Перечень основной дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения темы

Дисциплтна: ЛОГОПСИХОЛОГИ

Вид занятия: Лекция

 

Тема. Проблемы психолого-педагогической диагностики психических процессов у лиц с речевой патологией (2 часа)

Общие принципы психологической диагностики.

Понятие психолого-педагогический диагноз. 

Процедура психологического обследования.

Методы и виды психолого-педагогической диагностики

 

1. Психодиагностика подразумевает распознавание состояния определённого объекта или системы путём быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определённой диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желаемом направлении.

Современная психологическая диагностика – это психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения психологических и психофизических особенностей человека. Целью её является сбор информации об особенностях человеческой психики.

Выделяют 3 формы диагностики:

Индивидуальная форма – взаимодействие психолога и клиента один на один. Присутствие семьи на исследовании возможно, если не зависит от цели исследования. Если родители могут помешать, то нужно попросить их удалиться.

Групповая форма (одномоментное исследование группы одним специалистом). Подразделяется на 3 подвида: подгрупповая (2-3 человека); г рупповая (8-10 человек); фронтальная ( максимальное число человек ограничивается степенью комфортности каждого испытуемого)

Экспертиза = консилиум – одномоментное исследование группой специалистов одного клиента.

К методическим средствам психодиагностики относятся конкретные приемы изучения индивидуально-психологических особенностей, способы обработки и интерпретации полученных результатов.

Общепедагогические принципы исследования детей

· Принцип единства диагностики и коррекции.

· Принцип целостного изучения всех психических характеристик.

· Принцип деятельностного подхода.

· Принцип динамического изучения ребенка.

· Принцип каузальности (этиопатогенетический).

· Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных.

Этические принципы

· принцип конфиденциальности;

· принцип соблюдения интересов обследуемого;

· принцип не нанесения ущерба;

· принцип компетентности и беспристрастности.

Психолого-педагогический диагноз не ограничивается типом нарушенного развития. Он должен отражать индивидуальные особенности психофизического развития ребенка и включать рекомендации к разработке индивидуальной программы коррекционной работы.

В психолого-педагогическом диагнозе указывается

· педагогическая категория нарушенного развития,

· степень выраженности нарушения,

· недостатки развития, осложняющие ведущие нарушения, на которые необходимо обратить внимание в ходе коррекционно-педагогической работы.

Уровни психологического диагноза:

· симптоматический,

· этиологический,

· типологический (Л.С. Выготский).

Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и предназначаться не только специалистам, но и самим обследуемым и их родителям. Вместе с тем, на основе проведенного обследования сам психодиагност может строить коррекционно-развивающую, консультационную или психотерапевтическую работу с испытуемым (именно так обычно работает практический психолог, сочетающий разные виды психологической деятельности).

Таким образом, диагностика предполагает обязательное сравнение, сопоставление полученных данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение об отдельном испытуемом или группе лиц по поводу выраженности тех или иных индивидуально-психологических или индивидуально-психофизиологических особенностей.

3. Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста состоит из пяти этапов:

1. Подготовительный этап:

· составление медицинского анамнеза на основе анализа специальной документации и беседы с медицинским работником (образец выписки из медицинской карты);

· составление социально-бытовой характеристики жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей;         

· составление педагогического анамнеза (педагогической характеристики) на основе анкетирования и бесед с воспитателями, педагогами, взаимодействующими с ребенком;

· составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями и значимыми взрослыми в жизни ребенка. Сбор жалоб от родителей.

2. Адаптационный этап:

· знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов детского творчества.

2. Основной этап:

· тестирование; психодиагностический процесс

3. Интерпретационный этап:

· составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных (по запросу).

4.. Заключительный этап:

· -констатация результатов обследования в процессе беседы с родителями (воспитателями);

· -рекомендации родителям (воспитателям) в устной или письменной форме

Методы психолого-педагогической диагностики

· Метод изучения документации

· Метод беседы

· Метод изучения результатов деятельности детей

· Метод наблюдения:

· Метод эксперимента:

Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным, т.е. включать в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие).

Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.

Виды обследования

Психолого-педагогическое обследование представляет единый комплекс, включающий три достаточно самостоятельных направления:

· клиническое;

· психологическое;

· педагогическое.

Конечной целью обследования является определение педагогических условий и индивидуальных приемов помощи, которые необходимо оказать ребенку в условиях того или иного речевого расстройства.

Клиническое обследование включает:

· Медицинское обследование, чтобы получить сведения о соматическом здоровье ребенка и на основании этих данных определить возможности организации охранительного режима и лечебно-профилактических мероприятий;

· Обследование невропатолога, которое позволяет определить наличие и характер нарушений центральной нервной системы. В случае выявления органических нарушений мозга помимо коррекционного педагогического воздействия ребенку назначается медикаментозная терапия, тогда как при функциональных расстройствах применяется только педагогическое вмешательство.

· Объективные данные (ЭЭГ, доплерография, РЭГ), полученные при нейрофизиологическом обследовании, дополняют обследование невропатолога в случае органических нарушений.

При афазии необходимо нейропсихологическое обследование, которое позволяет получить сведения о состоянии высших психических функций.

Психологическое обследование – ведущий вид обследования, в задачи которого входит получение сведений о личности, уровне умственного развития и поведении ребенка.

Результативность психологического обследования и степень обоснованности выводов в значительной мере зависят от адекватности выбранных психодиагностических методик решаемым психолого-педагогическим задачам.

Педагогическое обследование проводит педагог, чтобы определить уровень владения ребенком учебными навыками и степень освоения учебного материала в соответствии с программой образовательного учреждения, в котором находится ребенок.

В организации обследования ребенка и логопедом и психологом есть много общего, и прежде всего в этапах его проведения.

Этапы диагностики:

Задача первого этапа – ориентация в актуальных проблемах ребенка, формулирование гипотезы исследования, определение средств диагностики, планирование процедуры обследования.

Задача второго этапа – проведение диагностики в соответствии с гипотезой, которую сформулировал специалист.

На третьем этапе осуществляется анализ и интерпретация полученных объективных результатов, определяется программа коррекционных мероприятий в рамках индивидуального образовательного маршрута в соответствующем образовательном учреждении.

По результатам обследования составляется психолого-педагогическая характеристика. В психолого-педагогической характеристике детей с нарушениями развития должны находить отражение не только особенности отклоняющегося развития ребенка, но и положительные стороны его личности, а также его потенциальные возможности. В характеристике отмечаются динамические изменения в общем развитии и поведении ребенка, происходящие под влиянием обучения и воспитания. В коррекционно-образовательном учреждении психолого-педагогическую характеристику составляет педагог-дефектолог (воспитатель) на основе изучения каждого ребенка. Она свободна по форме и не требует визирования административных лиц. Речь идет об индивидуальных особенностях развития ребенка, т.е. особенностях его познавательной и личностно-эмоциональной сфер, коммуникативных предпочтениях, наличии общих или специальных способностей и пр.

В характеристике отмечаются следующие параметры: общие сведения, история развития, семья, физическое состояние, особенности познавательной деятельности, изучение медицинской документации, особенности речи, внимания, восприятия, памяти, усвоения учебного материала, интересы, эмоционально-волевая сфера, особенности личности, наблюдение в различных видах деятельности.

Перечень основной дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения темы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: