Подготовка хора к концертному выступлению

Формы построения концертной программы

1. Концерт-лекция. Это тематический концерт с участием лектора, в роли которого может выступать руководитель коллектива. Он рассказывает, а хор или ансамбль иллюстрирует повествование песнями соответствующей тематики. Темы могут быть самые разнообразные, например «Творчество В. Г. Захарова», «Лирические песни южнорусской традиции», «Северные хороводы» и т. д. Такой концерт имеет большое познавательное и просветительское значение как для слушателей, так и для исполнителей.

2. Концерт, составленный из отдельных номеров, с участием ведущего, который объявляет последовательность номеров. Эта форма может быть использована, например, для отчетного концерта коллектива. Ведущий является связующим звеном всех номеров концерта, объявляя их последовательность.

3. Концерт непрерывного звучания без объявления номеров и без ведущего. В этом случае руководителю нужно продумать логику построения концерта, последовательность песен, для того чтобы коллективу было удобно, комфортно переходить от одной песни к другой. Песни могут быть связаны единой темой, принадлежностью к обряду к одному жанру и так далее.

4. Концерт сквозного развития. Эта форма предполагает драматургическое объединение номеров подобранным текстом. Стихи, отрывки из прозы, диалоги ведущих играют роль связующего звена между песнями. Текст и песни составляют единое действие, развитие и движение к кульминации.

5. Фольклорный спектакль, который предполагает использование средств театрального искусства (распределение ролей, декорации, костюмы), наличие сценария, действующих лиц.

6. Комбинированный концерт, в котором используются разные формы и их различные сочетания. Для построения небольшой концертной программы может использоваться:

- форма сюиты, когда в один номер объединяются несколько песен одной темы и исполняются без перерыва;

- принцип «венка» (например, «венок свадебных песен», «календарных песен»).

Формы построения концертной программы могут быть многообразны, они зависят от конкретной ситуации, времени подготовки к концерту, уровня готовности коллектива к выступлению. Творческий подход руководителя, его вкус и фантазия помогут в выборе форм и грамотном составлении программы.

Условия составления программы сольного концерта:

– учёт возрастания интереса публики при расстановке произведений (выстраивание драматургии всего сольного концерта),

– наличие контрастов,

– наличие темповых спадов,

– разнообразие тематики произведений,

– правильное определение переломного, кульминационного момента концерта (вершина, полуфинал, финал).

Формирование (подбор) произведений концерта осуществляется:

– по хронолого-тематическому признаку (от старинной музыки до современной),

– по стилистическим и жанровым признакам (от сочинений культового жанра, далее произведений зарубежных авторов, произведений русской классики, народных песен к миниатюрам современных авторов и т.д.),

– по темповому контрасту (медленное, быстрое, медленное, быстрое) – данный признак подбора произведения является формальным.

При формировании концертной программы следует учитывать особенности сочетания произведений с сопровождением и произведений a cappella.

Наиболее часто произведения a cappella составляют первую часть концерта, а произведения с сопровождением вторую. Если драматургически необходимо объединить произведения a cappella с произведениями в сопровождении, следует выстраивать хронолого-тематический порядок их исполнения.

Следует уделить внимание подбору произведений разнообразных по техническим задачам.

После произведений, насыщенных громкой динамикой, напряжённой тесситурой, предпочтительно расставлять произведения более спокойного характера (учёт вокальной нагрузки коллектива).

Наиболее сложные произведения желательно расставлять в середине или ближе к концу концерта.

При составлении концерта осуществляется:

– хронометраж номеров,

– учёт время выхода,

– учёт времени перестраивания коллектива,

– учёт времени для объявления номеров программы ведущими,

– учёт времени реакции зала на прозвучавшее произведение.

 

Подготовка хора к концертному выступлению

Из всех этапов учебно-творческой работы хора концерт – самый приятный и ответственный. Чтобы ожидания участников хора оправдались, и концерт прошел успешно, выступлению перед публикой должна предшествовать длительная и кропотливая работа и певцов и руководителя коллектива.

Если на репетициях деятельность руководителя коллектива отличается педагогической направленностью (он обучает пению, воспитывает певцов), то на концертной площадке он выступает в роли организатора вокально-хорового действа и дирижера-интерпретатора. Он несет ответственность не только за качество исполнения концертной программы, но и за сценическое поведение, костюмы, эмоциональный настрой, артистизм певцов хора. К этому зачастую добавляется необходимость оформления концертной эстрады и зала, забота о транспорте.

Готовясь к концерту на незнакомой сценической площадке, руководитель должен узнать об акустических особенностях помещения. Для этого организуется акустическая репетиция, после которой, при необходимости, вносятся коррективы в исполнение концертной программы и сценическое поведение хора.

На концертное выступление хору необходимо выходить распетым, эмоционально-психологически настроенным. Предконцертная репетиция должна быть не очень долгой, чтобы не утомить голоса певцов. Не рекомендуется вызывать хор любого детского возраста на концерт очень рано. Желательно, чтобы время между распеванием и выступлением было минимальным, так как затяжное ожидание перед выходом на сцену расслабляет участников, снижает их внимательность, исполнительский накал, которые были достигнуты в ходе распевания.

В публичном исполнении дирижер и хор, по мнению С. А. Казачкова преодолевают несколько психологических барьеров: барьер обыденности, барьер застенчивости, стартовый барьер, барьер усталости. Дирижеру необходимо научиться отстранять себя и певцов от обыденности и настраиваться на высокую атмосферу концерта. Это обычно происходит на распевании, цель которого не только разогреть голос, но и разогреть воображение, укрепить волю, проверить строй, приспособиться к акустике. Преодоление барьера застенчивости в хоре во многом зависит от дирижера. Воля руководителя, его артистический талант и профессиональное мастерство могут помочь певцам забыть себя и отдаться музицированию, пению в образе. У самого дирижера застенчивость проходит с опытом.         

Молодому дирижеру-дебютанту для преодоления      застенчивости рекомендуется выходить к хору с выученной наизусть концертной программой, не анализировать свое самочувствие и отношение к себе со стороны публики и певцов, переключать все внимание на хор, на желание повести его за собой с помощью дирижерского жеста и своей музыкальности. Отрезок времени с момента подготовки к выходу и до начала звучания хора называют стартовым барьером, так как в это время происходит нарастание внутренней мобилизации. Лучшим средством для преодоления стартового барьера является внутреннее пение. С момента задавания тона в акапельном сочинении или начала инструментального вступления в произведении с сопровождением (до подачи ауфтакта) хор должен мысленно петь. После этого переход к реальному исполнению становится естественнее и проще. Часто во время отчетного концерта после исполнения кульминационного произведения наступает барьер усталости. Поэтому последующие произведения должны быть не менее яркими и запоминающимися для слушателей, но не трудными для хора, удобными по фактуре, хорошо впетыми. Наиболее частыми недостатками в концертных выступлениях неопытных хоров являются погрешности строя (повышение или понижение тона), погрешности в темпе (замедление или ускорение). После концерта дирижеру-хормейстеру необходимо проанализировать вместе с певцами причины недостатков в исполнении концертной программы и обязательно исправить их в процессе учебно-репетиционной работы.

Чем больше концертирует хор, тем больше уверенности и стабильности появляется в его исполнении. Общение в хоровом концерте происходит по трем основным направлениям: общение участников хора между собой, общение дирижера с хором и хора с дирижером; общение исполнителей со слушателями и слушателей с исполнителями. Эффективным средством общения дирижера с хором являются взгляд и мимика. Мимика музыканта спонтанно выражает звучание музыки со всеми специфическими особенностями, недоступными другим искусствам. Для этого требуется только одно: внутренняя свобода.

Управляя хором, дирижеру не следует забывать, что как любой творческий коллектив он обладает большой инерцией. Чтобы повести хор за собой, нужен сильный творческий импульс, волевой дирижерский жест. Чем талантливее и опытнее дирижер, чем достовернее и интереснее его замысел, тем скорее и органичнее зарождается и развивается художественно-исполнительская инициатива хора, загорается огонек сотворчества. Но подлинный творческий контакт возникает лишь тогда, когда правда дирижерского выражения и его исполнительские действия вызывают у хора веру и переживание. По мнению мастеров хорового искусства, подлинный контакт есть следствие и причина вдохновения, передаваемого от исполнителей к слушателям.

      Прямая связь исполнителей со слушателями осуществляется через звучание хора. Некоторое влияние на слушателей во время концерта имеет их зрительское впечатление от хора, от его сценического облика, мимического выражения, а также от пластической выразительности дирижера. Руководителю следует помнить об этом и держать все под контролем.

Отдельно хочется подчеркнуть значимость хорошего сценического поведения артистов на концерте. Впечатление от успешного исполнения концертной программы может быть испорчено, если участники продемонстрируют неорганизованность при выходе на сцену или уходе с нее после завершения выступления. Эти моменты должны быть оговорены с ними и отрепетированы заранее. Дети до проведения мероприятия должны быть проинформированы и о правилах поведения во время концерта. Они должны знать, что непозволительно артисту хора выискивать глазами родных и близких в зале, перемигиваться, толкаться и строить гримасы во время концерта.

Публичные выступления требуют от дирижера и участников хора целостного воплощения интерпретационного замысла, для чего необходимы певческая готовность, собранность, воля и артистизм.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: