Экономический интерес

Категория «экономический интерес» выражает, таким образом, отношения между людьми по поводу удовлетворения осознанных ими экономических потребностей.

Экономические интересы есть:

a) Движущая сила развития общества, поскольку побуждают людей к деятельности в различных сферах, они образуют ту «пружину», которая приводит в движение экономический механизм. Ведущими и определяющими экономическими интересами являются интересы, связанные с отношениями собственности на средства производства. Содержание экономических интересов определяется общественным строем производства и местом, которое занимают в нем люди

b) С переходом от одного способа производства к другому изменяются экономические интересы. Поэтому экономические интересы исторически конкретны, они обусловлены уровнем развития производительных сил.

c) Экономические интересы как проявление производственных отношений объективны, но проходят через сознание людей, отсюда их сложность, противоречивость.

Система экономических интересов многообразна, ее структурные элементы таковы:

a) личные интересы связаны с необходимостью удовлетворения потребностей каждого;

b) коллективные интересы выражают необходимость удовлетворения материальных потребностей групп людей, объединенных одинаковым положением в системе общественного производства, что создает общность интересов данной социальной группы;

c) общественные интересы, связанные с удовлетворением потребностей общества в целом.

Существуют и производные интересы - это интересы отраслей, ведомств, регионов, профессий, наций, семей и т.д.

Вся эта система едина, ибо каждый есть обособленная личность, член хозяйственного звена и общества.

Между ее элементами не может быть полной гармонии, они могут не совпадать, находиться в противоречии.

На первом месте следует поставить личный интерес. Во все времена, если нет личного, то нет и коллективного, нет и общественного интереса. В нашей стране был убит интерес работника как хозяина. Но при этом огромна роль и интереса общественного. Все заинтересованы в расширении социальных программ, в преодолении экономического кризиса.

Поэтому сейчас задача стоит, как сочетать существующие интересы, как сглаживать их противоречивость.

Способы воздействия на интересы людей, с помощью которых обеспечивается их участие в производстве, очень разнообразны и зависят о

той или иной общественно-экономической формации.

Главные способы воздействия на интересы:

a) внеэкономическое принуждение;

b) экономическое воздействие на интересы людей;

c) моральное и социальное возбуждение трудовой активности

Типы и модели рынка

Рынок имеет одно важное отличие от натурального хозяйства. В этом хозяйстве потребителю зачастую не предоставляется возможность выбирать по его желанию те или иные блага. Рынок же в принципе способен обеспечить его участникам максимальную степень экономических свобод, которыми обладают собственники товаров и денег.

Структура рынка – это характерные основные черты рынка, к числу которых относятся количество и размер фирм, находящихся на рынке, степень сходства или различия товаров разных фирм, легкость входа на рынок новых продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации.

Существуют разнообразные варианты сочетания элементов рыночной структуры, другими словами, возможные разные модели рынка, в зависимости от которых предприниматели либо вступают в конкурентную борьбу, либо нет. При однотипности мотива экономического интереса предпринимателей – максимизации прибыли – результаты конкурентной борьбы могут быть различными, что зависит от характера конкуренции.

Конкуренция – борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров. Конкурировать – соперничать, сталкиваться, участвовать в конкуренции.

Основой для конкуренции, как характерного свойства рыночно системы, является свобода выбора, которая проявляется в стремлении получить максимальный денежный доход.

Обычно выделяют четыре типа рынка: совершенная (чистая) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. Совершенная конкуренция и чистая монополия представляют собой «идеальные» (абстрактные) модели рыночных структур, которых в реальной практике не существует.

Монополистическая конкуренция и олигополия характерны для большинства рынков.

Ниже рассмотрим более подробно каждый тип рынка.

Чистая конкуренция

Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют.

Конкуренция – это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого участника рынка, его зависимостью от хозяйственной конъюнктуры (текущего состояния экономики в определенный период) и противоборством с другими претендентами за наибольший доход.

Рис.2. График модели

Рынок чистой конкуренции характеризуется следующими показателями:

a) наличием множества фирм, ни одна из которых не может оказать значительного влияния на уровень текущих цен, поскольку каждой из них принадлежит небольшая доля рынка;

b) однородностью и взаимозаменяемостью конкурирующих товаров;

c) отсутствием ценовых ограничений.

В условиях чистой конкуренции на рынке действует большое количество фирм, причем ни одна из них не контролирует достаточно заметной доли рынка.

При расширении объема производства фирма, как правило, цену не меняет. Снижение цены способствует увеличению спроса, а кривая спроса монотонно убывает. Если предложение товаров в отрасли возрастет, то цена снизится, причем для всех фирм, независимо от объема конкуренции.

В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, или, следовательно, цену продукта.

Таким образом, в условиях чистой конкуренции ни одна фирма на рынке не играет в ценообразовании заметной роли, а цены складываются под воздействием спроса и предложения.

Фирмам приходится ориентироваться на сложившийся уровень цен. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы – свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует – никаких серьезных препятствий – законодательных, технологических, финансовых и других, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

Чистая конкуренция на практике довольно редка.

Чистая конкуренция является ясным и значительным отправным пунктом для любой дискуссии об определении цены и объема производства.

Функционирование чисто конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт, с которым может быть сравнена и по которому может быть оценена эффективность реальной экономики.

Чистая конкуренция – это модель рынка, которая имеет весомое аналитическое и некоторое практическое значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: