План урока № 27-30
ОУД. 11 ЭКОНОМИКА
Дата проведения 23.05.2020г
Группа 1ПИ
Тема программы. Рыночная экономика.
Тема урока Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры.
План изучения темы
1. Рынок и его инфраструктура.
2. Закон спроса. Эластичность спроса. 3. Закон предложения. 4. Равновесная цена 5. Рыночные структуры.
Изучить материал по данной теме, используя интернет-ресурсы, литературу и приложения 1,2
1.Гомола А. И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник / А. И. Гомола, В. Е. Кириллов, П. А. Жанин. — 6-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. —-336с. (стр.81-88) 2.big-library.info (Большая электронная библиотека) 3.https://www.rsl.ru/ru/about/funds/elibrary (Электронная библиотека РГБ) 4. https://www.book.ru/ (электронно-библиотечная система для учебных заведений) 5. https://www.youtube.com/watch?v=pOLltBIFgiU (Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Конкуренция) 6. https://www.youtube.com/watch?v=4jxY5XbpOYE (Экономика 10 класс (Урок№8 - Рыночное равновесие.) 7. https://www.youtube.com/watch?v=kC4NtKUIAx0 (5.6 Рыночные структуры) 8. https://www.youtube.com/watch?v=Y09VwsgeGzQ (3.4 Эластичность) 9. https://www.youtube.com/watch?v=Rj0QtPRZZk0 (3.6 Эластичность спроса по цене ч.1) 10. https://www.youtube.com/watch?v=CMzqP3Ykgrs (3.7 Эластичность спроса по цене ч.2)
Домашнее задание:
- Составить конспект по теме занятия
- Выполнить задания № 1-5 для самостоятельной работы из приложения 2.
- Ответить на вопросы: - Назовите ключевые характеристики товара. -Почему величина спроса на товар обратно пропорциональна цене? -Что такое эластичность спроса по цене? -Признаки отраслевого рынка. -Типы рыночных структур. -Факторы рыночной власти
Выполненные работы присылаем на почту liudmilamuza@yandex.ru до 25.05.2020г
В теме письма указать: ФИ студента, дату занятия, название темы
Преподаватель Музалевская Л. Н
Приложение 1
Фундаментальной категорией экономики является обмен товаров и услуг, сама сфера обмена товаров и услуг – рынок.
В широком значении рынок - совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями.
Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер).
При свободном доступе на рынок как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.
Нужда - потребность - запрос - товар - обмен - сделка - рынок.
Условия возникновения рынка:
Общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью. В результате работник определенного вида труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.
Специализация. Специализация – форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации:
- предметную (автомобильные, тракторные заводы)
- подетальную (завод шарикоподшипников)
- технологическую (прядильная фабрика)
Ограниченность производственных возможностей человека. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок;
Экономическая обособленность товаропроизводителей.
Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Правовым режимом состояния экономической обособленности является режим частной собственности. Обмен продуктами человеческого труда в первую очередь предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в акции, ценные бумаги.
Функции рынка
- Информационная — рынок даёт его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве.
- Посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем.
- Ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учётом конкуренции.
- Регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;
- Стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг.
- Координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.
- Санирующая функция – через деятельность рыночных механизмов экономика избавляется от слабых хозяйствующих субъектов
Рынок, группы рынков и экономические законы.
Рынок это сложная система, её элементы, находящиеся во взаимосвязи и взаимозависимости составляют группы рынков в их числе:
- рынок товаров и услуг (производственные и непроизводственные товары и транспортные услуги);
- рынок факторов производства (рынок рабочей силы, рынок материалов, рынок энергетических ресурсов);
- финансовый рынок (рынок капиталов, ценных бумаг, валютный, внутренний, национальный, международный, глобальный рынки).
Экономические законы, действующие на рынках это проявление устойчивых отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, которые в то же время проявляются как интересы людей.