Меры и техника безопасности при проведении спасательных работ

Ответственность за соблюдение личным составом техники бе­зопасности и создание безопасных условий работы на пожаре не­сут: руководитель тушения пожара, начальник оперативного шта­ба тушения пожара и начальник тыла, начальники боевых участ­ков и лица начальствующего состава, обеспечивающие выполне­ние работ на порученном участке.

По сигналу “тревога” боевые расчеты устремляются в гараж к по­жарным автомобилям. Каждый пожарный должен следить за тем, чтобы не толкать рядом бегущего и не останавливаться в потоке.

Запрещается бросать на путях движения одежду и предметы обихода, создавать другие помехи.

Посадка личного состава в пожарные автомобили считается законченной только тогда, когда боевой расчет займет свои мес­та и закроет двери кабины.

Водитель пожарного автомобиля при выезде обязан включить специальный световой сигнал (проблесковые маяки) и не выклю­чать его до прибытия к месту вызова. Запрещается пользоваться специальным звуковым сигналом при следовании пожарного ав­томобиля не на оперативное задание.

За безопасное движение пожарного автомобиля ответствен­ность несет его водитель. При следовании на пожар (аварию или другие оперативные работы) в случае необходимости он может допускать при условии обеспечения безопасности движения сле­дующие отклонения от действующих правил движения:

- двигаться со скоростью, обеспечивающей скорейшее выпол­нение задания, но не представляющей опасности для окру­жающих;

- продолжать движение при любом сигнале светофора, убедив­шись, что другие водители уступают ему дорогу, и при усло­вии, что жесты работника ГАИ не обязывают его остановиться;

- проезжать (поворачивать, останавливать автомобиль и т. п.) в местах выполнения оперативных работ независимо от ус­тановленных знаков, указателей и линий дорожной размет­ки (за исключением проезда в направлении, противополож­ном движению).

Во время движения пожарного автомобиля личный состав обя­зан находиться на закрепленном за ним месте, держаться за поручни (ремни), не открывать двери кабин, не становиться на под­ножку (кроме специально предусмотренных задних подножек при прокладке рукавных линий автомобиля), не высовываться из ка­бины, не курить и не применять открытый огонь.

По прибытии к месту вызова пожарный автомобиль останав­ливают у обочины проезжей части; личный состав выходит из ав­томобиля только по распоряжению начальника караула или ко­мандира отделения и, как правило, на правую сторону. Устанав­ливать автомобиль поперек проезжей части дороги, на железно­дорожных, трамвайных рельсах запрещается.

В ночное время стоянка пожарного автомобиля должна обоз­начаться приборами освещения, а также сигналом аварийной световой сигнализации. Кроме того, в зависимости от обстанов­ки (интенсивное движение транспорта, пешеходов) допускается одновременное включение и специальной световой сигнализации (проблесковых маяков).

Начальствующий состав пожарной охраны должен знать требо­вания правил дорожного движения и при следовании в пожарном или служебном автомобиле не допускать их нарушения водителем.

Меры и техника безопасности при разведке пожара.

Разведка пожара ведется непрерывно с момента выезда под­разделения на пожар и до его ликвидации. Целью разведки явля­ется сбор сведений о пожаре для оценки обстановки и принятия решения по организации боевых действий.

Для проведения разведки без применения изолирующих про­тивогазов назначается группа разведки из двух человек, а при работе в изолирующих противогазах - не менее чем из трех.

Старшим группы назначается наиболее подготовленный ко­мандир. В метрополитене или в подобных ему подземных соору­жениях разведку необходимо проводить усиленным звеном, не менее чем из пяти человек.

Группа разведки в зависимости от предполагаемого объема и места работы должна иметь средства индивидуальной защиты ор­ганов дыхания (СИЗОД) сцепки, приборы связи и освещения, спа­сания и самоспасания, а также инструменты для вскрытия конструк­ций, а при необходимости и средства тушения. На период разведки руководитель тушения пожара (РТП) создает резерв из личного состава в СИЗОД для оказания помощи разведывательной группе.

При проведении разведки выставляются посты безопасности и контрольно-пропускные пункты, на которые возлагается:

- регистрация в специальном журнале времени начала раз­ведки, фамилий состава группы разведки и давления кисло­рода при включении в СИЗОД;

- поддержание связи с группой разведки, передача сообще­ний РТП или штабу;

- наблюдение за временем пребывания группы разведки в зда­нии и информирование об этом РТП и руководителя группы;

- восстановление нарушенной связи с группой разведки и свое­временный вывод ее на чистый воздух или оказание меди­цинской помощи, если она требуется.

При работе в СИЗОД в загазованном объекте на большой пло­щади посты безопасности и контрольно-пропускные пункты созда­ются на весь период тушения. В таких случаях на них возлагается проведение инструктажа с лицами, направляющимися на тушение пожара, по технике безопасности с учетом поставленных задач.

Посты безопасности и контрольно-пропускные пункты разме­щаются в местах, где исключается возможность задымления или проникновения газов. В случае, когда это невозможно, личный состав постов безопасности или контрольно-пропускных пунктов работает в СИЗОД. Контрольно-пропускные пункты при длитель­ной работе обеспечивают пожарных помещениями (автобусами) для инструктажа и отдыха. Эти помещения (автобусы) должны на­ходиться недалеко от места пожара.

Во избежание несчастных случаев руководитель группы раз­ведки перед ее началом обязан опросить каждого из идущих о са­мочувствии, а после включения в СИЗОД проверить их работу и давление кислорода в баллонах. Определив наименьшее давле­ние, руководитель группы восстанавливает по нему время пребы­вания в задымленной зоне и объявляет составу группы и пожар­ным, выделенным на пост безопасности, задачу, порядок ее выполнения, срок пребывания в зоне и вид связи (условные сигна­лы) на время пребывания в разведке, указывает порядок движе­ния состава группы, назначает замыкающих.

Для обеспечения безопасной работы газодымозащитников на пожаре и на занятиях им выдают личный жетон, а звенья ГДЗС обеспечивают связками и направляющими тросами. Личный жетон выполнен из оргстекла или другого материала. На жетоне отража­ются следующие данные: фамилия, имя, отчество; наименование подразделения; тип противогаза; давление кислорода перед вхо­дом в непригодную для дыхания среду и время ухода; возможная продолжительность нахождения в непригодной для дыхания среде.

Связку изготавливают из тонкого металлического троса дли­ной 3-7 м, зачаленного с двух сторон. Кольца на концах связки затесьмованы, а внутри свободные.

Направляющий трос (тонкий металлический трос) длиной 50-100 м, зачаленный с одного конца; с надетым карабином, который нама­тывается на катушку в металлическом корпусе. На катушке предусмотрена рукоятка для сматывания троса, лямки для переноски и стопорящее устройство. Перед входом в непригодную для дыхания сре­ду на посту безопасности трос карабином закрепляют на конструк­цию, а замыкающий звена ГЗДС, продвигаясь в составе звена, прок­ладывает его. На позиции ствольщика или месте ведения других бо­евых действий закрепляют катушку с тросом, а звено работает в связке, при этом командир должен быть закреплен за направляю­щий трос. Убирает трос звено, возвращающееся последним.

При работе в непригодной для дыхания среде звено ГЗДС должно состоять не менее чем из 3 человек. В исключительных случаях решением руководителя тушения пожара или начальни­ком боевого участка звено может быть уменьшено до 2 человек. При этом звено должно состоять, как правило, из газодымозащитников, несущих службу в одном отделении или карауле.

Работу звеньев ГДЗС при работе одного караула возглавляет начальник караула или командиры отделений, в составе которых имеются звенья ГДЗС.

Надевают противогаз и приводят его в боевую готовность на пу­ти следования или по прибытии к месту пожара по команде “Про­тивогазы надеть”. Перед включением по команде “Противогазы проверить” личный состав звена ГДЗС проводит боевую провер­ку и докладывает о готовности к включению, например “Иванов к включению готов, давление 19 МПа (190 атм)”. После чего по ко­манде “В противогазы включись” газодымозащитники продевают маску между каской и подбородочным ремнем, опускают ее на гофрированные трубки, через патрубок клапанной коробки дела­ют глубокие вдохи до срабатывания легочного автомата и, не от­рывая рта от патрубка, выдыхают воздух через нос и, задержав дыхание, надевают маску на лицо, а сверху - каску. После про­верки противогазов газодымозащитники записывают в личный жетон давление кислорода в баллоне и с учетом этого - возмож­ную продолжительность нахождения в непригодной для дыхания среде. Командир звена лично проверяет показания манометров, изымает у газодымозащитников личные жетоны, запоминает наи­меньшее давление в баллоне, а перед входом в непригодную для дыхания среду сдает жетон постовому на посту безопасности. Командир звена и замыкающий закрепляются карабинами за концы связки, остальные газодымозащитники - за связку между ними. Если проложен направляющий трос, то командир звена закрепляется и за него.

Постовой на посту безопасности, собрав жетоны, сверяет за­писи и показания манометров, ведет учет работы звена в журна­ле, где фиксируются состав звена ГДЗС, данные кислорода в бал­лоне, время включения и ориентировочное время выключения, информацию и распоряжения. Для контроля закрепляет жетоны на рабочей доске постового, при этом верхним закрепляется же­тон газодымозащитника, у которого наименьшее давление кис­лорода. Каждый газодымозащитник, а также постовой на посту безопасности должен уметь рассчитать ожидаемое время возвра­щения, а также давление кислорода, которое необходимо остав­лять на обратный путь. При работе в кислородных изолирующих противогазах на обратный путь необходимо оставить давление кислорода, равное падению давления при движении к месту ра­бот, плюс половина этого количества на непредвиденные обстоя­тельства и плюс остаточное давление 3 МПа (30 атм), необходи­мое для нормальной работы редуктора.

В помощь постовому поста безопасности ГДЗС в подразделе­ниях гарнизонов пожарной охраны разработан карманный экспо­нометр для контроля за расходом кислорода и временем работы пожарных в непригодной для дыхания среде. Экспонометр предс­тавляет собой две жесткие пластины размером 120 x 170 мм, между которыми на оси закреплен вращающийся диск.

На лицевой стороне экспонометра показаны расход кислорода на путь следования и остаточное давление, при котором необхо­димо возвращаться назад, а также напечатана таблица, по кото­рой можно определить предельно допустимое время работы в помещении, в зависимости от температуры окружающей среды.

На оборотной стороне экспонометра приведены краткая па­мятка для дежурного поста безопасности и формула для расчета потребности кислорода при работе в задымленной среде.

В обычных условиях экспонометр хранится в кармане куртки пожарного, а при работе на посту ГДЗС его прикрепляют карабинчиком к застежкам куртки или к ремню пожарного.

При работе с экспонометром диск надо повернуть так, чтобы в верхнем окне появилась цифра, соответствующая минимальному давлению кислорода в баллоне у членов звена газодымозащитников. Тогда по шкале “Расход кислорода на путь следования к месту пожара” можно определить продолжительность работы в задымленной зоне и остаточное давление кислорода, при кото­ром газодымозащитникам следует возвращаться назад.

Меры и техника безопасности при спасании людей.

Спасательные работы организуются и проводятся на пожаре в тех случаях, когда людям угрожают опасные факторы пожара (огонь, высокая температура, опасность взрыва или обрушения конструкций, задымление или загазованность помещений) или предусматривается применение опасных для здоровья и жизни людей огнетушащих веществ и составов.

При спасании людей на пожаре, когда пути спасания задымле­ны, либо состояние и возраст спасаемых вызывает сомнение в возможности самостоятельного выхода из угрожаемой зоны (де­ти, больные, престарелые), выводить людей следует только в сопровождении работников пожарной охраны.

Очень важно принять своевременные меры по предотвраще­нию паники среди людей, находящихся в горящем (задымленном) здании. Необходимо предотвратить панику, используя систему внутреннего оповещения здания, громкоговорящие установки и другие средства. Пожарные автомобили, рукавные линии и лич­ный состав пожарных подразделений должны располагаться та­ким образом, чтобы не быть пораженными осколками стекол и предметов, падающих сверху. Водители пожарных автолестниц и автоподъемников, участвующие в проведении спасательных ра­бот, должны работать в пожарных касках и рукавицах. Опасные зоны вдоль здания необходимо оградить.

Спускать людей по наружным лестницам начиная с третьего эта­жа и выше необходимо со страховкой спасательными веревками.

Спускать людей с высот по спасательной веревке можно лишь тогда, когда другие способы применить невозможно. Спасание или самоспасание можно начинать, убедившись, что длина верев­ки обеспечивает спуск на землю (балкон и т. п.), спасательная петля на спасаемом надежно закреплена (при самоспасании - на­дежно закреплена на конструкцию) и спасательная веревка пра­вильно намотана на карабин. Эти работы следует производить в рукавицах, во избежание получения травм рук.

Использование для спасания и самоспасания мокрых или име­ющих большую влажность спасательных веревок, а также вере­вок, не состоящих в боевом расчете, не допускается.

 Меры и техника безопасности при боевом развертывании

Боевое развертывание не должно мешать проведению спаса­тельных работ и эвакуации людей. Боевое развертывание пожар­ных подразделений может проходить при различной обстановке, оно сопряжено с большими физическими нагрузками и опас­ностью получения травм при проявлении излишней торопливости в обращении с пожарно -техническим вооружением или при не­соблюдении правил техники безопасности во время его доставки к месту пожара.

Пожарные автомобили устанавливают на безопасном рассто­янии и, как правило, с наветренной от пожара стороны с целью уменьшения воздействия дыма, газов, искр и теплового излуче­ния. Наиболее опасным является тепловое излучение. Безопасное расстояние для пожарной техники определяют по критичес­кой интенсивности излучения, которое равно примерно 128 кВт/м. При пожарах штабелей пиломатериалов безопасным расстояни­ем может быть расстояние от 25 (при горении штабелей высотой 6 м) до 40 м (при горении штабелей высотой 12 м); при пожарах ЛВЖ и ГЖ в резервуарах - 1,2 Д (где Д - диаметр резервуара), при пожарах газовых фонтанов - от 20 до 30 м. Если эти расстояния меньше указанных, то необходимо защищать автомобили от воздействия теплового излучения распыленными водяными стру­ями или воздушно-механической пеной.

От недостроенных зданий и сооружений, а также от других объектов, которые могут обрушиться при пожаре, пожарные авто­мобили устанавливают на расстоянии, превышающем высоту этих объектов.

Открывать крышку пожарного гидранта необходимо специаль­ным крючком или ломом. При этом нужно следить за тем, чтобы крышка не травмировала ноги. Нельзя применять открытое пла­мя для освещения колодца пожарного гидранта. Спускаться в ко­лодец при необходимости можно только в средствах индивиду­альной защиты органов дыхания со страховкой (спасательной ве­ревкой).

Руководитель тушения пожара обязан выбрать и указать лич­ному составу наиболее короткие, удобные и безопасные пути прокладки рукавных линий и переноски технического вооруже­ния.

В ночное время пути, по которым намечается боевое развер­тывание, целесообразно освещать или обозначать сигнальными огнями.

Прокладывать рукавные линии по скользким и обледенелым поверхностям следует осторожно. Нельзя одевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии пожарного ствола при подъе­ме на высоты и при работе на высотах, а также поднимать на вы­соту рукавную линию, заполненную водой. Поднятая линия долж­на быть надежно закреплена рукавными задержками. Вертикаль­ные рукавные линии крепят из расчета одна рукавная задержка на каждый рукав. Воду в рукавную линию подают, когда ствольщик занял исходную позицию и она закреплена рукавными задержками.

Водители подают и прекращают подачу воды, повышают или понижают напор в рукавной линии только с разрешения РТП.

Места пересечения рукавных линий с проездами, железнодо­рожными и трамвайными путями должны охраняться, а в ночное время, кроме того, и освещаться. Для защиты рукавных линий, проложенных через проезжую часть, необходимо использовать рукавные мостки.

Если возможны взрывы, при боевом развертывании необходи­ма исключительная быстрота действий. Для защиты личного сос­тава от поражений взрывной волной, осколками и разлетающи­мися при разрыве обломками конструкции следует прокладывать рукавные линии перебежками, используя укрытия (обваловки, ка­налы, стены зданий и т. д.).

Меры и техника безопасности при тушении пожара.

При тушении пожаров в зданиях безопасность личного соста­ва прежде всего зависит от прочности отдельных конструкций и всего здания в целом. Поэтому знание личным составом (особен­но начальствующим) пределов огнестойкости основных несущих элементов здания поможет принять своевременные меры по обеспечению безопасности людей.

При тушении пожара нужно следить за поведением конструк­ций и принимать эффективные меры по предупреждению их об­рушения, которые заключаются в следующем:

- непосредственном охлаждении;

- экранировании водяной завесой;

- снижении температуры в помещении, где происходит пожар, повышении нейтральной зоны, увлажнении воздуха распы­ленными струями, а также выпуске продуктов горения в бе­зопасном направлении;

- своевременном снятии нагрузки (имущества, оборудования и т. д.) с перекрытия, которому угрожает опасность обруше­ния.

Особое внимание следует обращать на защиту тех конструк­ций, где огонь может распространиться по пустотам, например, трудногорючих перекрытий.

Для определения опасного момента необходимо знать призна­ки, характеризующие поведение конструкций в процессе тушения пожара: появление прогибов, раскрытие трещин, оголение арма­туры в железобетонных конструкциях, прогорание несущих деревянных конструкций, образование трещин в каменных конструк­циях и т. д.

При тушении пожара ствольщики должны подходить к нему как можно ближе. Поэтому почти на каждом пожаре они работа­ют в зоне значительного теплового излучения, горячих газов и других продуктов горения, имеющих высокую температуру.

Воздействие теплового излучения зависит от интенсивности по­тока, величины облучаемой поверхности, длительности облучения, угла падения лучей, цвета одежды. В табл. 1. приведено ори­ентировочное время, в течение которого человек переносит тепловое излучение, и количество тепла, передаваемого за это время.

Таблица 1. Воздействие Теплового Излучения

Показатели Интенсивность излучения, Вт/м2
До 560 840 1400 2100 2800 3500 7000 8750 10 500 14 000
Время, с Неопре­деленно долго До 350 160-300 40-60 30-40 10-50 5-11 3-8 3-7 1-5
Количество тепла, Дж - - 34 10 9,6 7,1 5,9 5,2 5,0 2,5

Высокая температура воздуха (особенно при пожарах в здани­ях) при облучении тела приводит к накоплению тепла в организ­ме и перегреву. При этом резко ухудшается работа сердца, уча­щается дыхание, увеличивается потовыделение и происходит по­теря нужных организму солей. При интенсивности облучения 560-1050 Вт/м2 наступает граница переносимости. При наружных пожарах (например, горение штабелей лесоматериалов) такая интенсивность наблюдается на расстоянии 30-40 м. На более близких расстояниях (10-15 м), где ствольщику необходимо рабо­тать, интенсивность излучения достигает 4200-5600 Вт/м2. В та­ких условиях ствольщик должен работать в индивидуальных средствах защиты от теплового излучения.

Наиболее надежным средством защиты является теплоотражательный костюм. Достаточно эффективны защитная металли­ческая сетка с орошением и плексиглазовый щиток на каске. Из других средств защиты от теплового излучения могут применять­ся: водяная завеса, асбестовый и фанерный щитки, прикреплен­ные к стволам; асбоцементные листы, установленные на земле; ватная одежда с орошением ствольщика распыленной струей и т. д.

При определении позиции стволов необходимо определить ру­бежи отхода.

Особое внимание следует уделять безопасности работы личного состава на высоте, в темное время суток. При работе на покрытии (крыше) и на перекрытиях внутри помещения необходимо следить за состоянием несущих конструкций. В случае угрозы обрушения личный состав немедленно отвести в безопасное место. Кроме угрозы обрушения, возможны также па­дения с покрытия, особенно сводчатого. В этих случаях рекомен­дуется для страховки применять спасательные веревки, ручные пожарные лестницы, специальные стропы и т. п.

Пожарную лестницу устанавливают таким образом, чтобы обес­печить безопасный подъем и с таким расчетом, чтобы она не оказа­лась в зоне огня. Ее надежно закрепляет или поддерживает выде­ленное лицо. Перестанавливать пожарные лестницы можно только после предупреждения об этом работающих и после указания, где они будут установлены и как их найти. Не допускается переносить инструмент, обращенный рабочими поверхностями (режущими, ко­лющими и т. д.) по ходу движения. Они должны быть направлены в сторону, противоположную движению, либо вниз. Поперечные пилы в сторону, противоположную движению, либо вниз.

Поперечные пилы и ножовки необходимо переносить только в чехлах.

Передвигаться по крыше следует осторожно, придерживаясь за конек, особенно при тушении пожаров в зимнее время, когда крыша покрыта льдом. В опасных местах нельзя допускать боль­шого скопления личного состава.

При вскрытии и разборке завалов работа осложняется наличи­ем дыма, токсичных газов, возможностью обвалов и обрушений, что требует от работающих соблюдения мер предосторожности.

При вскрытии и разборке конструкций, а также при очистке места пожара не рекомендуется сбрасывать конструктивные эле­менты и их обломки. Если в этом возникает необходимость, необ­ходимо следить, чтобы в местах предполагаемого сбрасывания не было людей и боевой техники. Место, куда сбрасывают конструкции, должно охраняться.

Если вблизи покрытия (крыши) проходит электрическая сеть, ее необходимо отключить.

Осуществляя вскрытие и разработку, каждый обязан следить за состоянием конструкций и не допускать нарушения их проч­ности и обрушения.

Разработка конструкций в помещениях не должна мешать работе других подразделений. Если в помещении имеются газо­вые, теплофикационные, электрические и другие коммуникации и установки, нарушение которых может привести к угрозе жизни и здоровью работающих, а также при работе в пожаро и взрыво­опасных помещениях прежде всего принимают меры по их отклю­чению или ограждению от повреждения.

Вскрывать конструкции с пустотами нужно после подачи ство­ла и принятия мер, исключающих ожоги и травмы в случае нео­жиданного выброса пламени или нагретых газов.

Применение механизированного инструмента на пожаре повы­шает производительность труда, но в то же время и увеличивает опасность травмирования работающих.

При тушении пожаров могут быть применены резательные аппа­раты. Их питание осуществляется пожаро и взрывоопасными газа­ми (ацетиленом, пропан-бутаном, кислородом и др.), выход которых во внешнюю среду может вызвать взрыв или вспышку. Поэто­му перед применением этих аппаратов проверяют их исправность.

Во время резки металла необходимо защищать глаза и открытые части тела от попадания раскаленного металла и от яркого света.

При работе со стволами с лестниц пожарные должны быть подстрахованы, а рукавные линии - тщательно закреплены. В процессе работы надо своевременно освещать пути передви­жения личного состава и эвакуации, боевые участки и водоисточ­ники, места прогаров и вскрытия конструкций. В необходимых случаях выставляют посты безопасности. На боевых участках и в тылу следует организовать надежную связь для информации об обстановке в условиях плохой видимости.

В зимнее время РТП и весь начальствующий состав должен обеспечить безопасные условия труда работающим на морозе. Необходимо организовать своевременную подмену людей. На месте пожара должны быть пункты для обогрева и оказания медицинской помощи. На затяжных пожарах необходимо органи­зовать питание и смену спецодежды.

При сильном ветре работающие и особенно начальствующий состав обязаны следить за окружающей обстановкой, принимая своевременные меры не только по предупреждению возможнос­ти возникновения новых очагов пожара, но и по защите работаю­щих от окружения огнем и падающих конструкций, в некоторых случаях (пожары лесобирж, ряда построек в сельской местности и т. д.) необходимо своевременно оказывать помощь в случае уг­розы жизни соседним подразделениям, отрезанным огнем, и при­нять меры по защите путей отхода.

При пожарах штабелей торфа на торфополях, лесных низовых, штабелей каменного угля запрещается передвижение людей над местами горения. При горении каменного угля, кроме того, необхо­димо защитить органы дыхания от удушающего цианистого газа.

При крупных торфяных пожарах большую опасность представ­ляет неожиданное изменение направления ветра, увеличение скорости распространения огня, переброска искр через участки, где работают люди, и образование в тылу новых очагов горения, в результате чего люди могут потерять ориентиры и оказаться ок­руженными огнем. Поэтому всему личному составу заранее нуж­но указать водоисточники, валовые и другие каналы, где люди могут найти укрытие от надвигающегося огня. В качестве ориен­тировки могут быть рукавные линии.

 

При работе на горящем штабеле лесоматериалов личный состав следует страховать веревкой. При угрозе появления сильных конвек­ционных потоков и при сильном ветре необходимо создавать запас­ные позиции для личного состава. Нельзя посылать людей наверх или держать их у основания штабеля, не убедившись в его прочнос­ти. Передвигаться по верху штабеля желательно по настилу из досок.

 

На пожарах в зданиях с теплоизоляцией и облицовкой из синте­тических материалов (полистерол, пенополиуритан и др.) следует иметь в виду, что многие из них при разложении выделяют токсич­ные газы. Даже после ликвидации горения этих материалов продук­ты разложения продолжают выделять токсичные газы. Токсичные газы могут выделяться и при горении других материалов. Поэтому в необходимых случаях следует консультироваться у технического персонала объекта и принимать меры к защите личного состава.

После тушения пожара на объекте с вредными парами и газа­ми спецодежду дегазируют, а личный состав проходит санитар­ную обработку; пожарно-техническое вооружение тщательно про­мывают и укладывают в автомобили.

При тушении пожаров в аптеках, лабораториях, на складах с химическими реактивами и т. д. необходимо проявлять макси­мальную осторожность, не допуская повреждения стеклянных со­судов и аппаратуры.

На пожарах во избежание образования взрывоопасных концент­раций газов внутри здания не допускается ликвидация горения газов и паров горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, вы­ходящих под давлением из аппаратуры и трубопроводов, без сог­ласования с администрацией объекта. Лица, принимающие учас­тие в тушении пожаров, обязаны знать виды и типы веществ и ма­териалов, при тушении которых опасно применять воду или дру­гие огнетушащие средства на ее основе (табл. 7.3).

При необходимости обесточивания электропроводов эту рабо­ту выполняет хорошо знающий приемы работы пожарный. Не вы­яснив, что провод обесточен, следует всегда считать его под то­ком. Резка проводов работниками пожарной охраны допускается только при напряжении в сети 220 В. В остальных случаях для вы­полнения этой работы привлекаются специалисты аварийной энергетической службы.

На заключительном этапе тушения пожара работы упрощают­ся. Поэтому внимание работающих к соблюдению правил техни­ки безопасности в этот период ослабевает. Чтобы избежать нес­частных случаев на этом этапе тушения пожара, РТП обязан уси­лить надзор за работающими и требовать от начальствующего состава повышения контроля за безопасным ведением работ.

Перед отъездом в часть необходимо проверить пожарный инвен­тарь, уложить его на автомобили и закрепить на отведенном месте.

Проявляя заботу о подчиненных, о сохранении их здоровья и жизни, каждый начальник должен предъявлять высокую требова­тельность в строгом соблюдении ими правил техники безопаснос­ти на всех этапах боевой работы по тушению пожаров.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: