Список используемых источников

ВВЕДЕНИЕ

 

С наступлением новой эпохи наследие Ренессанса не кануло в вечность и, претерпевая изменения, продолжало жить своей жизнью. Не исчезло с лица земли, несмотря на религиозные войны и разрушения, походы крестоносцев и инквизиторские костры, искусство средневековья с ее шедеврами архитектуры и живописи, по-прежнему останавливая взор на вертикалях готики. Мифологическими сюжетами и вечным стремлением возродить утраченную гармонию напоминала о себе античность. Мировая культура продолжала накапливать свой потенциал, обогащалась новыми поисками и открытиями и пыталась построить новую картину мира, основанную уже не столько на религиозном и художественном осмыслении мира и человека, как в предшествовавшие эпохи, сколько на все более развивающемся научном его постижении.

 


 


ЭПОХА АБСОЛЮТИЗМА

 

В XVII в. художественная культура Италии значительно утрачивает свое былое величие, и центр европейской духовной культуры перемещается во Францию. Новаторский дух французского искусства формируется не без влияния со стороны новых политических и экономических условий. Франция явила собой пример классической страны абсолютизма, который стал объединяющим началом в обществе. В средневековых городах местное самоуправление сменилось господством буржуазии и централизованной власти. Вступило в свои права новое гражданское общество.

Наряду с прогрессивной ролью абсолютизм, имел и отрицательные стороны, что сказалось, в первую очередь, на усилении социального расслоения общества и ухудшении жизни крестьян, оказавшихся внизу общественной лестницы. Это приводило к многочисленным крестьянским восстаниям, которые жестоко подавлялись королевской властью. Социальная база эпохи абсолютизма заметно сузилась по сравнению с предшествующей культурой эпохи Возрождения. В первую очередь, она отражала интересы двух классов дворянства и буржуазии.

Упрочившийся абсолютизм (в Испании, Франции и других европейских странах) установил принцип всеобщей регламентации и регулирования всех сторон жизни — от экономики и политики до культуры и искусства. Это привело к подавлению всякой личной инициативы и свободы. Основой человеческого поведения становится долг, который олицетворялся с государством и которому отдельный член общества должен был подчиняться. Строгое соблюдение всех требований государственной власти и безусловное подчинение ей провозглашалось высшей добродетелью. Поведение индивида ограничивалось определенными нормами и правилами поведения. По сравнению с предшествовавшей культурой Ренессанса, человек лишался не только свободы поведения, но и свободы мировоззрения.

 

ЭСТЕТИКА КЛАССИЦИЗМА

 

Существенно изменился характер труда: успешно развивалась мануфактура, повлекшая за собой разделение труда, которое привело к достаточно высоким успехам материального производства. Промышленность была заинтересована в развитии точных наук физики, математики, химии, астрономии и др. В философии одержал победу рационализм, основные принципы которого изложил в своей работе «Рассуждения о методе» (1637 г.) Р. Декарт, где он сформулировал четыре правила «для руководства ума», которые сводились к следующему:

не принимать за истинное то, в чем сомневаешься;

любое затруднение разделить на множество небольших;

начинать познание следует от простого к сложному;

чтобы избежать упущения, необходимо последовательно изложить свои рассуждения о предмете.

Эти принципы послужили философской основой эстетики классицизма, получившей наиболее полное отражение в литературе, театре и архитектуре XVII в. Теоретиком классицизма явился Н. Буало, изложивший свои взгляды в «Поэтическом искусстве» (1674 г.). Обращаясь к поэтам, он писал:

«Так пусть же будет смысл всего дороже вам, Пусть блеск и красоту лишь он дает стихам!»

Прекрасное, согласно классицизму, не могло быть вне истины, а раз христианские сюжеты иррациональны по своей природе, то им нет места в искусстве. Содержание и форма выражения должны быть ясными и четкими. Основой прекрасного провозглашалась гармония частей и целого наиболее полно это требование нашло отражение в драматическом искусстве у Корнеля, Расина и Мольера, а также в архитектуре.

Много внимания П. Буало уделял моральной ответственности художника, его долгу и профессиональному мастерству, которым он должен блестяще владеть. Одним из основных требований, выдвигаемых теоретиком классицизма к художнику, являлось требование во всем следовать античности, опираясь на ее мифологию. Однако французские авторы по-своему осваивали античность: они ориентировались, в первую очередь, на римское искусство с его суровыми и мужественными характерами, привлекавшими их внимание и согласующимися с требованиями жизни французского общества. Не случайно положительными героями у Корнеля были Август и Гораций, которые олицетворяли долг и патриотизм и ставили интересы государства выше собственных.

Подобное требование имело и свою положительную сторону оно способствовало социализации личности, ограничению эгоистической воли индивида. Эту ситуацию в обществе предвидел еще Шекспир, предостерегавший, что в противном случае может воцариться «война всех против всех». Поэтому искусство, следуя требованиям классицистов, не только не ограничивало свободу граждан, но и дисциплинировало их, выполняя свое высокое предназначение и воспитывая людей в соответствии с требованиями государства.

Специфика изобразительно-выразительных средств в искусстве определялась основными принципами (которые выполняли роль канона), предъявляемыми эстетикой классицизма: художественный язык должен стремиться быть четким, ясным и рационалистичным; композиция должна строиться в соответствии со строго установленными правилами и др. Таким четким правилом для драматического искусства было требование трех единств места, времени и действия, которому неукоснительно следовали драматурги, создавая свои произведения. В живописи предпочтение отдавалось рисунку, по сравнению с композицией, колоритом и краской. Главная задача художника сводилась к тому, чтобы воздействовать на публику силой разума и ясной логикой. По мнению художника-классициста Н. Пуссена, живопись представляет собой не что иное, как (изображение духовных понятий", воплощенных в материализованных образах, созданных в определенной манере классицизма. Отсюда и идеализация сюжетов его живописи, заметное их приукрашивание и некоторая абстрактность.

Прекрасное идеализировалось классицистами его источник они видели не в природе, а в некоем духовном начале, проводником которого был разум. Духовная красота ставилась ими выше красоты природного мира, а произведения искусства — выше творений природы. Прекрасное в природе должно быть освобождено от первоначальной грубости, очищено от наслоений и оформлено соответственно требованиям разума. Но поскольку разум связан с абстрактным мышлением — понятиями, отражающими общее, то и искусство должно быть направлено на отражение наиболее общего и типичного.

Характеры героев в драматургии, согласно требованиям эстетики классицизма, не должны развиваться и быть противоречивыми. Следуя этому правилу, большинство героев Мольера отличаются статичностью и схематизмом, обладая определенным набором черт своего характера. В них не появляется что-то новое — на протяжении всей драмы они остаются прежними: скупой — скуп, а глупый — глуп. Таким образом, основная идея эстетики классицизма сводилась к требованию подчинить искусство строгой регламентации со стороны разума, подобно тому, как отдельный человек должен подчиниться обществу.

 


 


ИСКУССТВО БАРОККО

 

Вместе с тем в искусстве XVII в. сохранились черты и тенденции, доставшиеся ему в наследство от прошлых эпох. Во многом они были прямо противоположны тем, о которых шла речь выше. Искусство барокко, получившее наибольшее распространение в Риме, по-своему отразило идеи позднего Возрождения о неустойчивости и зыбкости бытия, сиюминутности человеческого счастья, тщетности усилий и поисков идеала в земной жизни. Пессимистический настрой ввиду несбывшихся надежд, которые питали гуманисты Ренессанса, выразился в своеобразии стиля искусства барокко и рококо. Для искусства барокко были характерны следующие особенности — это извилистые и нервные линии в живописи, вычурность и нагромождение множества отдельных деталей в архитектуре, а также определенная тематика литературных произведений, стремившихся изображать мучеников за христианскую веру, сцены самоубийства. От искусства классицизма, которое отличается строгостью, холодностью и во всем согласуется с логикой разума, барокко отличал динамизм и противоречивость, эмоциональность и чувственность образов. От первого веяло строгой гармонией, от второго — теплотой и сердечностью, телесностью и жаждой жизни. Эти черты нашли свое отражение в живописи П. Рубенса. Используя античные сюжеты, он создавал произведения, от которых исходила энергия и радость чувственной жизни.

 


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, воплощая идеи классицизма и Просвещения, искусство ХVII-ХVIII вв. не забывало ставить и по-своему решать собственные художественные задачи.Воспевая разум, оно не запивало о другой стороне человеческой души-эмоциях и чувствах. При этом все чаще художников начинает интересовать уже не столько высокое, сколько повседневность. Кроме портретного жанра, мастера живописи пишут пейзажи и натюрморты, которых не знали предшествующие исторические эпохи.

 



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Межуев В. М. Культура и история. — М., 1977.

2. Мамонтов С. П. Основы культурологи. — М., 1993.

3. Тома и разделы по искусству XVIII в. в общих трудах по истории русского искусства и учебных пособиях.

4. Карев А. А. Русское искусство XVIII века. Учебное пособие для студентов педагогических высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство». М., 1995.

5. Коваленская Н. История русского искусства XVIII века. М., 1962.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: