Прочитайте текст и выполните задания 21–25

Контрольная работа № 3.

Синтаксис. Пунктуация.

Цель: осуществить контроль знаний, умений, навыков обучающихся по теме «Синтаксис и пунктуация», развивать умение мыслить, анализировать языковые явления, проверить навык выполнения тестовых заданий, воспитывать аккуратность, сосредоточенность, внимательность.

Выполнила: Рябая Александра, ПОСО 19 1\9

Вариант 2.

Часть 1

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. 

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.

(1)Из истории и логики развития науки следует, что переворот, который бы изменил все наши научные представления, невозможен. (2)… ошеломляющая идея теории относительности не была категорическим переворотом, а возникла как следствие развития науки и опиралась на прочный фундамент завоеваний прошлого. (3)Эта идея коснулась сравнительно узкого круга вопросов и практически не изменила установленных прежде законов механики и электродинамики тел, движущихся с обычными скоростями, т. е. наши знания, таким образом, распространились на не изученную до того область скоростей, сравнимых со скоростью света.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

Ответ: 3, 4

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.

Ответ: только

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Ответ: 5

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Ответ: пять килограмм

7. Установите соответствие между предложениями с допущенными в них грамматическими ошибками (в левом столбце) исоответствующими видами грамматических ошибок из правого столбца.

    Ответ: А-6, Б-3, В-5, Г-2, Д-1

Укажите вариант (ы) ответов, в которых во всех словах одного ряда

Пропущена безударная чередующаяся гласная. Запишите номера ответов.

Ответ: 1, 2, 3

9. Укажите вариант (ы) ответов, в которых в обоих словах одного ряда

Пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

Ответ: 4,5

Укажите вариант(ы) ответов, в которых в обоих словах одного ряда

Пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

Ответ: 2, 3, 4, 5

Укажите вариант(ы) ответов, в которых в словах одного ряда пропущена

Одна и та же буква. Запишите номера ответов.

Ответ: 1,2, 4

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

Ответ: Нерешённый вопрос снова включён в повестку дня.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Ответ: Я тотчас, черпая вёслами прозрачную, как первые льдинки, озёрную воду, выплывал на лодке навстречу едва зародившемуся дню.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишетсяН.

Стены в гости(1)ой были оклее(2)ы светлыми обоями с дикови(3)ыми узорами,

Столь сходными по стилю с деревя(4)ыми часами, повеше(5)ыми над дверью.

О твет: 1, 2

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых

нужно поставить ОДНУ запятую.

Ответ: 3, 4

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в

Предложении должны стоять запятые.

Ответ: 1, 2, 3

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в

Предложениях должны стоять запятые.

Ответ: 3, 4, 5

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые.

Ответ: 2

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте

Которых в предложении должны стоять запятые.

Ответ:1, 2, 4

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив

Лишнее слово. Выпишите это слово.

Когда совершаешь поступок, за который потом может быть стыдно, нужно помнить

о том, что когда-нибудь получишь эффект обратного бумеранга.

Ответ: обратного

 

 

Прочитайте текст и выполните задания 21–25.

(1)О несправедливости говорят и пишут с древних времён – возможно, с тех пор, как человечество вообще научилось говорить и писать. (2)Что же такое несправедливость – всё ещё не ясно.

(3)Очень непросто прийти к согласию в этом вопросе, поскольку в данном случае спор ведётся с достаточной долей заинтересованности. (4)Каждый хочет, чтобы с ним обошлись «справедливо», и жалуется на «несправедливость», однако пытается так истолковать ситуацию, чтобы сразу же стала очевидной несправедливость по отношению к нему. (5)И каждый обладает достаточным самомнением, чтобы судить «справедливо» об отношении к другим людям, и совсем не замечает, что другие возмущаются его мнимой «справедливостью». (6)Так проблема искажается страстями и окутывается предрассудками. (7)Целые поколения застревают в этих предрассудках, и замечаешь порой, как само слово «справедливость» вызывает язвительную улыбку.

(8)От предыдущих поколений человечеству досталось по наследству убеждение, будто люди от рождения равны и вследствие этого с ними надо обходиться одинаково. (9)Однако сущность справедливости состоит как раз в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми.

(10)Если бы люди были действительно равны, жизнь была бы предельно простой и справедливость было бы чрезвычайно легко найти. (11)Стоило бы только сказать: одинаковым людям – одинаковую долю или всем всего поровну. (12)Тогда справедливость можно было бы обосновывать арифметически и создавать механически; и все были бы довольны, потому что люди стали бы не чем иным, как одинаковыми атомами, своего рода всюду катящимися механическими шариками, которые были бы похожи внешне и имели бы внутренне одинаковый душевный склад. (13)Как наивно, как просто, как мелко!

(14)На самом же деле люди не равны ни телом, ни душою, ни духом. (15)Они родятся существами различного пола, с различным здоровьем и силой, с совершенно различными предрасположенностями, дарами, инстинктами и желаниями, они принадлежат к различному духовному уровню, и с ними (в силу справедливости!) надо обходиться различно. (16)В этом заключается основа и главная трудность справедливости: людей – бесконечное множество; все они различны; как сделать, чтобы каждый получил согласно справедливости? (17)Если люди неодинаковы, значит, и обходиться с ними надо каждый раз согласно их живому своеобразию. (18)Иначе возникает несправедливость.

(19)Таким образом, справедливость означает именно неравенство: беречь ребёнка, помогать слабому, снисходить к уставшему, ухаживать за больным; проявлять больше строгости к безвольному, больше доверия честному, больше осторожности к болтуну; герою оказывать почести.

(20)Справедливость поэтому – искусство неравенства, и она присуща лишь благородным душам. (21) У неё обострённое чувство реальности; проистекающая от доброго сердца и живой наблюдательности, она отвергает механический подход к людям. (22)Она хочет индивидуально подойти к каждому случаю, располагая человека к состраданию. (23)Она старается уловить в человеке его сущность и своеобразие и соответственно этому обходиться с ним.(По И. Ильину*)

*Иван Александрович Ильин (1882-1954) – известный русский философ, литературный критик, публицист.

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    Ответ: 3, 4, 5

 

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Ответ: 1, 3, 5

 

23. Из предложений 11 – 12 выпишите антонимы.

Ответ: Внешний-внутренний

 

24. Среди предложений 3 – 7 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

 

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. 

25.  И.А. Ильин строит свои размышления о справедливости на основе такого приёма, как (А) _6__ (предложения 8, 9). Использование таких синтаксических средств, как (Б) _8__ (предложение 13) и (В)__7_ (например, предложения 14, 15, 23), придаёт этим размышлениям эмоциональность. Философичность текста удачно подчёркивается таким тропом, как (Г)__3_ («проблема... окутывается предрассудками», «поколения застревают в этих предрассудках» в предложениях 6 и 7).

Список терминов:

1) устаревшие слова; 2) термины; 3) метафора; 4) эпитеты; 5) риторический вопрос; 6) противопоставление; 7) ряды однородных членов; 8) восклицательное предложение; 9) парцелляция

Ответ: А-6, Б-8, В-7,Г-3

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: