Объективным содержанием любого произведения, и художественного, и научного является реальная действительность.
В литературном произведении наряду с объективным содержанием имеет место субъективная оценка автором событий, фактов, человеческих отношений.
Оценка писателем жизненного материала составляет идею художественного произведения. Идейная направленность произведения обусловлена мировоззрением автора.
Художник рассказывает о жизни, используя образную форму.
Все эти особенности художественного произведения находят отражение в методике работы.
В центре внимания ставится образ и авторское отношение к нему
Целесообразно знакомить младших школьников с жизнью автора, его взглядами в доступной для ребят форме.
При анализе важно учить детей понимать идейную направленность художественного произведения.
При анализе в комплексе рассматриваются форма и содержание произведения.
В художественном произведении описываются события определенного исторического периода, следовательно, детей с этим периодом нужно познакомить.
|
|
Особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками.
Младшие школьники – наивные реалисты. Они воспринимают художественное произведение как реальную действительность, не замечают форму произведения, замысел писателя, художественные особенности произведения.
Дети проявляют два типа отношений к художественному миру произведений (эмоционально-образное – непосредственная эмоциональная реакция, интеллектуально-оценочное, в котором присутствуют элементы анализа).
Задачи учителя: помочь сохранить непосредственность. Яркость восприятия и при этом научить понимать глубокий смысл произведения.
Полнота и глубина восприятия зависит от:
степени сложности самого произведения,
прежнего литературного и жизненного опыта читателя,
развития его воображения и чувств,
активности ребенка в процессе чтения.
Основные этапы работы над художественным произведением в начальных классах.
Выделяют три этапа работы над художественным произведением:
Работа, предшествующая чтению художественного произведения.
Задачи работы:
Оживить уже имеющиеся у детей представления о тех объектах и явлениях, о которых пойдет речь в тексте или сообщить новые сведения.
Вызвать у детей соответствующий характеру текста эмоциональный настрой.
Объяснить или уточнить значение важных для понимания произведения слов.
Приемы подготовки:
Компенсирование несформированности правильного типа читательской деятельности.
1) беседа: используется в том случае, если дети уже владеют знаниями по теме чтения и у них есть читательский опыт. В беседе следует опираться на личный и читательский опыт детей.
|
|
2) рассказ учителя: целесообразен тогда, когда тема чтения мало знакома детям.
Иногда нужно сочетать беседу и рассказ, например при ознакомлении с новым жанром былины. Беседуем об устном народном творчестве, об особенностях сказок, рассказываем о былине как особом фольклорном жанре. Используются загадки, репродукции, картины, слушание музыки. Это создает особую эмоциональную атмосферу.
3) знакомство со словарными словами. Словарная работа складывается из следующих компонентов:
- лексическая работа (объяснение значений незнакомых детям слов);
- работа по предупреждению ошибочного чтения (чтение трудночитаемых слов);
- работа над изобразительно-выразительными средствами.
Нужно объяснить значение слов, незнание которых может привести к непониманию общего смысла текста, лексическое значение большинства слов можно уточнить через контекст.
Для объяснения значений слов могут быть использованы следующие приемы:
- подбор синонимов,
- подбор антонимов,
- развернутое описание,
- показ предмета или его изображения,
- через словообразовательный анализ,
- по сноске в книге для чтения или по словарю.
1. Первичный синтез.
Задачи первичного синтеза:
- познакомить с конкретным содержанием произведения;
- выяснить эмоциональное воздействие произведения.
2. Анализ.
Задачи этапа анализа:
- установить причинно-следственные связи в развитии сюжета;
- выявить мотивы в поведении действующих лиц и их ведущих черт;
- раскрыть композицию произведения;
- проанализировать изобразительные средства в единстве с раскрытием идейного содержания.
3. Вторичный синтез.
Задачи вторичного синтеза:
- обобщить существенные черты действующих лиц;
- сопоставить героев и оценить их;
- выявить идейную направленность художественного произведения;
- оценить художественное произведение как источник познания действительности и как произведение искусства (что узнали? чему научились? как автору удалось так ярко и увлекательно передать свои мысли и чувства?).