Школьное посредничество

Школьные посредники — это ученики, обу­ченные проведению обсуждений между спорящими учениками или группами с це­лью поисков решения. Их цель — создать спорящим сторонам возможность продук­тивнее общаться и лучше понять друг дру­га, что нередко позволяет найти взаимо­приемлемое решение конфликта. Ценные навыки регулировании конфликтов, приоб­ретенные в самой раннем возрасте, пригодности ученика" на протяжении всей жизни.Д. Шапиро

В последнее время в западной практике увеличивается число работ, посвящен­ных обучению школьников навыкам медиаторской деятельности, а так называемое «школьное посредничество» становится важным явлением школьной жизни.

Специалисты соревнуются между собой в указании на позитивные эффекты обучения школьников навыкам посреднической деятельности и внедрения посред­нической практики в школьную жизнь.

Д. и Р. Джонсоны указывают на три обстоятельства, являющиеся, по их мне­нию, важными аргументами в пользу необходимости обучения учащихся конструк­тивному управлению конфликтами. Это, прежде всего, интересы самих школ, свя­занные с обеспечением благоприятной и миро­любивой атмосферы получения образования. Во-вторых, возможность использовать потенциал конфликта для поддержки внимания, усиления мотивации к учебе, возбуждения интеллектуаль­ного любопытства, улучшения качества работы и развития творческого подхода в решении про­блем. Третье — это подготовка будущих поколе­ний к конструктивному управлению конфликта­ми в собственной жизни, карьере, семье, обществе. национальных и международных ситуациях. Чем раньше учащиеся научаются конструктивному управлению конфликтами и чем дольше продолжается их тре­нинг, тем более вероятно упрочение и дальнейшее использование ими процедур и навыков разрешения конфликтов. В идеале, по мнению авторов, учащиеся должны обучаться способам разрешения конфликтов в начальной, средней и старшей шко­лах (Johnson D. and R., 1994).

Д. Шапиро указывает на следующие позитивные функции школьного посредни­чества:

1. Создается альтернативный путь разрешения конфликтов. Уладить кон­фликт ученикам помогают их сверстники, тогда как обычно они используют только три возможности: обратиться к администрации школы, драться или избежать спорной ситуации.

2. Конфликт превращается в положительный, созидательный процесс. По­средничество открывает возможность сотрудничества, разрешения конфлик­та на основании удовлетворения взаимных интересов, а не по принципу «вы­игрыша-проигрыша».

 

 

3. Улучшаются взаимоотношения. Ослабляются враждебность и напряжен­ность, присущие конфликтам, в целом улучшаются отношения между учени­ками и общая атмосфера в школе.

4. Дисциплина становится менее обременительной. Внедрение посредниче­ства в школьную жизнь улучшает дисциплину, уменьшается количество ис­ключений учащихся и их отстранений от занятий.

5. Ученики учатся не только разрешать конфликты. В процессе овладения посредничеством приобретаются навыки активного слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные умения.

6. Поощряется приверженность демократическим идеалам. Участие в по­среднической деятельности развивает чувство ответственности за свой вы­
бор и решения, а также усиливает чувство личной значимости (Шапиро,
1997, с. 210-212).


3. Медиативный подход в различных организациях.

Глобальное применение посредничества обусловлено доступностью и универсальным характером медиации. Опытный посредник в состоянии приводить конфликтующие стороны к взаимопониманию в самых разнообразных сферах деятельности. Современный мир характеризуется широким внедрением ненасильственных, конструктивных способов и принципов решения конфликтов, управлением конфликтами. Эта практика в настоящее время становится базовым политическим принципом. Этот принцип по-разному реализуется, но, безусловно, является декларируемым ориентиром в социальных и политических отношениях. В основе практики альтернативного разрешения споров (АРС) лежит уважение к личности человека и признание за каждым человеком права реализовать, защищать и отстаивать свои интересы. В соответствии с принципами АРС защита интересов осуществляется средствами без применения насилия. Методы АРС предполагают организацию эффективной коммуникации между сторонами конфликта, построение между ними отношений сотрудничества в разрешении существующей проблемы и совместный поиск взаимовыгодного решения, которое бы максимально учитывало интересы и пожелания сторон.

Гарантии реализации права на судебную защиту и доступность правосудия не могут быть обеспечены одной лишь системой государственных судов. В отличие от большинства стран мира в России до сих пор доминирует государственная судебная форма защиты права. В то же время государственный суд зачастую не является оптимальным для сторон спора средством разрешения конфликта и часто приводит к значительным судебным издержкам, волоките, наносит невосполнимый вред межличностным или деловым отношениям, а также придает нежелательную огласку обстоятельствам спора.

Экономические и политические свободы в гражданском обществе предполагают наличие альтернативных методов разрешения споров. В теории закон должен быть справедлив – на практике это не всегда так. Государство не должно вмешиваться в гражданско-правовые споры, если они не затрагивают публично-правовые интересы. Обычным гражданам и частному бизнесу требуется не бюрократические судебные, а малобюджетные и быстрые процедуры решения споров.

Конституционное право россиян защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, большинством трактуется исключительно как право на использование государственной судебной и правоохранительной машины в решении любых спорных вопросов, включая личные обиды или дрязги соседей. Конфликтующие стороны должны понимать, что итогом изнурительных судебных тяжб всегда является навязанная чужая формальная воля подавления государства, оформленная судебным актом, в котором одна из сторон будет в проигрыше, а другая – совсем необязательно будет в выигрыше.

Примирительные процедуры должны предприниматься всегда и везде, в том числе и на стадии исполнительного производства. В рамках исполнительного производства часто возникают неразрешимые в стандартном порядке разногласия между сторонами относительно способов, размеров и методов исполнения судебных актов, наштампованных в последние годы. Данные статистики Службы судебных приставов России ужасают. На исполнении у судебных приставов-исполнителей сегодня находится 50,8 миллионов исполнительных производств, и их число растет в геометрической прогрессии каждый год, втягивая в конфликты все больше и больше граждан РФ.

Внедрение медиативных процедур в исполнительное производство предусматривает Долгосрочная программа повышения эффективности исполнения судебных решений (2011 - 2020 годы). Вступление в силу с 1 января 2011 г. Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ влечет необходимость совершенствования законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве в сфере альтернативного урегулирования разногласий путем обращения сторон исполнительного производства к процедуре медиации. В тоже время указанный Закон не регулирует вопросы медиации в рамках исполнительного производства, поскольку в исполнительном производстве отсутствует спор о праве в собственном смысле слова, т.к. предполагается, что такой спор уже был разрешен судебным решением, вступившим в законную силу. Возможности медиации в исполнительном производстве востребованы при реструктуризации задолженности, проведении соответствующих переговоров между должником и кредитором.

Принципиально важно использовать возможности нейтрального и не заинтересованного в споре медиатора во внесудебном порядке, когда стороны конфликта еще не предприняли действий к судебному разбирательству, а интимные детали спора не стали публичным достоянием СМИ, правоохранительных органов, судебной системы, или фишками в игре недобросовестных представителей сторон – профессиональных юристов - игроков. Запомните, для юриста - длительные судебные тяжбы – это способ существования, если хотите, стиль жизни и азартная игра. А сторонам спора остается только одно – исправно эти игры оплачивать, иногда годами. Никто из перечисленных игроков, кроме самих сторон и медиатора, не заинтересован в скорейшем завершении конфликта в силу вполне тривиальных причин – процессуальные нормы, время и деньги.

Руководителям и обычным гражданам, прежде чем бросаться с головой в бессмысленные разбирательства, только лишь из принципа наказать и отомстить, рекомендую сделать паузу – притормозить и отдохнуть. А медиатор постарается понять - есть ли в предмете спора пути к компромиссу, общаясь с каждой из сторон в отдельности и анализируя доводы и претензии оппонентов на совместных встречах.

В процедуре медиации вся деятельность медиатора и осознанные действия конфликтующих сторон в целом сводятся к одной и единственной цели – урегулировать спор. Если сторонам удается достигнуть взаимопонимания по существу спора, то они фиксируют его в итоговом документе - медиативном соглашении. Любое обоюдо-позитивное соглашение, которое было достигнуто сторонами в процессе медиации, является компромиссом – системой уступок. Такое соглашение в любом случае можно рассматривать как мировое соглашение (или договор о примирении) как в гражданских так и в экономических правоотношениях вне зависимости от предмета спора или стадии рассмотрения спора.

Возможности медиатора востребованы в кредитно-финансовой сфере. Медиатор крайне необходим как должникам, так и кредиторам. Довольно часто в указанной сфере стороны не находят компромисса и все правоотношения сводятся исключительно к судебным разбирательствам. Противостояние сторон зачастую усугубляет и противозаконное вмешательство в ситуацию так называемых «коллекторов» - полукриминальных или криминальных структур.

В ситуации, когда стороны обращаются за готовым решением, например в суд, такое решение, во-первых, не всегда учитывает реальное положение и возможности должника, в отношении которого оно вынесено, а во-вторых, нередко стороны спора в судебном разбирательстве или арбитраже до самого последнего момента не понимают, в чью пользу будет вынесено решение. При этом сторонам надо понимать, что и для кредитора, и для должника добровольное погашение долга или взаимоприемлемый способ реструктуризации – наилучший выход.

При использовании сторонами медиации решение может охватывать множество аспектов, что не всегда встречается при судебном разбирательстве. Медиация эффективна в случаях, когда в жизни добросовестных должников возникают сложности, быстро не решаемые. В этих случаях работа с эмоциональным аспектом спора сторон, конфиденциальность которой гарантируется законом, может качественно улучшить ситуацию. К примеру, в ряде штатов США медиация стала обязательным досудебным способом урегулирования споров при просрочках выплат по ипотечным кредитам. Медиация была признана эффективной при разрешении споров банков с клиентами, находящимися в тяжелых жизненных обстоятельствах.

Взаимные уступки являются отличительным признаком мирового соглашения. Их сущность состоит в том, что стороны, распоряжаясь своими материальными правами, взаимно отказываются от своих требований полностью или в части или видоизменяют их в меньшую сторону. Любая сторона спора может распоряжаться своими правами независимо от того, будут в последствии установлены они судом или нет. В процессуальном плане при заключении мирового соглашения происходит взаимный отказ от процессуального права на будущее вынесение судебного решения.

Термин «уступка» может предполагать уменьшение каких-либо требований или отказ от чего-либо: отказ стороны от своего права, распоряжение имуществом и имущественными правами, принятие дополнительной обязанности совершить какое-то действие или передать определенное имущество, изменение способа удовлетворения своих требований, уменьшение требований, видовое изменение требований и т.д.

Максимальный размер уступки может определяться несколькими параметрами: 1) рентабельностью (выгодностью) конкретного правоотношения; 2) рентабельностью (выгодностью) будущих правоотношений 3) минимизацией будущих судебных и иных издержек по конкретному спору (если сторона видит, что дальнейшее продолжение спора принесет убытки, которые не будут компенсированы). При отсутствии взаимных уступок нет самого мирового соглашения, а есть отказ от спора по существу или отказ от предъявления иска, в т.ч. оформленные мировым соглашением.

В судебном процессе мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии процесса и в любой инстанции. Вопрос об утверждении мирового соглашения рассматривается в судебном заседании. Заключить мировое соглашение могут стороны (истец и ответчик), а также третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора.

Предметом мирового соглашения являются конкретные обязанности каждой из сторон соглашения (передача товара, выполнение работ, оказание услуг), а также их количество, качество, цена; условия об урегулировании спора с указанием сторон, предмета и основания спора. Объектом мирового соглашения являются подлежащие передаче, выполнению или оказанию соответственно товары, работы или услуги. Обоснованность выделения объекта мирового соглашения обусловлена наличием или отсутствием возможности распоряжаться указанным объектом. Под содержанием мирового соглашения понимаются условия, на которых оно заключено.

Эффективный потенциал медиации применим во многих сферах.

ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ. Все виды частных правоотношений, в том числе реализация прав и свобод человека; социальное обеспечение и здравоохранение; наука и образование; культура и авторское право; бытовые отношения; жилищно-коммунальный комплекс.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ. Все виды экономической и предпринимательской деятельности, в том числе финансовая и банковская деятельность; система страхования; различные отрасли промышленности; инженерия и высокие технологии; недвижимость, строительство и проектирование; индустрия туризма и отдыха.

СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ. Все виды отношений в семье, за исключением правоотношений, регулируемых отдельным законодательством, в том числе связанных с защитой прав ребенка.

ТРУДОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ. Все виды трудовых отношений, за исключением коллективных трудовых споров, регулируемых отдельным законодательством.


4. Тренинги эффективного взаимодействия в конфликтных ситуациях.

Тренинга эффективного взаимодействия детей и родителей
Цель:
ознакомить родителей с проблемой возникновения конфликтов; дать рекомендации по преодолению конфликтов с детьми.






Ход

Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня наш разговор на очень серьезную тему – конфликты. Что это и как с ними быть? Давайте разбираться.

Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях, дело вовсе не в том, чтобы их избегать или стараться замять, а в том, чтобы правильно их разрешать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: