Актуализация знаний, подготовка к изучению новой темы (8-10 минут)

ХОД УРОКА

Организационный момент (1-2 минуты)

На фоне слайд с темой урока. Звучит увертюра из оперы «Садко». Дети входят в класс, при входе получают билеты «в театр» разного цвета и рассаживаются по группам, согласно цвету билета.

Актуализация знаний, подготовка к изучению новой темы (8-10 минут)

Учитель (далее У ) - Ребята, у нас сегодня с вами необычный урок. Мы отправимся в путешествие. Как вы думаете, куда?

Дети (далее Д) – В театр

У (на фоне слайды с афишами спектаклей ) -Вспомните, какие спектакли вы знаете, видели? Перечислите…

Д -Кукольный, танцевальный, драматический, театр теней и т.д.

У- На сегодняшнем уроке пойдёт речь об особенном театральном жанре, в котором музыка играет ведущую роль.

О каком спектакле я говорю? Определите сами (просмотр видеофрагмента).

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=kYE4R5N3IT4

 

Д Опера.

У - Но это еще не все. Отгадав кроссворд, вы узнаете правильно вы ответили или нет.

 

Слайд с кроссвордом.

Вопросы:

1. Известный польский композитор, пианист-виртуоз? (Шопен)

2.Клавишный музыкальный инструмент с ударным способом звукоизвлечения, созданный специально для комнатного музицирования в небольших помещениях.? (Пианино)

3.Жанр вокальной музыки, один из трех китов? (Песня)

4. Часть песни, повторяемая после каждого куплета? (Припев)

5. Музыкальная профессия, связанная с пением, то есть исполнением различных вокальных партий? (Вокалист)

 

Ш О П Е Н

 

  П А Н И Н О

П Е С Н Я

 

П Р И П Е В  
В О К А Л И С Т  
                 

 

 

 

У - Можем ли мы дать определение оперы?

Д - …

У - Вы дали свою трактовку понятия «опера».

У - Мы можем быть уверены, что это определение верно?

Д - Нет, мы это не проходили, поэтому не можем сказать точно.

3.Получение новых знаний (25-30 минут)

У -На ваших партах есть конверт с заданиями и Словарь урока. Составьте определение оперы.

У- Что получилось?

Слайд с ответом

Опера – крупное вокально-инструментально произведение, объединившее в

литературу, изобразительное искусство, драматическое (театральное)

действие.

Слайд с видеофрагментом из оперы «Садко»

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=dII_BQ59Cmw

У - На слайде представлены слова (На слайде написаны слова опера, вокал, инструментальный, музыка, изобразительное искусство, литература, произведение, спектакль).

У - Какие виды искусств присутствуют в опере?

Д - Музыка, хореография, изобразительное искусство и литература.

У- Давайте отправимся в прошлое. Опера возникла на рубеже XVI-XVII веков в Италии. Важнейшим элементом оперного произведения стало пение, которое способно передать всю гамму чувств и переживаний. Через интонации раскрывается характер и темперамент каждого действующего лица. На литературный сюжет пишется опера или либретто.

У – Давайте посмотрим, что значит «либретто» (определение на слайде).

У – А теперь предлагаю вам познакомится с видами вокальных произведений. Ария – вокальное произведение для одного голоса. Дуэт, трио – вокальное произведение для двух, трех голосов. Хор – совместное звучание многих голосов. Речитатив – вокальная музыкальная форма, вид певучего разговора. (все определения находятся на слайде)

У – А как вы думаете, что ещё помогает определить и лучше понять героев опер?

Д - Тембры голосов, костюмы.

У - Любая опера не получится без участия симфонического оркестра. А кто управляет оркестром?

Д – Дирижер.

У - С егодня мы будем говорить об опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко», с которой встречались в начальной школе.  Давайте посмотрим небольшой фрагмент и ответим на вопросы. У каждого из вас на столе лежит текст с краткой информацией о том, что было до фрагмента, который мы сейчас просмотрим.

Просмотр видеофрагмента «Ой, ты, тёмная дубравушка».

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=Nv6p2056K6c.

У - Какой голос у главного героя?

У - Каким музыкальным инструментом сопровождает свою песню Садко?

У - Звучание какого инструмента симфонического оркестра похоже на звучание гуслей?

У - Что чувствовал в душе Садко?

(Ответы уч-ся)

У – А теперь обратимся к другому фрагменту. Обратите внимание на текст с информацией №2. Просмотр видеофрагмента «Заиграйте, мои гусельки».

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=dII_BQ59Cmw

У - Каким становится герой оперы?

У - С каким настроением поет песню?

(Ответы уч-ся)

У – Перейдем к заключительному фрагменту. Обратите внимание на текст с информацией №3

Просмотр видеофрагмента «Колыбельная Волховы».

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=kdPGFK_316A

 

У - В каком исполнении прозвучала колыбельная Волховы?

У - Настроение музыки?

(Ответы уч-ся)

У - Теперь обратимся к картине М. Врубеля «Волхова» (представлена на слайде), чтобы сравнить музыкальный и живописный образы Морской царевны. А теперь, сравните художественный образ с текстом либретто.

Зачитывает один из учеников. -Морская царевна, сказочное фантастическое существо, под воздействием песен Садко почти становится человеком, но постепенно растворяется в мире природы, превращаясь в речку. Очнувшись от волшебных чар, Садко радостно приветствует Любаву и новгородцев. Все с изумлением и восторгом смотрят на новую широкую Волхову-реку у стен своего города. Торжественными возгласами толпы «Морю синему слава! Волхове-реке слава!» заканчивается опера. И в действительности, в российском городе Новгороде течёт река Волхов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: