Тематика выпускных квалификационных работ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ВОЛЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.Н. ТАТИЩЕВА» (институт)

 

  УТВЕРЖДАЮ.
  Проректор по учебной работе ________________ Н.П. Слугина «___»________________ 2015 г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

 

 

для направлений подготовки

Экология и природопользование»

Биология»

 

 

Тольятти 2015


Методические указания составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВО для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 05.03.06 Экология и природопользование и 06.03.01 Биология.

 

Составители: к.т.н., с.н.с, Сульдимиров Г.К.

 

 

Методические указания рассмотрены на заседании кафедры «Биоэкология»

 

Протокол № _____ от «_____»____________2015 г.

 

Зав. кафедрой _________________д.б.н., проф. Р.С. Галиев

 

 

Методические указания одобрены учебно-методическим советом Экологического факультета ОАНО ВО «ВУиТ».

 

Протокол №_______ от «______»_______________2014 г.

 

Председатель УМС _________________И.А Рухленко

 

 


 

ББК 68.9

 

 

Методические указания по оформлению выпускных квалификационных работ / Сост. И.А. Рухленко, Д.Э. Рухленко, Т.Д. Зинченко. – Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2015. – с.

 

Рассмотрены все вопросы оформления и защиты выпускной квалификационной работы.

Для студентов направлений подготовки 05.03.06 «Экология и природопользование» и 05.03.01 Биология

 

Рецензенты                                                             д.б.н., профессор

                                                                                Голуб В.Б.

 

                                                                                к.б.н.

                                                                                Быков Е.В.

 

 

Утверждено ученым советом ВУиТ __.__.2015 г.

Волжский университет имени В.Н. Татищева, 2015





ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Главной квалификационной работой, выполняемой в вузе, является выпускная квалификационная работа.

Эти методические указания разработаны в целях ознакомления с некоторыми общими типовыми правилами написания и оформления выпускных квалификационных работ, и позволяют студенту-дипломнику легче и быстрее выполнить предлагаемую работу, сэкономить время, не тратя его на поиск и изучение стандартов оформления работ. Сосредоточат внимание непосредственно на сути выпускной квалификационной работы и ее содержании. Позволят больше времени уделить работе с литературой, творческому анализу и критической оценке имеющихся в распоряжении студента данных.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Цели и задачи выпускной квалификационной работы

 

       Выпускная квалификационная работа завершает подготовку специалиста и показывает его готовность решать теоретические и практические задачи по выбранной специальности.

       Цели выпускной квалификационной работы:

1) систематизация и углубление теоретических и практических знаний по избранной специальности, их применение при решении конкретных задач;

2) приобретение навыков самостоятельной работы;

3) овладение методиками исследования, обобщения и логического изложения материала.

В выпускной квалификационной работе студент должен показать:

1) прочные теоретические знания по избранной теме и способность проблемного изложения материала;

2) умение ставить задачи теоретического и практического плана;

3) умение использовать общепринятые и специальные методики;

4) работу с материалами собственных исследований;

5) владение навыками проведения анализов и расчетов;

6) владение современной вычислительной техникой;

7) способность делать выводы и рекомендации;

8) способность представлять полученные результаты аудитории.

 

Общими требованиями к выпускной квалификационной работе являются:

1) целевая направленность;

2) четкость построения;

3) логичная последовательность изложения материала;

4) верное и целенаправленное использование методик;

5) глубина исследования и полнота освещения вопросов;

6) убедительность аргументации; краткость и точность формулировок;

7) конкретность изложения результатов работы;

8) доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

9) грамотное оформление.

 

Тематика выпускных квалификационных работ

 

       Тематика выпускных квалификационных работ разрабатывается выпускающей кафедрой. Она должна отвечать профилю направления подготовки, быть актуальной, соответствовать состоянию и перспективам развития науки и техники и решать конкретные задачи.

       В качестве тем выпускных квалификационных работ выбираются реальные проблемы научной, и природоохранной или природосберегающей деятельности организаций, в которые студенты направляются для прохождения преддипломной практики.

       Тематика доводится до сведения студентов. Им предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы или они могут предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования. Как правило, тема выпускной квалификационной работы является продолжением исследований, проводимых в процессе написания курсовых и научных работ, и основывается на материалах, собранных во время преддипломной практики.

       Закрепление темы, научный руководитель и консультант закрепляется по предложению кафедры распоряжением декана факультета.

       После утверждения темы вместе с научным руководителем студент составляет задание на выполнение выпускной квалификационной работы. Оно подписывается студентом, преподавателем-руководителем выпускной квалификационной работы и утверждается заведующим кафедрой.

           

       2.3 Структура выпускной квалификационной работы

 

       Структурными элементами выпускной квалификационной работы являются:

1) титульный лист;

2) аннотация;

3) содержание;

4) введение;

5) литературный обзор;

6) материалы и методы;

7) результаты и обсуждение;

8) заключение;

9) выводы[1];

10) список использованных источников;

11) приложения.

 

       2.4 Содержание частей выпускной квалификационной работы

 

       Аннотация. Аннотация должна в кратком виде (в объеме не более одной машинописной страницы) отражать цель и объект исследования, актуальность и новизну полученных результатов, степень внедрения и область применения, данные об объеме, количестве разделов, иллюстраций, таблиц, приложений, использованных источников.

       Введение. Во введении обосновывается выбор темы, определяемый ее актуальностью и новизной; формируется проблема и круг вопросов, необходимых для ее решения; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для раскрытия темы.

       Основная часть в своем составе имеет 3-6 глав. Фраза «основная часть» не пишется. Главы присутствующие в основной части выпускной квалификационной работы – это литературный обзор, материалы и методы, результаты и обсуждение. Каждая из глав может делиться на 2-4 раздела.

       Первая главаЛитературный обзор – носит общетеоретический характер и не зависит от материалов вашего исследования. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы. Раздел «литературный обзор» в развернутом виде должен содержать: описание основных этапов развития научного представления по выбранной проблеме, если необходимо, современное состояние проблемы, анализ существующих подходов к решению проблемы. Эта глава дает возможность обоснованно выбрать определенную методику проведения исследования.

       Во второй главеМатериалы и методы – студентом предоставляются сведения о месте сбора материала, его количестве и способе сбора, способах обработки материала, схеме экспериментальных работ, способах статистической обработки и анализа данных. При этом сведения о собранном материале и применяемых в процессе его обработки и сбора методах могут располагаться в различных разделах и даже образовывать отдельные главы.

Сведения о месте сбора материала и месте обитания объектов исследования можно обобщить в главе «Географическая характеристика района исследований». В этой главе дается подробная характеристика всей обследуемой площади: геологическая, геохронологическая, гидрогеологическая, гидрологическая, метеорологическая, ландшафтная, экономическая, почвенных покровов, животного и растительного мира. Сведения о собственно биологических (или иных) объектах исследований выделяются в раздел или главу, которая может носить название: «Биологическая (или иная) характеристика объектов исследования». В этой главе приводятся данные по систематическому положению исследуемого объекта и его признакам, основным чертам биологии и экологии вида.

При описании методов исследования важно, чтобы использованные в работе методы были достаточно современны, при написании этой части студент должен показать свою грамотность в овладении этими методами.

       В следующей главеРезультаты и обсуждение (при необходимости можно разделить на две главы Результаты и Обсуждение) – необходимо ясно и точно показать результаты собственных исследований в форме текста, таблиц, иллюстраций. Выявить наиболее интересные из полученных результатов и выделить их. В данной части работы необходимо проявить хорошее знание материала собственных исследований, навыки и умение его интерпретировать. В обсуждении производится сопоставление полученных собственных результатов с данными литературных источников, говорится об их сходимости, предлагаются возможные объяснения полученным новым фактам. Указывается возможность обобщений и использования полученных фактов и идей.

       Заключение (выводы, рекомендации) – в заключении подводятся итоги работы, формулируются основные выводы по результатам исследований, даются рекомендации о внедрении работы. Указываются организации и учреждения, где могут быть внедрены (или уже внедрены) результаты выпускной квалификационной работы (как правило, на местах преддипломной практики) и где еще они могут быть реализованы.

       В списке использованных источников – указывается вся литература, которая непосредственно использовалась для написания выпускной квалификационной работы, оформленная в соответствии с требованиями (см. ниже). Приведение в этом списке литературных источников, на которые автор в тексте работы не ссылается - не допускается. Нарушением также является ссылка в тексте выпускной квалификационной работы на литературный источник, который отсутствует в списке использованных источников.

       Приложения к выпускной квалификационной работе содержат материалы дополнительного, справочного и вспомогательного характера, на которые автор не претендует как на свой личный вклад и которые при помещении в основную работу загромождают ее. Это могут быть объемные таблицы, графики, промежуточные расчеты, методики и инструкции, программы и результаты решения задач на компьютере, выводы формул, копии документов и т.п., но не машинописный текст, вынесенный с целью сокращения объема выпускной квалификационной работы. Если приложений больше десяти, их рекомендуется объединить по видам: промежуточные математические расчеты, результаты исследований и т.д.

       Требования к объему выпускной квалификационной работы определяются ее фактическим содержанием, объем считается достаточным в пределах 30 страниц печатного текста (без учета рисунков, таблиц, списка использованной литературы, приложений,), если иное не оговорено научным руководителем.

           


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: