ХОД УРОКА
Организационный момент (1-2 минуты)
На фоне слайд с темой урока. Звучит увертюра из оперы «Садко». Дети входят в класс, при входе получают билеты «в театр» разного цвета и рассаживаются по группам, согласно цвету билета.
Актуализация знаний, подготовка к изучению новой темы (8-10 минут)
Учитель (далее У ) - Ребята, у нас сегодня с вами необычный урок. Мы отправимся в путешествие. Как вы думаете, куда?
Дети (далее Д) – В театр
У (на фоне слайды с афишами спектаклей ) -Вспомните, какие спектакли вы знаете, видели? Перечислите…
Д -Кукольный, танцевальный, драматический, театр теней и т.д.
У- На сегодняшнем уроке пойдёт речь об особенном театральном жанре, в котором музыка играет ведущую роль.
О каком спектакле я говорю? Определите сами (просмотр видеофрагмента).
Видео: https://www.youtube.com/watch?v=kYE4R5N3IT4
Д – Опера.
У - Но это еще не все. Отгадав кроссворд, вы узнаете правильно вы ответили или нет.
Слайд с кроссвордом.
Вопросы:
1. Известный польский композитор, пианист-виртуоз? (Шопен)
|
|
2.Клавишный музыкальный инструмент с ударным способом звукоизвлечения, созданный специально для комнатного музицирования в небольших помещениях.? (Пианино)
3.Жанр вокальной музыки, один из трех китов? (Песня)
4. Часть песни, повторяемая после каждого куплета? (Припев)
5. Музыкальная профессия, связанная с пением, то есть исполнением различных вокальных партий? (Вокалист)
Ш | О | П | Е | Н |
| |||
П | А | Н | И | Н | О | |||
П | Е | С | Н | Я |
| |||
П | Р | И | П | Е | В | |||
В | О | К | А | Л | И | С | Т | |
У - Можем ли мы дать определение оперы?
Д - …
У - Вы дали свою трактовку понятия «опера».
У - Мы можем быть уверены, что это определение верно?
Д - Нет, мы это не проходили, поэтому не можем сказать точно.
3.Получение новых знаний (25-30 минут)
У -На ваших партах есть конверт с заданиями и Словарь урока. Составьте определение оперы.
У- Что получилось?
Слайд с ответом
Опера – крупное вокально-инструментально произведение, объединившее в
литературу, изобразительное искусство, драматическое (театральное)
действие.
Слайд с видеофрагментом из оперы «Садко»
Видео: https://www.youtube.com/watch?v=dII_BQ59Cmw
У - На слайде представлены слова (На слайде написаны слова опера, вокал, инструментальный, музыка, изобразительное искусство, литература, произведение, спектакль).
У - Какие виды искусств присутствуют в опере?
Д - Музыка, хореография, изобразительное искусство и литература.
У- Давайте отправимся в прошлое. Опера возникла на рубеже XVI-XVII веков в Италии. Важнейшим элементом оперного произведения стало пение, которое способно передать всю гамму чувств и переживаний. Через интонации раскрывается характер и темперамент каждого действующего лица. На литературный сюжет пишется опера или либретто.
|
|
У – Давайте посмотрим, что значит «либретто» (определение на слайде).
У – А теперь предлагаю вам познакомится с видами вокальных произведений. Ария – вокальное произведение для одного голоса. Дуэт, трио – вокальное произведение для двух, трех голосов. Хор – совместное звучание многих голосов. Речитатив – вокальная музыкальная форма, вид певучего разговора. (все определения находятся на слайде)
У – А как вы думаете, что ещё помогает определить и лучше понять героев опер?
Д - Тембры голосов, костюмы.
У - Любая опера не получится без участия симфонического оркестра. А кто управляет оркестром?
Д – Дирижер.
У - С егодня мы будем говорить об опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко», с которой встречались в начальной школе. Давайте посмотрим небольшой фрагмент и ответим на вопросы. У каждого из вас на столе лежит текст с краткой информацией о том, что было до фрагмента, который мы сейчас просмотрим.
Просмотр видеофрагмента «Ой, ты, тёмная дубравушка».
Видео: https://www.youtube.com/watch?v=Nv6p2056K6c.
У - Какой голос у главного героя?
У - Каким музыкальным инструментом сопровождает свою песню Садко?
У - Звучание какого инструмента симфонического оркестра похоже на звучание гуслей?
У - Что чувствовал в душе Садко?
(Ответы уч-ся)
У – А теперь обратимся к другому фрагменту. Обратите внимание на текст с информацией №2. Просмотр видеофрагмента «Заиграйте, мои гусельки».
Видео: https://www.youtube.com/watch?v=dII_BQ59Cmw
У - Каким становится герой оперы?
У - С каким настроением поет песню?
(Ответы уч-ся)
У – Перейдем к заключительному фрагменту. Обратите внимание на текст с информацией №3
Просмотр видеофрагмента «Колыбельная Волховы».
Видео: https://www.youtube.com/watch?v=kdPGFK_316A
У - В каком исполнении прозвучала колыбельная Волховы?
У - Настроение музыки?
(Ответы уч-ся)
У - Теперь обратимся к картине М. Врубеля «Волхова» (представлена на слайде), чтобы сравнить музыкальный и живописный образы Морской царевны. А теперь, сравните художественный образ с текстом либретто.
Зачитывает один из учеников. -Морская царевна, сказочное фантастическое существо, под воздействием песен Садко почти становится человеком, но постепенно растворяется в мире природы, превращаясь в речку. Очнувшись от волшебных чар, Садко радостно приветствует Любаву и новгородцев. Все с изумлением и восторгом смотрят на новую широкую Волхову-реку у стен своего города. Торжественными возгласами толпы «Морю синему слава! Волхове-реке слава!» заканчивается опера. И в действительности, в российском городе Новгороде течёт река Волхов.