние задания самостоятельно. Постоянно просит помощи при выполнении. Отец называет его лентяем. А мне совершенно нет времени с ним заниматься (прихожу с работы, всех кормлю, убираюсь, а потом уже поздно).

 

Ситуация № 21.   Мама девочки 12 лет: Дочь перестала слушаться, в школу отказывается ходить с нормальной прической. Постоянно сидит в Интернете. Стала получать плохие отметки. Огрызается на любое замечание

 

Ситуация №22. «Ребенок дерется, агрессивно реагирует на отказы, бросается на пол, кричит, топает ногами (ребенку 3,4 года)…»

Ситуация №23. «Ребенок застенчив, плаксив, играет один, на занятиях отвечает шепотом, на замечания реагирует болезненно…»

Ситуация №24. «Ребенок ведет себя «как маленький»…

Ситуация № 25. 14-летний Алексей замкнут, необщителен, эмоционально холоден, друзей нет, пренебрегает учебой. При этом поглощен изучением религии и истории Индии, интересуется медитативными техниками. Эти особенности обострились, в последние 1.5 года, когда мальчику исполнилось 13 лет. Он практически перестал общаться с родителями, все свободное время проводит в своей комнате. Проведите психолого-педагогический анализ ситуации, выскажите гипотезу причинах возникшей ситуации и предложите возможный план действий для родителей и педагогов.

Ситуация № 26. Кейс-задание: Раскройте смысл сказки для детей «Красная шапочка».

Ситуация № 27. Кейс-задание: Раскройте смысл сказки для детей «Колобок».

Ситуация № 28. Внимательно прочтите задание, в котором представлена проблемная ситуация, взятая из реальной жизни. Предложите решение данной ситуации, используя собственный опыт и здравый смысл.

«К Вам, учителю или школьному психологу, приходит мать с убежденностью, что ее сын - одаренный ребенок, но он нервный, может плохо сдать экзамены и требует учесть это в конкурсном отборе в 5-ый класс. Ваши действия?»

Ситуация № 29. Своими словами как можно точнее передайте смысл пословицы.

· Коли "авось" да "небось", то заранее работу брось

· Баловливая корова все стадо портит.

· Лучше с умным в аду, чем с глупым в раю.

· Не смейся, горох, над бобами: будешь и ты под ногами.

· Криво дерево, да яблоки сладки.

· Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

· Где нас нет, там по две милостыни подают.

Ситуация № 30. Надя, 7 лет. С трех лет посещает хореографический кружок, с 5-ти – вокальную и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах. Перед очередным выступлением во время игры пытается руководить своими сверстницами: «Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы». Девочки пытаются ей не подчиниться и идут за помощью к вожатому.

 Ваши действия?

Ситуация № 31. К психологу обратились родители пятилетнего мальчика, который, по их мнению, готов к поступлению в школу (умеет читать, знает много стихов, овладел операциями сложения, вычитания, умножения и деления), однако они не знают, как поступить лучше. Может быть, следует отдать ребенка в школу прямо сейчас, так как он свободно сможет освоить школьную программу 1-го класса, а, окончив школу, будет иметь больше времени поступить в институт, а не попасть в армию? Может быть, лучше подождать год или два, заниматься дома (бабушка – учительница), а затем пойти в школу сразу во 2-й или даже в 3-й класс? Или есть еще какие-то решения? Какой совет стоит дать родителям мальчика?

 

Ситуация № 32. В Центр занятости молодежи обратился молодой человек, только что отслуживший в армии, который не знает, что ему теперь делать. Поступать ли в институт (но он не знает, в какой именно, явных интересов у него нет)? Пойти сразу на работу, но также не знает какую выбрать? Как бы вы посоветовали ему поступить?

Ситуация № 33. Между учителем истории и учеником 8 класса возник конфликт по поводу критериев оценивания ответов. Педагог считает, что ученик не может знать предмет на оценку «отлично», так как, по ее мнению, она сама не знает этот предмет на 5. Поэтому между учеником и педагогом всегда возникает напряжение. Это стало известно классному руководителю 8 класса, которая решила разрешить возникшую ситуацию.

Сделайте анализ возникшей ситуации. Предложите путь разрешения возникшей ситуации в качестве классного руководителя. Обоснуйте свое предложение.

Ситуация № 34. Ребенок 8 лет с расстройством аутистического спектра учится в первом классе общеобразовательной школы. Навыки письма, чтения, счета не сформированы. Через 10 минут после начала каждого урока ребенок встает с места, ходит по классу, выкрикивает отдельные слова, чем мешает учителю и другим детям в классе. К 4 уроку истощается, если мама не забирает ребенка домой, то у него начинается истерика (падает на пол, плачет). Мама настаивает на продолжении обучения ребенка в общеобразовательной школе, мотивируя свое решение максимальными возможностями социализации. Какие приоритетные темы Вы бы затронули при консультировании мамы в данном случае?

Ситуация № 35. В XVIII в. известный политик граф Честерфилд, готовя сына к дипломатической карьере, писал ему: «Говоря с людьми, всегда смотри им в глаза; если ты этого избегаешь, люди начинают думать, что ты считаешь себя в чем-то виноватым; к тому же ты теряешь возможность узнавать по выражению лиц, какое впечатление на них производят твои слова». Как вы считаете, граф дал сыну хороший совет?

Напишите, свои рекомендации участникам современных деловых переговоров: какова оптимальная длительность контакта глазами?

Ситуация № 36. Используя свои знания о невербальной коммуникации, по приведенным отрывкам попробуйте догадаться о том, что в действительности происходит с их персонажами.

1....Однако бойкость не удавалась ей, и чаще всего, особенно при новых людях, взгляд Марии Ивановны пропадал в пространстве, хотя болтала она в это время без умолку. (И. А. Бунин)

2.Лицо Александра Ивановича сохраняло нейтральность, но руки его бесцельно шарили по столу, как у слепого. (И. Ильф, Е. Петров)

3.[Мармеладов] стукнул себя кулаком по лбу, стиснул зубы, закрыл глаза и крепко оперся локтем о стол. Но через минуту лицо его вдруг изменилось, и с каким-то напускным лукавством и выделанным нахальством он взглянул на Раскольникова, засмеялся и проговорил: - А сегодня у Сони был, на похмелье ходил просить! Хе, хе, хе! (Ф. М. Достоевский)

4.Разговаривая, он, как на пружинах, подскакивал на диване, оглушительно и беспричинно хохотал, быстро-быстро потирал от удовольствия руки, а когда и этого оказывалось недостаточно для выражения его восторга, бил себя ладонями по коленкам, смеясь до слез. (Б. Пастернак)

 5.Его желтая барабанная пятка выбивала по чистому полу тревожную дробь. (И. Ильф, Е. Петров)

6.Как только присяжные уселись, председатель сказал им речь об их правах и ответственности. Говоря свою речь, председатель постоянно переменял позу: то облокачивался на левую, то на правую руку, то на спинку, то на ручки кресел, то уравнивал края бумаг, то гладил разрезной нож, то ощупывал карандаш. (Л. Н. Толстой)

7.Невольно я подняла голову и прямо напротив увидела две руки, каких мне еще не приходилось видеть: они вцепились друг в друга, точно разъяренные звери, и в неистовой схватке тискали и сжимали друг друга, так что пальцы издавали сухой треск, как при раскалывании ореха. (С. Цвейг)

8.Ты запрокидываешь голову — Затем, что ты гордец и враль... (М. Цветаева)

9.Полыхаев удивительно быстро моргал глазами и так энергично потирал руки, будто бы хотел трением добыть огонь по способу, принятому среди дикарей Океании. (И. Ильф, Е. Петров)

10.Вазир-Мухтар смотрел спокойно, с неопределенною сосредоточенностью, как бы мимо глаз евнуха или сквозь него. (Ю. Тынянов)

Ситуация № 37. Начальнику жалуется работница. По ее словам, работающая рядом с ней сотрудница унижает ее человеческое достоинство. При разборе жалобы выяснилось, что та высказывает ей претензии по поводу многочисленных, часто повторяющихся ошибок в работе. По поводу корректности замечаний спорящие во мнениях разошлись: обиженная настаивала, что коллега ее унижает, на что та ответила: «Я говорю нормально, но сколько раз можно повторять одно и то же?!»

 

Ситуация № 38. В бригаде работают несколько человек, выполняя одинаковую работу. Но один из членов бригады работает качественнее и проявляет бóльшую активность, тем самым обеспечивает лучший результат работы всей бригады. Начальник, видя это, дает этому работнику бóльшую премию, чем остальным. Получив зарплату, все возмутились, почему им заплатили меньше, чем тому, которого они тут же обвинили в подхалимаже.

 

Ситуация № 39.

В группе детских психологов одной из социальных сетей начинающий психолог задал вопрос: «Ко мне записалась на прием мама с двухлетней дочкой с проблемами в поведении для диагностики. Я консультаций еще не проводила, не знаю, с чего начать и что можно диагностировать?»

Нарушены ли в данном примере этические принципы? Если да, то какие?

Какой вариант поведения вы считаете этичным для начинающего психолога?

Ситуация № 40. Исследование этики поведения психологов

Американские исследователи провели анкетирование с целью изучения убеждений психологов по поводу того, что они считают этичным поведением и насколько часто поступают соответственно своим этическим убеждения. Выборка составила 456 психологов. Респондентам предъявили 83 примера, касающихся практики консультирования.

Психологи должны были сообщить, насколько часто такие ситуации возникали в их практике, а затем но пятибалльной системе оценить, насколько этична каждая из них.

Среди ситуаций, предложенных для оценки, были следующие:

· 1. Подбирать терапию для одного из своих друзей.

· 2. Рекламировать свои услуги в СМИ.

· 3. Рассказывать клиенту, что вы на него злитесь.

· 4. Прекращать терапию, если клиент неплатежеспособен.

· 5. Принимать услуги от клиента в качестве платы.

· 6. Предлагать клиентам выполнять тесты на дому (например, MMPI).

· 7. Изменять диагноз, чтобы удовлетворить критериям страхования.

· 8. Говорить клиенту: «вы меня сексуально привлекаете».

· 9. Использовать коллекторское агентство для получения платы за консультацию.

· 10. Принимать от клиента подарок на сумму не более 50 долл.

· 11. Работать, когда слишком расстроен, чтобы быть эффективным.

· 12. Повышать плату в течение курса терапии.

· 13. Принимать товар (а не деньги) в качестве оплаты.

· 14. Приглашать клиентов на вечеринку или светское мероприятие.

· 15. Плакать в присутствии клиента.

· 16. Просить клиентов привезти сувениры.

· 17. Принять решение клиента совершить самоубийство.

· 18. Отказываться сообщать клиенту диагноз.

· 19. Рассказывать клиенту о своем разочаровании в нем.

· 20. Обсуждать с друзьями клиентов (не называя имен).

· 21. Подбирать терапию для своих студентов.

· 22. Дарить подарки тем, кто направляет клиентов к вам.

· 23. Вступать в сексуальные отношения с бывшим клиентом.

· 24. Избегать некоторых клиентов из-за страха оказаться в суде.

· 25. Одалживать деньги клиенту.

· 26. Отправлять клиентам поздравительные открытки.

· 27. Целовать клиента.

· 28. Участвовать в действиях эротического характера с клиентом.

· 29. Дарить клиенту подарок на сумму не больше 50 долл.

· 30. Платить посреднику за направление клиентов.

· 31. Заниматься с клиентом бизнесом.

· 32. Вступать в половой контакт с клиентом.

· 33. Продавать товары клиентам.

· 34. Проводить личные консультации по радио или ТВ.

· 35. Непреднамеренно разглашать конфиденциальные данные.

· 36. Занимать деньги у клиента.

· 37. Обсуждать с друзьями клиента (называя имена).

· 38. Оказывать услуги вне пределов компетенции.

· 39. Приписывать часы консультанту.

· 40. Лечить гомосексуализм как патологию.

· 41. Заниматься терапией, находясь в состоянии алкогольного опьянения.

· 42. Принимать от клиента подарок стоимостью не более 5 долл.

· 43. Предлагать или принимать рукопожатие клиента.

· 44. Заниматься бизнесом с бывшим клиентом.

Какие из перечисленных ситуаций наиболее неэтичны?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: