Часть IV. Малые карты

 

 

ЧЕТЫРЕ ТУЗА

 

Тузы представляют корни четырех элементов. Они составляют особую группу и занимают положение над остальными малыми картами. Этим они напоминают Кетер, символом которого считается лишь самая верхняя точка буквы Йод в Тетраграмматоне. В этих картах нет никакого реального проявле­ния элементов в материальной форме. Они - связующее звено между малыми картами и Принцессами, которые управляют Небесами вокруг Северного полюса. Меридиан проходит через Великую пирамиду, и элементы управляют в порядке Тетраграмматона (с запада на восток): Огонь - Вода - Воздух - Земля. Таким образом, Тузы и Принцессы Жезлов приблизительно соответствуют Азии, Чаш - Тихому океану, Мечей - Америке, Дисков - Европе и Африке. Чтобы лучше понять это соотношение, можно обратиться к символу пента­граммы, или Щита Давида. Он изображает Дух, управляющий четырьмя элементами, и, таким образом, является символом Триумфа Человека.

Идея Духа как элемента очень непроста. Букве Шин, соответствующей Огню, приходится выполнять двойную работу - представлять еще и Дух. Вообще говоря, соответствия Духа не так ясны и просты, как соответствия других элементов. Примечательно, что Таблица Духа в Енохианской системе является ключом ко всему злому, как в индусской системе Акаша есть Яйцо Тьмы.

С другой стороны, Дух представляет Кетер. Пожалуй, Исключительный Адепт, или Адепты, изобретшие Таро, и в мыслях не имели углубляться в эту тему. Важно запомнить то, что Тузы - и по внешнему виду, и по значению - суть не элементы как таковые, но лишь их семена.

 

 

ЧЕТЫРЕ ДВОЙКИ

 

Эти карты соответствуют Хокма. С точки зрения обычного человека, Хокма фактически является №1, а не №2, поскольку она - первое проявление; Кетер полностью сокрыт, и никто не знает о нем ничего. Поэтому любой элемент возникает как таковой лишь по достижении Двойки. Хокма не осквернена никакими влияниями; поэтому элементы в ней находятся в изначальных, гармоничных условиях.

Двойка Жезлов называется Владыкой Господства и представляет энергию огня - огня в его лучшей и высшей форме.

Двойка Чаш - это Владыка Любви, играющий такую же роль для воды.

Двойку Мечей раньше[160] называли Владыкой Восстановленного Мира; но слово «восстановленный» здесь неуместно, поскольку еще не было никакого нарушения. Поэтому лучшее название - Владыка Мира, но, чтобы понять это, придется хорошо поразмыслить, ведь Меч, казалось бы, чрезвычайно активен. Полезно прочесть «Эссе о Молчании» (стр. 62), где имеется параллель: Негативная Форма Позитивной Идеи. См. также заключение «Эссе о Цело­мудрии» («Маленькие эссе для установления истины»): «Судари Рыцари, будьте бдительны: держите при себе оружие и обновите ваш обет; ибо зловеще предзнаменован и смертельно опасен тот день, который не наполните через край веселыми деяниями и храбрым, мужественным Целомудрием». Справь­тесь и у Катулла: domi maneas paresque nobis Novem continuas futationes [161].

Понятен и жест Гарпократа; Молчание и Целомудрие суть изомеры.

Все это - один частный случай общего правила: сумма бесконечных Энергий Вселенной равна Нулю.

В старые времена Двойку Пентаклей называли Владыкой Гармоничных Перемен. Теперь - просто «Переменами», и здесь нужно несколько прояснить доктрину. Поскольку эта масть - земная, она связана и с Принцессами, а стало быть, и с финальным Хе Тетраграмматона, Земля есть трон Духа; очутившись в самом низу, сразу же попадаешь снова на самый верх. В этом символизм змея, свившегося в бесконечную ленту.

 

 

ЧЕТЫРЕ ТРОЙКИ

 

Эти карты соответствуют Бина; в каждой из них выражен символизм Понимания. Идея стала оплодотворенной; образовался треугольник. В каждой карте мы видим идею устойчивости, которую уже нельзя нарушить, но от которой может родиться дитя.

Тройка Жезлов поэтому - Владыка Достоинства. Идея воли и господства получает объяснение в Характере.                                     

Тройку Чаш называют Владыкой Изобилия. Идея любви принесла плод; но мы уже достаточно спустились по Древу, чтобы начать делать различие между мастями, что раньше не было возможным.

Идея разделения, переменчивости, идея воздушных качеств вещей проявляется в Тройке Мечей, Владыке Печали. Здесь нам напоминают о тьме Бина, о скорби Исиды; но это не вульгарная печаль вследствие чьего-то разочарования или неудовлетворенности. Это Weltchmertz, мировая скорбь; это качество меланхолии.

Тройка Пентаклей, подобным образом, демонстрирует результат идеи Земли, кристаллизации сил; и поэтому она называется Владыкой Работы. Нечто определенно было сделано.

 

 

ЧЕТЫРЕ ЧЕТВЕРКИ

 

Эти карты соотносятся с Хесед. Взаимосвязь между тройкой и четверкой чрезвычайно сложна. Очень важно то, что Четверка - «ниже Бездны»; поэтому на практике она обозначает затвердение, материализацию. Вещи стали проявленными. В сущности, Четверка есть выражение Власти Закона.

В масти Жезлов эта карта называется «Завершение». Проявление, обещанное Сефирой Бина, теперь уже произошло. Четверка должна быть очень плотной, поскольку это, фактически, доминирующее влияние на все последую­щие карты. Хесед, Юпитер-Аммон, Отец, первый под Бездной - это высшая умопостигаемая идея. Вот почему эта Сефира посвящена Юпитеру-Демиургу.

Четверка Чаш называется «Роскошь».

Мужская природа огня позволяет Четверке Жезлов быть очень позитив­ным и четко определенным понятием. Слабость же элемента воды угрожает его чистоте; он не настолько силен, чтобы правильно контролировать себя, и поэтому Владыка Удовольствия[162] немного нестабилен. Чистота потерялась в процессе удовлетворения.

Четверка Мечей называется «Перемирие» - кажется, в духе «сильного с оружием, охраняющего свой дом в безопасности»[163]. Мужская природа воздуха делает его доминирующим. Эта карта - чуть ли не изображение военно-клановой системы общества.

Что же касается Четверки Дисков, то тяжесть этого символа, пожалуй, перевешивает все соображения о его слабости. Карта называется «Мощь». Это сила, которая над всем господствует и все улаживает, но делает это больше путем переговоров, мирными методами, а не утверждая самое себя. Это Закон, Конституция без малейшего элемента агрессивности.

 

 

ЧЕТЫРЕ ПЯТЕРКИ

 

В «Неапольском Порядке» число пять вводит идею движения, которая приходит на помощь идее материи. Это вполне революционная концепция; ее результат - полное расстройство статически устойчивой системы. Появляются бури и напряжения.

Их не следует считать чем-то «злым». Столь естественное восприятие их - на самом деле не более, чем нежелание вставать из-за обеденного стола и возвращаться к работе. Эта идея присутствует в буддийской доктрине Страда­ния: инертность и бесчувственность - обязательные характеристики покоя. Возможно, такому пониманию отчасти способствовал климат Индии. Но Адепты Белой Школы, священной книгой которой и является Таро, не могут согласиться с таким упрощением бытия. Каждое явление - священно. Так или иначе, беспокойство есть беспокойство; Пятерка Жезлов называется «Борьба».

А вот Пятерка Чаш называется «Разочарование», и это вполне естественно, потому что Пятерка наслаждается изобильнейшей энергией, пока вода Удовольствия безмятежна, и любое нарушение спокойствия считает несчастьем.

Пятерка Мечей тоже конфликтна. Эта карта называется «Поражение». Для поддержания вооруженного мира Четверки не хватило сил. Разразилась ссора. А это должно означать поражение, поскольку изначальной идеей Меча было проявление плода любви между Жезлом и Чашей. И природа каждого из них кажется столь несовершенной потому, что рождению пришлось выразиться в двойственности Меча и Диска.

Пятерка Дисков - в равной степени плохой случай. Мягкий покой Четверки полностью разрушен; карта называется «Беспокойство»[164]. (См. «Этимологический словарь» Скита[165]. Смысл этого слова - удушение; так собаки давят овец. Отметьте тождественность со Сфинкс.) Экономическая система рухнула; между общественными кастами больше нет равновесия. Сравнительно с другим оружием Диски вялы и неподатливы - ведь вращение делает их устойчивыми, - поэтому нет и действия, по крайней мере, в них самих, которое могло бы повлиять на исход ситуации.

 

 

ЧЕТЫРЕ ШЕСТЕРКИ

 

Эти карты соответствуют Тифарет - Сефире в некоторых отношениях важнейшей из всех. Это центр всей системы и единственная Сефира под Бездной, которая имеет прямое сообщение с Кетер. К ней есть прямые пути от Хокма и Бина, а также от Хесед и Гебуры. Таким образом, у нее, уравнове­шенной и по вертикали, и по горизонтали, идеальное положение для господства над низшими Сефирами. В планетной системе она представляет Солнце; в системе Тетраграмматона - Сына. Весь геометрический комплекс Руах можно считать продолжением Тифарет[166]. Это сознание в самой гармоничной и уравновешенной форме - именно в форме, а не только лишь в идее, как в случае Двойки. Другими словами, Сын есть объяснение Отца в терминах разума.

Итак, четыре Шестерки представляют все практически лучшее, что есть в соответствующих им элементах.

Шестерка Жезлов называется «Победа». Выброс энергии в Пятерке Жезлов, внезапный и мощный, породивший идею борьбы, теперь увенчивается полным успехом. Правление, или господство, в масти Жезлов могло бы быть стабильнее, проявляйся энергии чуть поменьше. Начиная с этой точки, как только поток покидает Срединный Столп[167], внутренняя слабость элемента Огня (а именно то, что, при всей чистоте, он не вполне уравновешен) приводит к очень нежелательным последствиям.

Шестерка Чаш называется «Удовольствие». Это удовольствие, приведен­ное к гармонии. Поскольку знак, управляющий этой картой, - Скорпион, удовольствие здесь укореняется в самой удобной почве. Это прежде всего карта плодовитости; она - одна из лучших во всей колоде.

Шестерка Мечей называется «Наука». Ее управитель - Меркурий, и здесь элемент успеха отвращается от идеи разделения и ссоры; это разум, достигший своей цели.

Шестерка Дисков называется «Успех»; ею управляет Луна. Это карта стабилизации; она очень тяжела, совершенно лишена воображения, но при этом несколько мечтательна. Скоро ее ожидают перемены; масса земли в конце концов притянет поток вниз, туда, где материальные вещи просто являются результатом. Но Луна находится в своем знаке экзальтации, Тельце, где проявляются ее лучшие качества. Более того, поскольку это Луна Шестерки, она оплодотворена энергией Солнца, создавшей на некоторое время уравновешенную систему. Эта карта достойна называться «Успехом». Помните лишь, что всякий успех преходящ; краткая остановка на Пути Труда.

 

 

ЧЕТЫРЕ СЕМЕРКИ

 

Эти карты соответствуют Сефире Нецах. Позиция ее - вдвойне неуравно­вешенная: сбоку от Срединного Столпа и очень низко на Древе. Очень велик риск слишком далеко погрузиться в иллюзию, причем в неистовой борьбе. Нецах соотносится с Венерой; Нецах соотносится с Землей; а величайшая катастрофа, которая может постичь Венеру, — это потеря ее Небесного происхождения. Четыре семерки не могут принести никакого утешения; каждая из них представляет вырождение своего элемента, демонстрирует его величайшую слабость.

Семерка Жезлов называется «Доблесть». Энергия чувствует себя на последнем издыхании; она отчаянно борется и может потерпеть поражение. Эта карта демонстрирует дефект, присущий идее Марса. Патриотизма, так сказать, - недостаточно.

Семерка Чаш называется «Совращение». Это одна из наихудших идей; действие ее - яд, цель - безумие. Это помрачение белой горячки и наркомании, засасывающее болото ложного удовольствия. В этой карте есть нечто, напоминающее о самоубийстве. Она особенно плоха потому, что нечем ее уравновесить - нет сильной удерживающей планеты. Венера приходит после Венеры, и Земля сбивается в скорпионье болото.

Семерка Мечей называется «Тщетность». Эта карта еще слабее, чем Семерка Жезлов, обладая пассивным знаком и планетой вместо активных. Она похожа на боксера-ревматика, пытающегося «вернуться на ринг» после многолетнего перерыва. Ею управляет Луна. У нее мало энергии, да и та лишь снится; она неспособна к упорному труду, который один, а не чудеса, может привести любое предприятие к успеху. Сравнение с Семеркой Жезлов весьма поучительно.

Семерка дисков называется «Неудача». Эта масть демонстрирует край­нюю пассивность; ниже Бездны в ней нет никакой положительной силы. Карта же управляется Сатурном. Сравните ее с тремя другими Семерками: здесь нет ни усилия, ни даже сна; ставка была сделана - и побита. Вот и все. Труд сам по себе оставлен; все тонет в лени.

 

 

ЧЕТЫРЕ ВОСЬМЕРКИ

 

Четыре Восьмерки соответствуют Сефире Ход и на Древе Жизни зер­кально симметричны Семеркам. Поэтому им присущи те же внутренние дефекты.

Но, пожалуй, есть и облегчающее обстоятельство: Восьмерки, в некото­ром смысле, исправляют ошибки Семерок. Зло уже совершилось, а теперь совершается противодействие ему. Поэтому можно ожидать, что, хотя в этих картах и не может быть совершенства, они все-таки свободны от фундаменталь­ных ошибок Семерок.

Восьмерка Жезлов называется «Быстрота», что вполне естественно при соответствии Меркурию и Стрельцу. Это «эфиризация» идеи огня; все грубое исчезло.

(Отвлечемся, чтобы сказать пару слов о знаках Зодиака. Для каждого элемента Кардинальный знак представляет быстрый, импульсивный натиск соответствующей идеи. В Херувическом знаке элемент приходит к полному равновесию своих сил, в других же знаках сила увядает. Так, Овен представляет натиск огня, Молнию; Лев - его силу, Солнце; Стрелец же - его возвышение, Радугу. То же применимо и к другим элементам. См. «Триплицитеты Зодиака».)

В Восьмерке Жезлов огонь больше не связан с идеями горения и раз­рушения. Он представляет энергию в самом возвышенном и утонченном смысле; предполагаются такие ее формы, как электрический ток; можно даже сказать - чистый свет в материальном смысле этого слова.

Восьмерка Чаш называется «Леность». Эта карта в высшей степени неприятна. Ею управляет планета Сатурн; удовольствие затемнено временем и печалью, и в элементе воды нет силы, чтобы этому противодействовать. Эта карта - не совсем «утро после веселой ночи», но что-то вроде того. Различие в том, что «ночи»-то и не было! Карта изображает вечеринку, для которой были сделаны все приготовления, но хозяин забыл пригласить гостей - или рестора­тор не прислал угощение. Вот в чем разница; впрочем, в любом случае виноват сам хозяин. Запланированная вечеринка оказалась немного выше его сил; возможно, в последний момент он просто отчаялся.

Восьмерка Мечей называется «Препятствие». На первый взгляд это то же, что и Восьмерка Чаш, но на самом деле идея совсем другая. Эта карта соответствует Юпитеру и Близнецам; поэтому воля не гнется под внутренним или внешним давлением. Есть просто ошибка: нельзя быть добрым, когда доброта губительна. Близнецы - знак воздушный, интеллектуальный; Юпитер - это талант и оптимизм. Для мира Мечей это не подходит; тут, если уж бить, так одним ударом наповал. Но в этой карте есть и еще один элемент: неожидан­ное (таковы уж Восьмерки-меркурианцы[168]) препятствие, непредвиденная неудача. Случайность часто изменяла судьбу империй: «мы счастья ждем, а на порог валит беда»[169].

Восьмерка Дисков называется «Благоразумие». Эта карта намного лучше двух последних, поскольку в сугубо материальных делах, особенно связанных с деньгами, существует особого рода сила - сила неделания. Первоочередная проблема любого финансиста - как выиграть время; при достаточных ресурсах он всегда завоюет рынок. Восьмерка Дисков - карта «припрятывания на черный день». Ей соответствует Солнце в Деве. Это карта крестьянина; все, что он может сделать, - это посеять зерно, сесть и ждать урожая. В этом аспекте карты нет ничего благородного; как все Восьмерки, она представляет элемент расчета, и азартная игра принесет прибыль, если вы правильно отрегулировали саgnotte[170].

В этой карте есть еще одна сложность. Восьмерка Дисков представляет геомантическую фигуру «Популюс», которая очень легка на подъем и в то же время устойчива. Представьте себе джентльмена времен Королевы Виктории, катящего из Сити через весь город, в сюртуке с часовой цепочкой, прославляю­щем Альберта Благородного[171]; внешне он очень приветлив, но при этом хитер.

 

 

ЧЕТЫРЕ ДЕВЯТКИ

 

Эти карты соответствуют Йесод. После двойного посещения зоны неудач, поток возвращается к Срединному Столпу. Эта Сефира - средоточие великой кристаллизации Энергии, которая, впрочем, происходит слишком низко на Древе, в вершине третьего нисходящего треугольника, причем тупоугольного. От таких низких, неуравновешенных сфер, как Нецах и Ход, помощи мало. Йесод спасает только прямой луч из Тифарет, эта Сефира находится на прямой линии наследования. Каждая из Девяток демонстрирует полное воздействие своего элемента, но в его наиболее материальном смысле; иначе говоря, воздействие идеи силы - ведь Йесод еще находится в Йецира, Мире Формиро­вания. Зороастр говорит: «Число Девять священно и достигает вершины совер­шенства». В Египте и Риме было Девять Главных Божеств.

Девятка Жезлов называется «Сила». Ею управляют Луна и Йесод. В одиннадцатом Этире «Видения и голоса» дается классическое решение этой антиномии Перемен и Постоянства. Ученику следует обратиться к работам любого хорошего математического физика. Из всех важных доктрин, связан­ных с равновесием, эту понять легче всего: перемены суть постоянство; постоянство гарантировано переменами; если бы что-то прекратило меняться хотя бы на мельчайшую долю секунды, оно распалось бы на части. Это величайшая энергия первоэлементов Природы, как их ни называй: электронами, атомами, чем угодно; перемены гарантируют порядок в Природе. Вот почему, учась езде на велосипеде, падаешь крайне неуклюже и смешно. Трудно удержать равновесие, если не едешь достаточно быстро. И вот почему нельзя начертить прямую линию, если рука дрожит. Эта карта - своего рода простей­шая притча, иллюстрирующая смысл афоризма «Перемены суть Постоянство».

Здесь Луна, самая слабая из планет, находится в Стрельце, самом неуловимом из знаков; и все же она дерзает называться «Силой». Чтобы быть эффективной, защита должна быть подвижной.

Девятка Чаш называется «Счастье». Это особенно хорошая карта, поскольку счастье во многом связано с удачей: картой управляет Юпитер, а Юпитер - это Судьба.

Во всех этих водных картах[172] присутствует определенный элемент иллюзии; они начинаются с Любви, а ведь любовь - величайшая и опаснейшая из всех иллюзий. Знак Рыб - это утончение, отмирание этого инстинкта, который, начатый с ужасного голода и передаваемый со страстью, стал теперь «сном во сне».

Этой картой управляет Юпитер. Юпитер в Рыбах - действительно хорошая судьба, но только в смысле полной сытости. Полнейшее удовлетво­рение есть лишь основа для будущего гниения; абсолютного покоя не существует. Домик в деревне, весь увитый розами? Нет, и в этом нет ничего постоянного; не бывает отдыха от Вселенной. Перемены гарантируют по­стоянство. Постоянство гарантирует перемены.

Девятка Мечей называется «Жестокость». Здесь изначальный раскол, присущий Мечам, достигает высшей силы. Карта управляется Марсом в Близнецах; это агония ума. Здесь Руах поедает самое себя; мысль прошла все возможные стадии и пришла к отчаянию. Эту карту очень точно изобразил Томсон в своем «Городе Страшной Ночи»[173]. Это всегда собор - собор проклятых. Тут ядовитый след анализа; деятельность внутренне присуща уму, но всегда есть инстинктивное сознание, которое ничто не может увести никуда.

Девятка Дисков называется «Прибыль». Масть Дисков слишком тупа, чтобы беспокоиться; она подсчитывает свои выигрыши и не утруждает себя вопросом о том, выигрывается ли что-нибудь, когда выигрывается все. Этой картой управляет Венера. Она удовлетворенно мурлыкает, пожав то, что посеяла; потирает руки и садится поудобнее. Как станет видно при рас­смотрении Десяток, удовлетворению нет противодействия, какое имеет место в остальных трех мастях. Человек становится все тупее и тупее, чувствуя, что «все к лучшему в лучшем из миров».[174]

 

 

ЧЕТЫРЕ ДЕСЯТКИ

 

Эти карты соответствуют Сефире Малкут. Это конец всякой энергии; далеко и до «мира формообразования», где все вещи гибки. Десятая Сефира не соответствует никаким планетам и находится в глубине мира Ассия. Поток породил четыре элемента и тем самым отпал от изначального совершенства. Десятки - это предупреждение: смотри, куда придешь, сделав первый неверный шаг!

Десятка Жезлов называется «Притеснение». Это то, что случается, когда все время применяешь только силу, силу, силу, и ничего другого. Неясно вырисовывается тупая и тяжелая планета Сатурн, прогибая своей тяжестью огненного, эфирного Стрельца и проявляя в Стрельце все самое худшее. Представьте себе Лучника, не пускающего добрые стрелы, но проливающего острый дождь смерти! Жезл победил; он сделал свое дело; он сделал его слишком хорошо; он не знал, когда остановиться; Правительство стало Тиранией. Когда вспоминаешь, что король Карл[175] был обезглавлен в Уайтхолле, на ум приходит Гидра!

Десятка Чаш называется «Сытость». Ей соответствует Марс в Рыбах. Водный знак погрузился в застойную дрему, но в нем вызревает насильственное качество Марса, способствующее гниению. Как написано: «Доколе стрела не пронзит печени его»[176]. Погоня за наслаждением увенчалась полным успехом и открытием: получив все, что хотел, понимаешь, что на самом деле не хотел этого, но теперь нужно платить.

Десятка Мечей называется «Разрушение». Она преподает урок, который хорошо бы усвоить государственным мужам: если воевать достаточно долго, все закончится разрухой.

Но эта карта не совсем безнадежна. В ней правит влияние Солнца; разрушение никогда не бывает полным, потому что катастрофа - болезнь стеническая. Когда дела идут хуже некуда, начинается улучшение. Когда все правители истребили друг друга, остается крестьянин. После всех злоклю­чений Кандид может возделывать свой сад.

Десятка Дисков называется «Богатство». Здесь мы снова встречаемся со знакомой доктриной: очутившись на самом дне, попадаешь на вершину; и Богатство отдается Меркурию в Деве. Когда богатство накапливается сверх некоего предела, оно должно либо стать совершенно инертным и перестать быть собственно богатством, либо призвать на помощь разум, который распорядится им правильно. И это обязательно должно произойти в сферах, далеких от материального имущества как такового. Так Карнеги основывает Библиотеку, а Рокфеллер - Исследовательские лаборатории: просто потому, что больше нечего делать.

Эта доктрина и составляет внутренний смысл карты.                       

Но есть еще одно соображение: эта карта - последняя из всех, и поэтому она подводит итог всей проделанной работе. Вот почему на ней изображена фигура самого Древа Жизни. Эта карта является для остальных тридцати пяти малых карт тем же, чем двадцать первый козырь, Вселенная, для остальных козырей.


 

 

КОРЕНЬ СИЛ ОГНЯ. Туз Жезлов

 

 

Эта карта представляет сущность элемента огня при его зарождении. Это солнечно-фаллический взрыв пламени, из которого во всех направлениях летят молнии.

Языки пламени - это буквы Йод, расположенные в форме Древа Жизни. (О букве Йод см. Ату IX выше.)

Это изначальная Энергия Божественного, проявляющегося в Материи, на такой ранней стадии, что она еще не вполне оформилась как Воля.

Важно: хотя эти «малые карты» тяготеют к породившим их Сефирам, они не тождественны; не являются они и Божественными Личностями. Они (как и Фигурные Карты) суть прежде всего субэлементы, части «Слепых Сил» во власти Демиурга, Тетраграмматона. Ими управляют Разумы Йециратического мира, составляющие Шемхамфораш. Но даже и это Имя, хоть и означает «Владыка Вселенной», не является истинно Божественным, как Божественны Владыки карт - Ату в элементе Духа. Каждый Ату обладает своей собственной, личной и конкретной вселенной, с Демиургом (и всем остальным) - как и каждый человек.

Например, во вселенной II или VI Тройка Дисков может представлять учреждение Оракула вроде дельфийского, во вселенной VIII она может быть первой формулой Кодекса вроде того, который Ману дал Индии; в V - кафедральный собор, в XVI - готовое к бою войско, и так далее. Очень важно понимать, что все Элементальные Силы, сколь угодно возвышенные, мощные и разумные, суть Слепые Силы, и не более того.


ГОСПОДСТВО. Двойка Жезлов

 

 

Эта карта, соответствующая Сефире Хокма в масти Огня, представляет Волю в ее самой возвышенной форме. Это идеальная Воля, независимая от любого данного объекта.

«Ибо чистая воля, лишенная умысла, свободная от вожделения результата, совершенна во всех отношениях.» АL. 1.44.

На фоне этой карты показана сила планеты Марс в ее собственном знаке Овна, первом из знаков Зодиака. Таким образом, карта представляет Энергию, порождающую Поток Силы.

На рисунке изображены два скрещенных Дордже. Дордже - это тибетский символ молнии, эмблема небесной Силы, но больше в разрушительной форме, чем в созидательной - то есть больше в ранней, чем в поздней, ибо разрушение можно считать первым шагом процесса созидания. Чтобы оплодотворить девственную яйцеклетку, нужно ее взломать. Первая реакция на такой штурм - страх и отвращение. Но потом, когда достигнуто понимание всего замысла, происходит добровольная сдача и радостное сотрудничество.

Шесть языков пламени исходят из центра карты. Это указание на влияние Солнца, экзальтированного в Овне. И это - созидательная Воля.

Марс в Овне относится к атрибутам геомантической фигуры «Пуэр». Значения всех геомантических фигур даны в учебнике этой науки: см. «Равно­денствие», том I, №2. Помните, что все Геомантические Разумы (см. «Книгу 777», колонки ХLIХ и СLХХVIII) изначально являются Гномами[177].


ДОСТОИНСТВО. Тройка Жезлов

 

 

Эта карта соответствует Сефире Бина в масти Огня и, таким образом, представляет установление изначальной Энергии. Воля уже передана Матери, которая зачинает, вынашивает и рождает ее проявление.

Карта связана с Солнцем в Овне - знаке его экзальтации. Это значение гармонично, поскольку Овен - начало весны. И потому Жезлы принимают форму цветущих лотосов. Солнце воспламенило Великую Мать.

В «И-цзине» Солнце в Овне соответствует 11-й гексаграмме, Тай. Ее значение аналогично указанному выше.


ЗАВЕРШЕНИЕ. Четверка Жезлов

 

 

Эта карта соответствует Сефире Хесед в масти Огня. Поскольку эта Сефира - ниже Бездны, карта является Владыкой всей проявленной активной Энергии. Изначальная Воля Двойки была передана через Тройку, а теперь встраивается в прочную систему: Порядок, Закон, Управление. Кроме того, карта связана с Венерой в Овне; это указание на то, что работу нельзя организовать без такта и мягкости.

Каждый Жезл украшен головой Барана, священного для Хесед, - бога-Отца Амона-Ра; на другом же конце каждого жезла - Голубь Венеры.

В этом символе концы жезлов касаются окружности, демонстрируя завершение и ограничение изначальной работы. Внутри круга играют языки пламени Энергии (их четыре пары, что указывает на равновесие). Намерения расширять сферу деятельности изначальной Воли не видно. Но ограничение несет в себе семена беспорядка.


БОРЬБА. Пятерка Жезлов

 

 

Эта карта соответствует Сефире Гебура в масти Огня. Поскольку и сама Гебура огненная, это очень активная сила. Картой управляют Сатурн и Лев. Лев демонстрирует элемент Огня в его самой сильной и уравновешенной фазе. Сатурн стремится утяжелить и озлобить его. Этой вулканической энергии нет предела.

На карте изображен жезл Главного Адепта, символ власти, полученной от старших; будь это не так, карта была бы совершенно катастрофичной. Есть также два жезла Второго, или Старшего Адепта. Они украшены головой феникса и наводят на мысль о разрушении (или, скорее, очищении) огнем и воскресении энергии из пепла.

Видна и пара жезлов Третьего, или Младшего Адепта. Это как бы дочери жезлов, фигурирующих в Тройке. В этой карте влияние Матери ослабляется. В доктрине Гебуры труднее всего понять то, что, представляя собой неукроти­мую иррациональную энергию и беспокойство, она все-таки происходит от благого и мягкого влияния Женственности.

Египтяне прекрасно понимали это. Их львиноголовая богиня Бает прославлялась как «яростная» и «дикая», а те фанатичные почитатели, которые хотели отождествлять ее с Природой, даже приписывали ей «окровавленные зубы и когти»[178]. Идея сексуальной жестокости часто подразумевается в высшей божественной природе: вспомните Бхавани и Кали в индуизме или соитие Шивы и Шакти, изображаемое на многих тибетских свитках. См. также «Книгу 418», Этиры 4, 3 и 2, и описание Ату XI выше.


ПОБЕДА. Шестерка Жезлов

 

 

Эта карта представляет Тифарет масти Огня и показывает Энергию в совершенно уравновешенном проявлении. Пятерка с революционным пылом взломала замкнутые силы Четверки, но между ними произошла свадьба, и результат ее - Сын и Солнце.

Карта связана также с Юпитером и Львом; по идее, это подразумевает благословение ее гармонии и красоты. Мы видим, что Три Жезла Трех Адептов теперь расположены упорядоченно, а огни не выбрасывают языки пламени во все стороны, но горят ровно, словно в лампах. Их девять: указание на Йесод и Луну, а стало быть, на стабилизацию энергии, ее принятие и отражение Женственностью.

Эта система жезлов не замкнута в окружность. Она, как Солнце, само­достаточна.


ДОБЛЕСТЬ. Семерка Жезлов

 

 

Эта карта происходит от Нецах (Победы) в масти Огня. Но Семь на Древе Жизни - число слабое, земное, женственное; оно отклоняется от положения равновесия и находится очень низко, подразумевая потерю уверенности.

К счастью, этой карте также соответствует Марс во Льве. Лев - знак Солнца в его полной силе, но уже заметны и признаки упадка. Дрогнувший огонь как бы взывает о поддержке грубой энергии Марса. Но для противо­действия вырождению изначальной энергии и отходу от равновесия этого недостаточно.

В армии начался беспорядок; победа возможна только благодаря личной доблести: это, что называется, «битва солдат».

На картине мы видим упорядоченные и уравновешенные жезлы с предыдущей карты, отошедшие на задний план, уменьшенные и ставшие фоном. На переднем же плане - большая, грубая, неровная дубина, первобыт­ное оружие, явно неподходящее для организованного боя. Огни рассеяны и кажутся атакующими во всех направлениях без какой-то единой цели.


БЫСТРОТА. Восьмерка Жезлов

 

 

Оставшиеся три карты масти принадлежат Стрельцу, представляющему утончение Огненной энергии. Данной картой управляет Меркурий, принося­щий от Сефиры Хокма послание изначальной Воли.

Восьмерка Жезлов также соответствует Сефире Ход («Сияние») в масти Огня. Здесь она указывает на феномены речи, света, электричества.

На картине изображены Световые жезлы, превратившиеся в электричес­кие разряды, энергия вибрации которых поддерживает или даже составляет Материю. Над этой восстановленной вселенной сияет радуга, разложение чистого света. Это всем известные семь цветов спектра в их взаимодействии и взаимосвязи.

Итак, эта карта представляет энергию высоких скоростей, ключ к современной математической физике.

Заметьте, что пламени здесь нет; оно все израсходовалось на превраще­ние жезлов в лучи. С другой стороны, электрическая энергия создала умо­постигаемую геометрическую форму.


СИЛА. Девятка Жезлов

 

 

Эта карта соответствует Сефире Йесод («Основание»), в которой энергия снова приходит в равновесие. Девятка всегда представляет самое полное развитие Силы относительно более высоких Сил. Девятку можно считать лучшим представителем своего типа, рассматриваемого с практической и материальной точки зрения.

Этой картой управляет Луна в Стрельце; таким образом, влияние Луны Древа Жизни удваивается. Отсюда и афоризм «Перемены суть Постоянство».

Теперь Жезлы стали стрелами. Их восемь на заднем плане и однин большой - на переднем. У него Луна вместо наконечника, а на верхнем конце - Солнце, движущая Сила, ведь на Древе Жизни путь Стрельца соединяет Солнце с Луной. На карте показаны десять языков пламени: указание на то, что Энергия направлена вниз[179].


ПРИТЕСНЕНИЕ. Десятка Жезлов

 

 

Число Десять относится с Сефире Малкут, которая как бы свисает с остальных девяти Сефир, не состоя с ними в прямом сношении. Это Сила, отстраненная от своих духовных источников, ставшая слепой. В данном случае мы имеем самую насильственную форму энергии Жезлов, не подверженную никаким воздействиям. Пламя на заднем плане карты безудержно разгорелось. Это Огонь в своем наиболее разрушительном аспекте.

Карта также связана с Сатурном в Стрельце. Между ними существует величайшая антипатия. Стрелец духовен, быстр, легок, неуловим и светел; Сатурн же - материален, медлителен, тяжел, упрям и мрачен.

Восемь Жезлов все еще перекрещиваются, демонстрируя огромную силу завершенных энергий Огня; но они утратили свои атрибуты благородства. Их торцы больше похожи на когти; отсутствуют знаки авторитета и разумности, показанные на предыдущих картах. На переднем плане - два грозных Дордже с Двойки Жезлов, но удлиненные и ставшие прутьями.

Вся картина наводит на мысль о Притеснении и подавлении. Это глупая и упрямая жестокость, от которой нет спасения. Это Воля, не понявшая ничего, кроме своей тупой цели, кроме своего «вожделенного результата»; она истребит сама себя в вызванном ею пожаре.


КОРЕНЬ СИЛ ВОДЫ. Туз Чаш

 

 

Эта карта представляет элемент Воды в его самой тайной и изначальной форме. Это женственное дополнение к Тузу Жезлов, порожденное Йони и Луною точно так же, как Лингамом и Солнцем. Третья в Иерархии, карта соответственно представляет собой сущность Святого Грааля. На поверхности темного моря Бина, Великой Матери, расцветают Лотосы, два в одном, наполняющие чашу жидкостью Жизни. В зависимости от целей символа ее можно изображать как Воду, Кровь или Вино. Поскольку это изначальная карта, жидкость показана как Вода, но ее можно, если потребуется, превратить в Вино или Кровь.

Над Чашей изображен нисходящий в нее и освящающий ее элемент Голубь Святого Духа.

В основании Чаши изображена Луна, ибо достоинством этой карты является способность зачинать и рождать вторую форму своей Природы.


ЛЮБОВЬ. Двойка Чаш

 

 

Двойка всегда представляет Мир и Волю. Это первое проявление. Поэтому в масти Воды должно говорить о Любви, которая объединяет разделенное путем взаимоуничтожения.

Эта карта соответствует Венере в Раке. Рак - самый восприимчивый знак, это Дом Луны, и в нем экзальтирован Юпитер. На поверхностный взгляд, это три самых дружелюбных планеты.

Иероглиф карты изображает две чаши на заднем плане, переливающихся в спокойное море. Они наполняются сияющей водой из лотоса, возвышающе­гося над морем. Он вырастает из другого лотоса, а вокруг его стебля обвиваются два дельфина. Символизм дельфина очень сложен, и для его изучения нужно обратиться к специальным книгам. Общая же идея - «Царское Искусство»[180]. Дельфин особенно священен для Алхимии.

Поскольку число Два относится к Воле, эту карту можно было бы переименовать во «Владыку Любви согласно Воле», ибо это и есть ее полное и истинное значение. Она показывает гармонию мужского и женского начал в самом широком смысле. Это гармония совершенная и безмятежная, излучаю­щая сильнейшую радость и экстаз.

Реализация этой идеи в Четверке той же масти неизбежно уменьшит чистоту ее совершенства.


ИЗОБИЛИЕ. Тройка Чаш

 

 

Эта карта соответствует Сефире Бина в масти Воды. Это карта Деметры или Персефоны. Чаши здесь - плоды граната; они щедро наполняются, переливаясь, из одного лотоса, вырастающего из темного спокойного моря Сефиры Бина. Здесь Воля к Любви осуществляется в обильной радости. Это духовная основа плодородия.

Карта подвержена влиянию Меркурия в Раке; это лишь подтверждает вышесказанное. Меркурий есть Воля, или Слово, Всеобщего Отца; здесь он воздействует на самый восприимчивый из Знаков.

При сочетании таких форм энергии появляется возможность несколько таинственных идей. Бина, Великое Море, в одном своем аспекте является Луной, в другом же - Солнцем, а Меркурий - не только Слово или Воля Всеединого, но и проводник душ умерших Толковать эту карту нужно очень осторожно. Гранат - это плод, который Персефона съела у Плутона и который привязал ее к нижнему миру, несмотря на более сильные влияния. Возможно, урок здесь таков: хорошему в жизни можно радоваться, но не стоит доверять.


РОСКОШЬ. Четверка Чаш

 

 

Эта карта соответствует Сефире Хесед в сфере Воды. Здесь, под Бездной, энергия этого элемента, хотя и упорядоченная, уравновешенная и (пока что) стабилизировавшаяся, уже потеряла свою изначальную чистоту.

Карта связана с Луной в Раке (это ее собственный дом); но сам Рак расположен так, что это подразумевает некоторую слабость, отказ от желаемого. Так в плоде удовольствия появляются семена разложения.

Море на картине уже волнуется, и четыре Чаши, стоящие на его по­верхности, уже не устойчивы. У Лотоса, из которого течет вода, много стеблей: указание на то, что влияние Диады набирает силу. Ведь, хотя число Четыре есть проявление и уплотнение диады, оно еще и тайно готовит катастрофу, подчеркивая индивидуальность.

Существуют параллели между этой картой и геомантическими фигурами «Виа» и «Популюс», которые связаны соответственно с убывающей и прибывающей Луной. Связующим звеном является в первую очередь уравнение «Перемены = Постоянство», уже знакомое читателям настоящего эссе.

Четверка - число «неуклюжее», одинокое среди натуральных чисел; построить «Ма­гический квадрат» из четырех клеток невозможно. Даже в «Неапольском Порядке» Четверка - остановка, тупик. Для продолжения ряда нужен совер­шенно иной Порядок. Отметьте также, что «Магическое Число» Четыре предполагает разворачивание самого себя (1+2 + 3+4) в Десять, т. е. Четверка - число Проклятия Ограничения. Это слепой и бесплодный равно-конечный Крест, Тетраграмматон в его фатальном аспекте завершенности, каким знали его каббалисты до открытия Циклической Формулы, в которой Дочь, воссев на трон Матери, «пробуждает древность Отца Всего».

Значения фигур «Виа» и «Популюс» см в «Руководстве по геомантии» («Равноденствие», том I, № 2).


РАЗОЧАРОВАНИЕ. Пятерка Чаш

 

 

Этой картой управляет Гебура в масти Воды. Поскольку Гебура - огненная Сефира, имеет место естественная антипатия. Отсюда идея беспокойства, когда его меньше всего ждешь - во время покоя.

Карта соответствует также Марсу в Скорпионе (его родном доме); Марс есть проявление низшего плана Гебура, Скорпион же в его худшем аспекте подразумевает водную силу гниения. Хотя благодаря мощному мужскому влиянию собственно разложения не происходит - оно лишь начинается, - ожидаемое удовольствие оказывается испорченным. Огненные ветры обрывают лепестки Лотосов; море - пересохшее и застоявшееся, мертвое, подобное североафриканскому шоту[181]. Чаши не наполняются водой. Более того, они расположены в форме перевернутой пентаграммы, символизирующей триумф материи над духом.

Марс в Скорпионе - атрибут геомантической фигуры «Рубеус»: Это настолько плохой знак, что при его появлении в Асценденте некоторые школы геомантии требуют уничтожить Карту и отложить вопрос не менее чем на два часа. Его значение см. в «Руководстве по геомантии» («Равноденствие», том I, № 2).


УДОВОЛЬСТВИЕ. Шестерка Чаш

 

 

Эта карта изображает влияние Шестерки, Тифарет, в масти Воды. Это влияние усиливается Солнцем, которое также соответствует Шестерке. Картина изображает воздействие Солнца на Воду. Его яростная, но уравновешенная сила производит тот вид гниения (ибо Солнце - в знаке Скорпиона), который есть основа всякой плодовитости, всякой жизни.

Стебли Лотосов словно танцуют. Из цветков в Чаши брызжет вода, но они еще не переполнены, как на карте Девятки.

«Удовольствие» в названии этой карты следует понимать в высочайшем смысле: это благополучие, гармония естественных сил без усилия и напряже­ния, покой, удовлетворение. Идее этой карты чуждо исполнение естественных или искусственных желаний. Но она положительно представляет осуществле­ние сексуальной Воли: на это указывают управляющие ею Сефира, планета, элемент и знак.

 В «И-цзине» Солнце в Скорпионе представлено 20-й гексаграммой, Гуань, которая есть «Большая Земля», то есть триграмма Земли, черты которой удвоены. Гуань означает «Проявление», а также «Созерцание» и непосред­ственно относится к Верховному Жрецу, церемониально очистившемуся и готовому к жертвоприношению. Идея Удовольствия-Гниения как Таинства, таким образом, присутствует в этой гексаграмме, как и в карте; комментарии же Князя Чжоу к отдельным чертам гексаграммы указывают на аналитическую ценность этого Причастия. Это один из ключей к Вратам Посвящения. Чтобы полностью осознать его и насладиться им, необходимо знать, понимать и пережить Тайну Девятого Градуса О.Т.О.


СОВРАЩЕНИЕ. Семерка Чаш

 

 

Эта карта соответствует седьмой Сефире, Нецах, в масти Воды. Здесь мы снова встречаемся со слабостью как неизбежным результатом неуравнове­шенности. Венера в Скорпионе управляет этой картой. Это не лучший Знак для нее; вспоминается, что Венера - планета Меди, «внешнего блеска и внутренней испорченности». Лотосы стали ядовитыми и выглядят как тигровые лилии; вместо воды из них вытекает зеленая жижа, переполняющая чаши и превращающая Море в малярийное болото. Венера удваивает влияние числа Семь.

Чаши переливаются всеми цветами радуги, демонстрируя ту же идею.

Они расположены двумя нисходящими треугольниками, пересекающи­мися над нижней чашей, которая больше всех остальных.

Эта карта - можно сказать, «злой и отвратительный» вариант Шестерки, здравое напоминание о фатальной легкости, с которой Таинство можно осквернить и обесчестить.

Чуть потеряешь прямой контакт с Кетер, с Высочайшим; чуть откло­нишься от тонкого равновесия Срединного Столпа - и сразу же святейшие таинства Природы оказываются непристойными и позорными секретами виноватой совести.


ЛЕНОСТЬ. Восьмерка Чаш

 

 

Восьмая Сефира, Ход, в масти Воды, управляет этой картой. Соответствен­но, имеется влияние Меркурия, но его пересиливает Сатурн в Рыбах, еще один атрибут карты. Рыбы - это спокойная, но застойная вода, Сатурн же делает ее совершенно мертвой. Вода уже - не море, но лужи; в этой карте нет цветения, как в предыдущей. Лотосы поникли без солнца и дождя, а почва для них ядовита. Только на двух стеблях есть цветки.

Чаши на этой карте мелкие, старые и щербатые. Они располагаются тремя рядами. В верхнем ряду чаши совершенно пусты. Вода течет из двух цветков в две центральные чаши, а из них струйки выбегают в две нижние, не наполняя их. На заднем плане видны лужи или озерки на очень широкой равнине, непригодной для возделывания. На этих бескрайних Дурных Землях расцветать могут только болезни и ядовитые миазмы.

Вода темная и мутная. На горизонте виден бледный желтоватый свет, задавленный свинцово-синими тучами.

Сравните эту карту с предыдущей. Она изображает другую ошибку, противоположную ошибке Семерки и дополняющую ее. Это как Сад Кундри и Дворец Клингзора.

В психопатологии Пути эта карта - немецкая корь христианского мисти­цизма.


СЧАСТЬЕ. Девятка Чаш

 

 

Девятка-Йесод в масти Воды восстанавливает равновесие, потерянное при отходе от Срединного Столпа к Сефирам Нецах и Ход. Девять - число Луны, усиливающей идею Воды.

В этой карте мы видим пышную кульминацию и совершенство изначаль­ной силы Воды.

Управляет картой Юпитер в Рыбах. Сочетание более чем благоприятное и даже благословенное, ибо Юпитер - планета Сефиры Хесед, которая представляет Воду в ее высочайшем материальном проявлении, а Рыбы наделяют Воду качеством безмятежности.

На картине изображены девять чаш, расположенных по квадрату; все они наполнены перетекающей Водой. Это самый полезный аспект силы Воды.

Геомантическая фигура «Летиция» тоже управляется Юпитером в Рыбах. Ее значение см. в «Руководстве по геомантии» («Равноденствие», том I, № 2). «Летиция» - Радость, довольство - одна из самых благоприятных и сильных среди всех 16 геомантических фигур, поскольку солнечные, лунные и меркурианские символы в лучшем случае двусмысленны и предательски двойственны, венерианские - предвещают скорее облегчение плохого, чем усиление хорошего, Сатурн и Марс показывают себя с худшей стороны, и даже у соседки[182] «Петиции», фигуры «Аквизицио», есть свои неприятные и даже опасные аспекты. Созвучие «Петиции» с Девяткой Чаш велико почти до тождественности: перед нами вино, щедро пролитое самим Ганимедом, истинный нектар Богов, бурлящий и кипящий через край, упорядоченный пир радости, самоосуществление Истинной Мудрости в Совершенном Счастье.


СЫТОСТЬ. Десятка Чаш

 

 

Эта карта представляет элемент конфликта. С одной стороны, она находится под влиянием Десятки, Девы-Малка[183]. Чаши расположены, как Сефир на Древе Жизни. С другой стороны, они неустойчивы - наклонены и проливают друг в друга воду из большого Лотоса, осеняющего всю композицию.

Уместная для воды работа завершена: начинается беспокойство. Винов­ник его - Марс в Рыбах. Марс - это грубая, резкая, разрывающая сила, неизбежно нападающая на любое предполагаемое совершенство. Его энергия разительно контрастирует с мирной и одухотворенной энергией Рыб.


КОРЕНЬ СИЛ ВОЗДУХА. Туз Мечей

 

 

Туз Мечей - это изначальная Энергия Воздуха, Сущность буквы Вау в Тетраграмматоне, сумма Руах. Воздух есть результат соединения Огня и Воды, и ему недостает чистоты его предшественников по мужской линии - Огня, Солнца и Фаллоса. Но по той же самой причине это и первая карта, которую может непосредственно понять нормальное сознание Человечества. Даже ошибки таких карт, как 7 и 10 Чаш, все-таки относятся к более высокому плану, чем более мягкая Четверка Мечей. Изучение тонкой и постепенной деградации планов - дело чрезвычайно трудное.

В природе очевидный символ Воздуха - Ветер, «который дует, где хочет»[184]. Ему неизвестна сосредоточенная Воля Огня соединиться с Водой; у него нет равносильной страсти к своему Брату, Элементу Земли. Его природа весьма пассивна; очевидно, в ней нет самопроизвольного импульса. Но, когда Воздух приводится в движение Отцом и Матерью, его проявленная сила ужасающа. Он нападает на свои цели вполне зримо, чего не могут Огонь и Вода с их более тонким и разреженным характером. Его качества - «всеохватывающий, вездесущий, всепроницающий, всепоглощающий» — описаны многими почитаемыми авторами, аналогии же его по большей части очевидны и для обычных наблюдателей.

Но нам сразу же зададут вопрос: каков статус этого Элемента в свете других атрибутов? В Йециратическом Мире разве не Воздух - первый элемент, следующий за Духом? Не Вайю[185] ли первым появляется как оформленный феномен из таинственного мрака Акаши? Как можно примирить доктрину Ума с тем фактом, что Рух, или Руах, фактически означает сам Дух? А фраза «Ахат Руах Элохим Хиим» (числовое значение: 777) - «Един Дух (не Воздух) Богов Жизни»? Не правильно ли Воздух, элемент, связываемый с Меркурием, считать и Дыханием Жизни, и Словом, и самим Логосом?

В поисках ответов ученику рекомендуется обратиться к какому-нибудь менее сырому, пунктирному, элементарному и поверхностному трактату, чем наше филиноглазое, пингвинокрылое, мушиномозгое жужжание. И все таки, хотя Воздух ни в какой системе не является низшим и не может претендовать на святость на основании доктрины об автоматическом растворении Малкут в Кетер, следующее рассуждение нельзя назвать совсем уж неубедительным и неуместным.

Центр Руах находится в воздушной Сефире Тифарет, которая есть первородный Сын Отца и Солнца, первая эманация творящего Фаллоса. Этот Сын происходит непосредственно от матери - Бина через путь буквы Заин (тонкое интуитивное чувство), приобщаясь тем самым к природе Нешамы. От отца же, Сефиры Хокма, он получает информацию через путь буквы Хе, Великой Матери, Звезды, нашей Госпожи Нуит*

 

* Как чудесно этот факт подтверждает перестановку Ату IV и XVII, подробно объясненную выше: как связующее звено между Хокма и Тифарет, Император не имел бы большого значения, и эта замечательная доктрина Трех Матерей была бы утрачена.

 

 так что творческий импульс передается ему всеми возможными способами. Наконец, от Кетер, высшей Сефиры, прямо на него опускается путь буквы Гимел, Верховной Жрицы. Триединый свет Посвящения, Три-в-Одной, Тайная Мать во всей ее многообраз­ной полноте - они, и только они дают ему тройное благословение Вышних!

На карте изображен Меч Мага (см. «Книгу 4», часть II[186]), увенчанный диадемой чистого Света о двадцати двух лучах. Число это указывает на Ату; кроме того, 22 = 2 х 11: магическое проявление Хокма, Мудрости, Логоса. На клинке поэтому начертано Слово Закона, Телема. От Слова исходит сияние Света, рассеивающее темные тучи Ума.


МИР. Двойка Мечей

 

 

Эта карта соответствует Сефире Хокма в элементе Воздуха. Масть Мечей, управляющая всеми интеллектуальными проявлениями, всегда запутанна и беспорядочна и более, чем любая другая масть, подвержена переменам. Она представляет общую встряску в результате конфликта Огня и Воды в их браке; с появлением же Земли начинается кристаллизация. Но чистота и возвышен­ность Сефиры Хокма таковы, что в данной карте проявляется лучшая идея масти. Энергия пребывает над атакой раскола. Этот относительный покой подчеркивает и соответствие карты Луне и Весам.

Луна изменчива, но Природа спокойна, Весы же представляют баланс; вместе они регулируют энергию Мечей.

На карте изображены два скрещенных меча; их соединяет голубая роза с пятью лепестками. Эта роза представляет гармонизирующее влияние Матери, которая примиряет скрытый в масти Мечей антагонизм. Роза испускает белые лучи, из которых складывается геометрический узор, подчеркивающий равновесие символа.


ПЕЧАЛЬ. Тройка Мечей

 

 

Бина, Великая Мать, управляет здесь сферой Воздуха. За этим фактом стоит очень сложная доктрина, которую следует изучать по книге «Видение и Голос» (Этир 14).

В данной карте Бина - не благодетельная Мать, составляющая Троицу вместе с Кетер и Хокма. Она представляет тьму Великого Моря.

Это подчеркивается Небесным Владычеством Сатурна и Весов.

Эта карта темна и тяжела; так сказать, утроба Хаоса. В ней есть огромное затаенное желание творить, но ее дети - чудовища. Это может означать высшее преодоление естественного порядка. Здесь Тайна и Извращение.

На картине изображен великий Меч Мага острием вверх; он рассекает соединение двух коротких кривых мечей. Этот удар уничтожает и розу на заднем плане в непроглядной ночи зарождается буря.


ПЕРЕМИРИЕ. Четверка Мечей

 

 

Число Хесед, Четыре, здесь проявлено в сфере Разума. Сефира Хесед связана с Юпитером, который и управляет Весами в этом декане. Итак, в символизме нет противоречий, и потому карта провозглашает идею авторитета в интеллектуальном мире. Это утверждение догмы и закона, бегство от ментального хаоса и произвольности, призыв к договору.

Рукоятки мечей образуют крест Св. Андрея: эта форма указывает на фиксацию и жесткость. Острия спрятаны в большой розе о сорока девяти лепестках, что изображает общественную гармонию. И здесь мы видим компромисс.

Умы, слишком ленивые или трусливые для того, чтобы самостоятельно разрешать свои проблемы, радостно приветствуют эту политику умиротворения. Как всегда, Четверка - ограничение; поскольку в данном случае никакого оправдания покоя нет, нарушающая его Пятерка не обещает прогресса; статическое притворство беспорядочно валится в плавильный котел, и результатом является лишь хаос, о котором обычно сигнализирует вонь. Но это необходимо!


ПОРАЖЕНИЕ. Пятерка Мечей

 

 

Гебура, как всегда, производит раскол; но, поскольку здесь Венера руководит Водолеем, причиной катастрофы скорее является слабость, чем избыток силы. Интеллект, ослабленный сантиментами. Поражение по вине пацифизма. Может подразумеваться и предательство.

Рукоятки мечей образуют перевернутую пентаграмму - символ зловещих тенденций. Но мало того: все рукоятки разные, все клинки погнуты или щербаты. Они производят впечатление упадка; лишь самый нижний меч направлен острием вверх, но это и самое ненадежное оружие. Роза, которую мы видели на предыдущей карте, совершенно исчезла.

Историк будет рад показать вам две совершенные иллюстрации характера этой и предыдущей карт в рождении Эонов 1) Осириса и 2) Гора. Он отметит упадок Благодати, характеризовавшей Спарту и Рим и закончившейся с установлением Рах Котапа[187]. По мере упадка Добродетели Империю изнутри разъедала коррупция.

Эпиценические[188] культы Диониса (в его выродившейся форме), Аттиса, Адониса, Кибелы, ложной Деметры и обесчещенной Исиды вытесняли суровые ритуалы истинных Солярно-Фаллических богов, пока наконец (когда хозяева окончательно потеряли уважение, а с ним и послушание местного и пришлого плебса) самые низменные из всех рабских культов, обрядившиеся в басни самых подлых паразитических рас не овладели всем тогдашним миром и не погрузили его во тьму на пять столетий. Историк с удовольствием покажет вам аналогичные явления, свидетель которых - уже нынешнее поколение.


НАУКА. Шестерка Мечей

 

 

Тифарет демонстрирует идею любой масти полностью утвердившейся и уравновешенной. Это особенно верно в данном случае, поскольку сам интеллект связан с числом Шесть. Меркурий в Водолее представляет небесную Энергию, воздействующую на Херуба Человека, - разумность и человечность.

Но это далеко не все, что содержится в этом символе. Совершенное равновесие всех ментальных и моральных качеств, которого трудно достичь и которое почти невозможно поддерживать в постоянно меняющемся мире, провозглашает идею Науки в самом полном ее смысле.

Богато украшенные рукояти Мечей составляют гексаграмму. Их острия касаются внешних лепестков красной розы на золотом кресте, составленном из шести квадратов. Итак, Крест Розы - центральный секрет научной истины.


ТЩЕТНОСТЬ. Семерка Мечей

 

 

Нецах в масти Мечей не представляет такой катастрофы, как в других мастях, ибо название этой Сефиры Венеры означает «Победа». Итак, имеется смягчающее влияние, которое еще подчеркивается небесным правлением Луны в Водолее.

Поэтому последствия интеллектуального крушения в этой карте не так суровы, как в Пятерке. Налицо колебания, стремление к компромиссу, некоторая терпимость. Но при определенных обстоятельствах бедствие может быть большим, чем когда бы то ни было. Это зависит от успеха политики и всегда под сомнением, пока существуют резкие, бескомпромиссные силы, для которых мы - естественная жертва.

Эта карта, как и Четверка, предполагает политику умиротворения.

На картине мы видим шесть Мечей, рукояти которых образуют полумесяц, а острия встречаются ниже центра карты, наползая на клинок гораздо большего, направленного вверх меча: спор многих слабых с одним сильным. Усилия последнего тщетны.


ПРЕПЯТСТВИЕ. Восьмерка Мечей

 

 

Восьмерка, число Ход, обозначает здесь недостаток настойчивости в вопросах интеллекта и спора. Даже у таких слабых усилий - хорошая судьба благодаря влиянию Юпитера, управляющего деканом в Близнецах. Но случайные препятствия постоянно мешают Воле.

В центре изображены два длинных Меча, направленных вниз. Их пересекают шесть маленьких мечей: по три в каждую сторону. Они на­поминают нам о национальных и культовых видах оружия: мы видим крисс, кукри, скрамасакс, даггер, мачете и ятаган.


ЖЕСТОКОСТЬ. Девятка Мечей

 

 

Девятка, число Йесод, возвращает Энергию к Срединному Столпу Древа Жизни. Прежний беспорядок исправляется.

Но общая идея масти неуклонно продолжает вырождаться. Мечи уже представляют не столько чистый интеллект, сколько автоматические всплески бессердечных страстей. Сознание вошло в сферу, не просвещенную разумом. Это мир бессознательных первобытных инстинктов, мир психопата, мир фанатика.

Небесный управитель - Марс в Близнецах, ничем не ограниченный грубый голодный гнев; внешне интеллектуальный, но по нраву - инквизитор.

Картина показывает нам девять мечей различной длины, все колют вниз, все зазубрены и ржавы. С их клинков капают яд и кровь.

Есть лишь один способ взаимодействия с этой картой: пассивное со­противление, смирение, принятие мученичества.

Не чужда ей и другая формула: непримиримая месть.


РАЗРУШЕНИЕ. Десятка Мечей

 

 

Десятка, число Малкут, как всегда, представляет кульминацию не­ослабленной энергии идеи. Здесь она показывает безумный ум, шаткий бунт бездушного механизма, логику сумасшедших и (большей части) философов. Это разум, разлученный с реальностью.

Этой картой управляет Солнце в Близнецах, но меркурианское воздушное качество Знака рассеивает солнечные лучи; карта изображает разрыв гармо­нической, устойчивой энергии и внесение в нее беспорядка.

Рукоятки Мечей занимают положения Сефир, но при этом мечи с первого по пятый и с седьмого по девятый разбивают центральный (шестой) меч, представляющий Солнце, Сердце, дитя Хокма и Бина. Десятый меч тоже раскалывается. Это разрушение Интеллекта и вообще всех ментальных и моральных качеств.

В «И-цзине» Солнце в Близнецах является достоинством гексаграммы 43, Гуай. Это Фаллос в Водном качестве[189]. Это значение вполне гармонирует со значением Десятки Мечей. Гуай символизирует угнетение Творческого импульса, слабость, испорченность, мираж, влияющий на сам принцип. Но, если рассматривать эту гексаграмму как орудие или метод, то она советует правителю очистить государство от недостойных чиновников. Интересно, что китайские схоласты именно с этой гексаграммой связывают изобретение письменных иероглифов, заменивших боле древнее узелковое письмо. Близне­цами управляет Тот; десятка - ключ к Неапольскому Порядку; Аполлон (Солнце) - покровитель литературы и искусств. Поэтому такое предположение может оказаться по крайней мере не менее подходящим к каббалистическим соответствиям, чем к их двойному подчеркиванию Воды и Солнца. Не считая этого, параллель - вполне четкая.


КОРЕНЬ СИЛ ЗЕМЛИ. Туз Дисков

 

 

Туз Дисков изображает первое появление того типа Энергии, который называют Землей. Тут уместно настоять на одном из тех теоретических тезисов, которые оказали важнейшее влияние на устройство настоящей колоды Таро, ибо именно эта черта и отличает последнюю от многочисленных грубых попыток непосвященных выдавать себя за адептов.

От гротескного парикмахера Альетта[190], мрачно-извращенного Вирта[191], напыщенно-туманного Пеладана[192] до многословных невежд и хитрых шарла­танов вроде Раффаловича[193] и Успенского - все они и им подобные лишь усердно копировали общепринятые средневековые рисунки карт. (Тут им не повезло: Таро - это острая бритва!) Элифас Леви был выдающимся ученым и знал истинные атрибуты Таро, но его ранг в Великом Белом Братстве был лишь 6° = 5° (Старший Адепт), и он не знал достаточно, чтобы предвидеть Новый Эон. Он действительно надеялся найти Мессию в Наполеоне III, но и предста­вить себе не мог, что Провозглашение новой Магической Формулы влечет за собой полный духовный переворот, хотя у него был наставник - Магистр Алькофрибас Назье![194]*

 

 * См. «The Grands Annales ou croniques Tresveritables des filz. Roy des Dipsodes.», 1542, книга I, глава LVIII, где не только замечательно описаны социальные условия двадцатого века, но даже, в последней строке Пророческой Загадки, ясно указан Магический Девиз[195] Адепта, выбранного Учителями для объявления Формулы - этого Слова, которое открыто дается в самом названии Аббатства[196]. Но, как часто бывает, оно оказалось слишком простым и ясным, чтобы его заметили!

 

Д-р Жерар Анкосс, или «Папюс», последователь Элифаса Леви, чувство­вал себя еще более связанным Обетом Тайны, и его рассуждения о Таро не имеют ценности, хотя он и был Гроссмейстером О.Т.О. во Франции и Великим Иерофантом 97° Мемфисского Ритуала после смерти Джона Яркера[197].

Мы приводим эти исторические данные, чтобы объяснить, почему все преды


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: