Способ выполняется без масштаба

Данная схема, хотя и достаточна наглядна, но трудно выполнима в масштабе, так как разница между значениями номинального размера, отклонений и допусков очень большая.

 

 

Способ

Графическое изображение допусков и предельных отклонений выполняется в виде поля допуска относительно номинального размера (нулевой линии). Выполняется в масштабе. Этот способ более наглядный и простой.

При графическом изображении допуск изображается в виде поля допуска.

Поле допуска – это поле, ограниченное наибольшим и наименьшим предельными размерами и определяемое величиной допуска и его положением относительно номинального размера.

Поле допуска отличается от допуска тем, что оно определяет не только величину, но и его положение относительно номинального размера.


Годность действительных размеров детали

Пользуясь наибольшим и наименьшим предельными размерами, можно отбраковывать детали.

Действительный размер годен в том случае, когда он окажется в интервале между наибольшим и наименьшим предельными размерами, или равен любому из них.

Для отверстия: Dmin ≤ Dд ≤ Dmax.

Для вала: dmin ≤ dд ≤ dmax

Если вышеуказанные условия не выполняются, то размер брак. Существуют два вида брака:

 — неисправимый (окончательный) брак – брак, который нельзя исправить;

— исправимый брак – действительный размер можно исправить обработкой.

Для отверстия: Брак исправимый, если Dд < Dmin.

Брак неисправимый, если Dд > Dmax.

Для вала: Брак исправимый, если dд > dmax.

Брак неисправимый, если dд < dmin.

Пример:Пусть из условий работоспособности штифтов при номинальном диаметре d= 20 мм установлены предельные размеры:dmax= 20,010 мм; dmin= 19,989 мм. Действительные размеры получились20,050мм, 19,999 мм, 20,100мм, 19,988 мм

Тогда все штифты, имеющие dmax >20,010 мм отбраковываются:20,050, 20,100 - относятся к исправимому браку;

dmin < 19,989 мм, отбраковываются: 19,988 к относятся к неисправимому браку;

 

Посадки

Все разнообразные машины, приборы, механизмы состоят из взаимозаменяемых деталей. Конструкции соединений и требования к ним могут быть различными. В зависимости от назначения соединения сопрягаемые детали машин и механизмов во время работы либо должны совершать относительно друг друга то или иное движение, либо, наоборот, сохранять относительно друг друга полную неподвижность.

Сопряжение, образуемое в результате соединения отверстий и валов (охватывающих и охватываемых элементов деталей) с одинаковыми номинальными размерами, обычно называют посадкой.

Более точно такое определение: Посадка - это характер соединения деталей, определяемый разностью их размеров до сборки.

Положение поля допуска отверстия и вала определяет при сборке деталей тип посадки.

Различают посадки с зазором, с натягом и переходные

Характер соединения зависит от действительных размеров сопрягаемых деталей перед сборкой, а номинальные размеры отверстия и вала, составляющих соединение, одинаковы.

Поскольку действительные размеры годных отверстий и валов в партии деталей, изготовленных по одним и тем же чертежам, могут колебаться между заданными предельными размерами, то, следовательно, и величина зазоров и натягов может колебаться в зависимости от действительных размеров сопрягаемых деталей. Поэтому различают наибольший и наименьший зазоры и соответственно наибольший и наименьший натяги.


Зазор

Для обеспечения подвижности соединения нужно, чтобы действительный размер охватывающего элемента одной детали (отверстия) был больше действительного размера охватываемого элемента другой детали (вала).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: