Тема 4. Объекты торгового оборота и способы их индивидуализации

4.1 Понятие и виды объектов торгового оборота. Общая характеристика и классификация объектов торгового оборота.                            

4.2 Применение терминов "товар" и "продукция" в российском законодательстве. Характер и причины сохраняющихся особенностей в законодательном регулировании реализации продукции.

4.3 Товарный знак, его назначение, виды, порядок регистрации. Свидетельство на товарный знак. Коллективный знак. Использование и передача товарного знака.

4.4 Наименование места происхождения товара, его регистрация и право пользования им.

4.5 Защита прав участников торгового оборота на товарный знак. Ответственность за незаконное использование товарного знака и наименования места происхождения товара.

 

Литература:

1. Коммерческое право: учебник / Н.Д. Эриашвили, М.Н. Илюшина, П.В. Алексий и др.; ред. М.М. Рассолов, И.В. Петров, П.В. Алексий. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юнити, 2015. – 503 с.: табл. – (Dura lex, sed lex). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115313 (дата обращения: 14.04.2020). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-238-01792-1. – Текст: электронный;

2. Толкачев, А.Н. Коммерческое право: учебное пособие / А.Н. Толкачев. – Москва: Дашков и К°, 2018. – 360 с.: ил. – (Учебные издания для бакалавров). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=495838 (дата обращения: 14.04.2020). – Библиогр.: с. 342-344. – ISBN 978-5-394-01153-5. – Текст: электронный.

 

4.1 Понятие и виды объектов торгового оборота. Общая характеристика и классификация объектов торгового оборота

Объектами профессиональной деятельности коммерсанта являются товары, подлежащие купле-продаже или обмену в сфере обращения.

Понятие товара содержится в ряде актов:

1) согласно ст. 38 НК РФ товар - это любое имущество, реализуемое либо

предназначенное для реализации;

2) согласно ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» товар - это объект гражданских прав (в т.ч. работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

3) согласно ГОСТ РФ «Товары: термины и определение» товар – это любая вещь, неограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.

Обобщая сказанное, товаром принято считать все то, что может составлять объект сделок в рыночных отношениях между продавцами и покупателями.

С точки зрения правового регулирования все товары представляют собой объекты гражданских прав, в частности движимые вещи. По этой причине не все объекты гражданских прав, закрепленные ст. 128 ГК РФ, представляют собой объекты коммерческой деятельности, а термин «товар» не употребляется ГК РФ.

Признаки товара:

1) потребительная стоимость, т.е. ценность для потребителя;

2) меновая стоимость (стоимость, которая регулирует отношения при

обмене товарами);

3) коммерческая оборотоспособность, т.е. возможность отчуждения на

возмездной основе.

Очень часто в коммерческих правоотношениях понятие «товар» заменяется понятием «продукция». Статья 136 Гражданского кодекса РФ определяет продукцию как поступления, полученные в результате использования имущества. Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» следующим образом определяет, что продукция - это результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме

и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных

целях.

В зависимости от назначения товары подразделяют на две группы: товары народного потребления и товары производственного назначения.

Товары народного потребления - это товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Под товарами производственного назначения понимаются товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности. К товарам производственного назначения относятся, например, технологическое оборудование, строительно-дорожная техника, транспортные машины общего пользования, топливно-сырьевые товары и т.п.

В свою очередь товары народного потребления и товары производственного назначения для единообразного ведения первичного учета и составления статистической отчетности объединены в укрупненные товарные группы.

Другая довольно часто встречающаяся в нормативных актах классификация по назначению - деление на продовольственные и непродовольственные товары. Отнесение товаров к продовольственным предопределяет особо жесткие требования к условиям и срокам, как их хранения, так и продажи, а также к срокам сертификации. Данная классификация товаров оказывает определенное влияние и на специализацию предприятий торговли, хотя, следует отметить, что нормативными актами допускается создание и предприятий с универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров.

В последнее время возросло значение классификации товаров для товарного обращения, для организации производства товаров, для организации оптовой торговли.

Общероссийский классификатор продукции предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности как стандартизация, статистика, экономика и другие. Указанный классификатор представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности служит основой применения таможенных тарифов, статистики внешней торговли, осуществления мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Многие нормативные акты по вопросам внешней торговли содержат данные о товарах с использованием кодов ТН ВЭД. Эта классификация касается лишь импортируемых и экспортируемых товаров и, следовательно, охватывает лишь часть находящихся в обращении видов товаров.

 

4.3 Товарный знак, его назначение, виды, порядок регистрации. Свидетельство на товарный знак. Коллективный знак. Использование и передача товарного знака.

Товарный знак – обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

Средства индивидуализации подлежат государственной регистрации Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатент) и внесению в Государственный реестр товарных знаков. При регистрации товарного знака правообладателю выдается свидетельство о его регистрации.

Срок действия исключительного права средства индивидуализации товаров – 10 лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию. Возможно продление неограниченное количество раз на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права.

Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или объединения лиц, созданного в соответствии с международным договором РФ (коллективный товарный знак). Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован. За исключением случаев заключения лицензионного договора, договора продажи предприятия (ст. 559 ГК РФ), договору коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ) о предоставлении права использования товарного знака.

 

4.4 Наименование места происхождения товара, его регистрация и право пользования им.

Наименование места происхождения товара (НМПТ). НМПТ связано, в отличие от товарного знака не с фигурой производителя товара, а с особенностями места и традициями его производства. При предоставлении правовой охраны необходимо выявить связь между обозначением товара и его особыми свойствами, которые, в свою очередь, обусловлены его происхождением из определенной местности, причем принадлежность к определенной местности должна быть достаточно устойчивой и иметь известность среди потребителей.

Государственная регистрация в качестве НМПТ географического объекта, который находится в иностранном государстве, допускается, если наименование этого объекта охраняется в качестве такого наименования в стране происхождения товара.

НМПТ может быть как официальным, так и неофициальным, полным или сокращенным, современным или историческим.

Формой выражения указания происхождения товара могут служить не только словесные обозначения, но и гербы, флаги, географические карты (например: «сделано в России», «коньяк», «бразильский кофе» и др.), изображения в виде национальных символов, способные породить ассоциацию с конкретным географическим объектом (например: эйфелевой башни и др.).

Обладателем права на НМПТ может быть один или несколько граждан или юридических лиц. Субъект права на НМПТ обязательно должен находиться в пределах территории того географического объекта, название которого он предполагает зарегистрировать в качестве наименования места происхождения. Исключительное право использования НМПТ в отношении того же наименования может быть предоставлено любому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же особыми свойствами. В отличие от товарного знака НМПТ не передается по лицензионному договору.

Маркировка «зарегистрированное наименование места происхождения товара» или «зарегистрированное НМПТ» указывает на то, что применяемое обозначение зарегистрировано и охраняется на территории РФ. Символ помещается рядом с наименованием места происхождения товара знак.

Регистрация НМПТ осуществляется Роспатентом и подтверждается выдачей соответствующего свидетельства.

Порядок регистрации исключительных прав на товарный знак и наименование места происхождения товара закреплен в гл. 76 ч.4 Гражданского кодекса РФ.

4.5 Защита прав участников торгового оборота на товарный знак. Ответственность за незаконное использование товарного знака и наименования места происхождения товара.

Незаконное использование чужих средств индивидуализации влечет установленную законом ответственность: ст. 14.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях (Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг) - незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров,), ст. 180 Уголовного кодекса РФ (Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг) - незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, сумма которого превышает двести пятьдесят тысяч рублей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: