Таблица «Адреса воздействия на сознание и их ноты»

Все воздействия на отдельные способности и свойства сознания партнера имеют общую, единую цель - воздействовать на сознание партнера в целом; а оно, в свою очередь, подчинено еще более общей цели - воздействовать на его поведение. "Чтобы изучить природу каждого из этих способов, его особенности, его отличия от других способов, нужно, пусть даже условно, взять каждый по отдельности - как специфический, малый по объему отрезок логики действия. Только тогда можно установить общие признаки и особенности этих способов - или, как мы будем для краткости называть их - простых (основных, исходных) словесных действий или нот.

"В этом отношении опорные словесные действия напоминают "семь спектральных цветов Ньютона". Внутренняя, психическая сторона (производимого словесного действия) - это субъективная цель и связанные с ней, рисуемые словом, картины; внешняя, физическая - мускульные движения (в частности речевого аппарата) и звучание речи."

Глаголы, используемые в качестве названий простых словесных действий, нужно понимать как специальные "термины", их смысл должен быть точен и ограничен, поэтому в практических целях удобнее говорить не о глаголах, а о нотах.

Область соз- нания Простое словесное воздействие НОТА Цель действия и физическое выражение ноты
Внимание ЗВАТЬ ЗВ Цель простого словесного действия звать - только обратить на себя внимание, привлечь к себе внимание партнера, оно даже не всегда требует произнесения слов.

ЧУВСТВА

ОБОДРЯТЬ ОБО Укрепить в партнере уверенность в том, что он ведет себя "правильно", пытаться сделать его выше, бодрее, тенденция использовать высокие тона голоса, "тянуться к партнеру", помогать ему полегчать, пристройка почти "снизу", прямой взгляд.
УПРЕКАТЬ УП Вернуть партнера к осознанию тех его интересов, о которых он забыл, каким он изменил, сделать его тяжелее, тенденция использовать низкие тона голоса, тело приспособлено к ожиданию изменений в поведении партнера, под влиянием совести, пристройка почти "сверху", прямой взгляд.

ВООБРАЖЕНИЕ

ПРЕДУПРЕЖДАТЬ ПРЕ Нарисовать картину, которая помогла бы партнеру чего-то избежать, намекнуть на возможные последствия. Ожидание результатов воздействия: внимательнейшее наблюдение за партнером. Косой взгляд, тело настороженное, готовое к обороне. Некоторая неуверенность.
УДИВЛЯТЬ УД Нарисовать нечто приятное для партнера, расширяющее его горизонты. Ожидание результатов воздействия: внимательнейшее наблюдение за партнером. Яркая пристройка сверху, "удобное" устройство тела в пространстве, прямой взгляд

ПАМЯТЬ

УЗНАВАТЬ УЗ Извлечь нечто из памяти партнера. Пристройка наравне, ожидание ответа без всякого его предрешения, полная неподвижность после действия, до выяснения его результатов
УТВЕРЖДАТЬ УТ Заложить нечто в память партнера. Пристройка наравне, бросить внимание партнера на мнгновение после совершения действия

МЫШЛЕНИЕ

ОБЪЯСНЯТЬ ОБЯ Добиваться, чтобы сознание партнера усвоила некую пространственную или временную связь явлений для того чтобы сделать партнера "единомышленником". Пристройка скорее снизу, к "работающей голове партнера".
ОТДЕЛЫВАТЬСЯ ОТ Добиваться, чтобы сознание партнера усвоила некую пространственную или временную связь явлений для того чтобы партнер не мешал, позволил вернуться к прерванному делу. Готовность тела "бросить" партнера на последнем слове.

ВОЛЯ

ПРИКАЗЫВАТЬ ПРИ Добиваться немедленного, конкретного физического действия, реакции от партнера, яркая пристройка сверху, тело ожидает выполнения. Освобожденность тела, прямой взгляд, часто сопровождается жестом рукой и головой
ПРОСИТЬ ПРО Добиваться немедленного, конкретного физического действия, реакции от партнера, яркая пристройка снизу, тело ожидает получения просимого, минимально затруднив партнера. Тянуться к партнеру, ловить его взгляд.

 

УПРАЖНЕНИЕ №1:

Придумать предлагаемые обстоятельства (историю, предысторию), в которых человек (персонаж), занятый каким-либо делом, обращается преимущественно к одному из шести адресов сознания партнера. Проследите, какими глаголами можно назвать Ваши действия, когда Вы апеллируете к вниманию, чувствам, воображению, памяти, мышлению, воле партнера. Отметьте, какие особенности мобилизации взгляда, отдельных частей тела и т.д., возникают при воздействии на разные области сознания.

УПРАЖНЕНИЕ №2:

Одна заданная фраза произносится по очереди исполнителями. Задачей упражнения является поиск разнообразных подтекстов: каждое следующее произнесение должно отличаться от предыдущих.

УПРАЖНЕНИЕ №3:

Придумав историю (или лучше использовав историю, "родившуюся" в ходе занятий), например ссора в магазине, визит к начальнику за справкой и т.п. последовательно апеллировать к различным областям сознания партнера, отслеживая возникающие характеры персонажей.

УПРАЖНЕНИЕ №4: Скульптура.

 Исполнителю предлагается  "построить" скульптуру, называющуюся "Я приказываю", "Я  предупреждаю" и т.д., используя названия  всех простых словесных воздействий. Рекомендуется обратить внимание на достижение максимальной выразительность скульптуры за счет направления и содержания взгляда "материала скульптуры", мобилизации и демобилизации отдельных частей тела.

УПРАЖНЕНИЕ №5: Цепочка воздействий.

Всем учащимся раздается партитура из 2-3-4 нот - простых словесных воздействий. Каждый придумывает себе задачу и добивается в этюде ее решения, используя заданную цепочку воздействий.

УПРАЖНЕНИЕ №6: Экскурсовод.

Учащиеся тянут билеты, в которых указаны характеры экскурсоводов, например: начинающий, восторженный энтузиаст, формалист, недоверчивый перестраховщик, глупый ментор и т.п. Учащиеся должны определить ту ноту словесного воздействия, который максимально соответствует заданному характеру и провести экскурсию в заданном характере.

УПРАЖНЕНИЕ №7: Зарисовки.

Исполнители, показывают небольшие  сценки-зарисовки, в которых одно и то же действие выполняется разными людьми, например: "упрекает" старик, бизнесмен, ребенок, нищий и т.п.

Тренировка в овладении способами действия - требует активной работы воображения, то есть сочинения или учета в своем поведении самых разнообразных предлагаемых обстоятельств.

Учет большого числа важных предлагаемых обстоятельств ведет к появлению сложных словесных воздействий или аккордов. При желании все аккорды можно стой или иной степенью точности разложить на составляющие ноты. По мере роста надобности в достижении какой-либо цели, человек склонен упускать из своего внимания менее важные предлагаемые обстоятельства, фокусируясь на цели, и, следовательно, переходить от сложных словесных действий к простым.

Работа над выразительностью, яркостью, разнообразием речевых воздействий необходимо с самого начала связывать с работой над телом исполнителя, то есть с характером мобилизации, и своеобразием пристроек. Неразрывность работы тела и голоса должна выразиться в понимании учащимися, того, что положение корпуса, рук, ног, направление взгляда, мимики и дыхания является формой для рождения и существования всех оттенков речевого воздействия.

Способ перехода от одного адресу к другому в принципе всегда построен на импровизации, но законы его построения универсальны: оценка, пристройка, новое воздействие на партнера. Пропуск хотя бы одной из этих ступеней выявляет "неправду". Длительность же ступеней может быть разной, в ней секрет появления несхожих характеров, даже при выполнении одной партитуры воздействий с одним текстом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: