Социалистическое направление общественной мысли (Радикальное течение)

Либеральное направление общественной мысли

Российский либерализм в XIX в. существенно отличался от западного. Если в Европе либерализм являлся идеологией побеждающей буржуазии, то в России он появился в то время, когда буржуазия еще отсутствовала. Поэтому в различные периоды либеральную инициативу проявляли правители государства, аристократия и интеллигенция.

В конце 1850-х гг. центром деятельности либералов различных направлений стали дворянские губернские комитеты по выработке условий отмены крепостного права. Главное место в либеральном движении русского дворянства принадлежало наиболее решительной тверской оппозиции, во главе которой стоял А. М. Унковский, впоследствии крупный общественный деятель, известный просвещенной России публицист.

Консервативное направление общественной мысли

В эпоху Великих реформ консерваторы видели свою задачу в защите интересов дворянства. Под их влиянием Александр II удалил из правительства разработчиков буржуазных реформ (Ланского, Милютина). Положение консерваторов окрепло после польского восстания 1863–1864 гг. и покушения Д. В. Каракозова на императора Александра II. Они выступали против дальнейших реформ, за ограничение действовавшего буржуазного законодательства.

Крупнейшими представителями консерватизма в пореформенный период являлись член Государственного совета, шеф жандармов П. А. Шувалов, член Государственного совета, обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, публицист и издатель М. Н. Катков, министр народного просвещения Д. А. Толстой, писатель и публицист В. П. Мещерский, культуролог и публицист Н. Я. Данилевский, писатель и философ К. Н. Леонтьев.

Русский консерватизм, как и либерализм, не получил организационного оформления, поскольку пользовался поддержкой власти. Одним из основных направлений философской мысли приверженцев консерватизма в 1880–1890-е гг. стала борьба с революционно-демократическим и пролетарским движением.

Социалистическое направление общественной мысли (Радикальное течение)

Радикальное течение в общественной мысли в 1860-х − начале 1880-х гг. было представлено движением революционных народников. Основой их идеологии являлась теория «общинного социализма», разработанная в работах публициста, писателя, философа А. И. Герцена. Идеал общественного развития Герцен видел в социализме, отсутствии частной собственности и эксплуатации. Он утверждал, что в России нет социальной основы для развития капитализма. Крестьянская община, по его мнению, − зародыш социалистического строя. А русский крестьянин, лишенный частнособственнических инстинктов, привыкший к общественной собственности на землю и ее переделам, готов к социализму.

В начале 70-х гг. народническое движение вступило в новый этап. В нем оформились три основных идейных течения: пропагандистское, бунтарское и заговорщическое.

Пропагандистское течение в народничестве возглавлял П. Л. Лавров. Он считал, что русский народ не готов к революции. Систематическая пропаганда, воспитание руководителей из среды народа могли, по его мнению, обеспечить условия для революции. Интеллигенция должна «идти в народ», чтобы просвещать его и готовить к будущей революции. Лавров преувеличивал роль интеллигенции в истории, называя «критически мыслящую личность» двигателем общественного прогресса.

М. А. Бакунин, вождь бунтарского направления, разделял взгляды Лаврова на роли революционной интеллигенции в развязывании революции. Однако считал, что революцию не нужно готовить, так как бунтарский инстинкт свойствен народу. Молодежь должна идти в деревню, чтобы «звать к топору». Взгляды Бакунина развивали в радикальном направлении анархические идеи французского социалиста П. Ж. Прудона. Главное «зло» Бакунин видел в государственной власти, предлагал уничтожить любые его формы. В новом обществе, по его мнению, возникнет «свободная федерация» рабочих земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций, будет достигнуто равенство людей.

Идеолог заговорщического направления П. Н. Ткачев считал, что народ не может осуществить социальной революции, на это способен только заговор интеллигентов, «революционного меньшинства». Поскольку в России самодержавие «висит в воздухе», не имея опоры и поддержки, несколько ударов заговорщиков по «всеми покинутому правительству» должны привести к его падению. Захватив власть, революционеры реализуют в стране социалистические идеи при поддержке крестьянства, которому присущ коммунистический инстинкт.

В конце 1860-х гг. появились первые организации народнического толка. В 1869 г. в столице возник народнический кружок «чайковцев» (М. А. Натансон, Н. В. Чайковский и др.). К 1871 г. вокруг него объединились кружки ряда университетских городов, сформировалось Большое общество пропаганды (А. И. Желябов, С. М. Кравчинский, П. А. Кропоткин, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская и др.). Члены организации распространяли революционные идеи среди учащейся молодежи и рабочих, занимались издательской деятельностью. Осенью 1874 г. после череды арестов организация прекратила свое существование.

Пропаганда среди рабочих результатов не дала. Народники решили развернуть пропаганду в крестьянской среде. В 1874 г. началось массовое «хождение в народ». Молодые революционеры ходили по деревням, раздавали пропагандистскую литературу, вели разговоры с крестьянами, призывая их к бунту. Одевались молодые пропагандисты в крестьянскую одежду, однако народ не признал чужаков и не откликнулся на их пропаганду. Летом 1874 г. правительство провело массовые аресты участников движения. Следствие завершилось «Процессом 193-х», на котором с речью об идеях социалистов выступил И. Н. Мышкин. К осени 1874 г. «хождение в народ» пошло на убыль. Оно показало, что народ не готов к революции.

С этого момента успех революции связывался с созданием в 1876 г. нового тайного общества «Земля и воля». Ее члены видели Россию республикой. Средством достижения этой цели стала подготовка крестьянской революции. Наиболее известной акцией "Земли и воля" стала демонстрация у Казанского собора на Невском проспекте в Петербурге в 1876 г., в которой приняли участие 400 студентов и рабочих. В соборе был отслужен молебен во здравие Н. Г. Чернышевского. На демонстрации выступил Г. В. Плеханов со словами: "Да здравствует социальная революция, да здравствует "Земля и воля"!". Народники в качестве сельских учителей, фельдшеров, земских служащих развернули пропаганду среди крестьян. Однако эта деятельность не принесла результатов.

В обстановке массовых политических репрессий члены «Земли и воли» все больше склонялись к террористическим методам борьбы. Они организовали покушения на известных представителей власти. Жертвой тактики индивидуального террора землевольцев стали шеф жандармов Н. В. Мезенцев, харьковский генерал-губернатор Д. Н. Кропоткин и др. В 1879 г. было совершено покушение на Александра II. Близкая к «Земле и воле» В. И. Засулич в январе 1878 г. стреляла в петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. Процесс над ней завершился оправданием.

Летом 1879 г. из-за разногласий по тактическим вопросам «Земля и воля» раскололась на две организации: «Черный передел» (Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч), продолживший пропаганду в деревне, и «Народную волю» (А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская и др.), развернувшую террор против власти.

В 1879–1881 гг. «Народная воля» организовала «охоту» на Александра II. Дважды предпринималась попытка подорвать поезд, на котором ехал царь, 5 февраля 1880 г. С. Н. Халтурин организовал взрыв в Зимнем дворце.

Террор, развернутый народовольцами, вызвал панику в обществе. Александр II созвал Верховную распорядительную комиссию во главе с М. Т. Лорис-Меликовым, который получил диктаторские полномочия. 4 марта 1881 г. проект преобразований, разработанный Лорис-Меликовым, должен был утвердить Александр II. Однако 1 марта 1881 г. император был убит народовольцем И. Гриневицким. Непосредственным руководителем теракта являлась С. Л. Перовская. Группа восьми террористов-народовольцев (А. Желябов, С. Перовская, Н. Рысаков, И. Гриневицкий, Т. Кибальчич, Г. Гельфман, Н. Саблин), участвовавших в подготовке и осуществлении убийства Александра II, получила название первомартовцы.

Со вступлением на престол Александра III эпоха «великих реформ» закончилась.

Почти все члены исполнительного комитета «Народной воли» были арестованы и казнены по приговору суда, обезглавленная организация прекратила свое существование.

В 1880–1890-е гг. народничество утратило революционный характер и перешло на либеральные позиции («теория малых дел»).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: