Кора (музыкальный инструмент)

Ахоко

Ручной шумовой перкуссийный инструмент из Ганы, Кот-д’Ивуар.

Представляет собой деревянную палку с ореховыми скорлупами, последовательно привязанными и стянутыми вокруг конца палки. Может использоваться самостоятельно с отчётливым гремящим звуком.

Ударный звук может находиться в диапазоне от тихого до очень громкого, и зависит от того, сколько орехов бьёт по корпусу барабана сразу. Рассеянный звук может быть произведён, когда группа орехов поражает барабан в разное время. 

 

Ашико

Западноафриканский барабан в форме усечённого конуса. Играют на ашико руками.

Родиной ашико считается Западная Африка, предположительно Нигерия, народ йоруба. Название чаще всего переводят как «свобода». Ашико использовались для излечения, при проведении ритуалов посвящения, воинских ритуалах, общении с предками, для передачи сигналов на расстояния и т. д.

Барабаны в форме ашико на Кубе называются боку и используются во время карнавалов и уличных парадов, называемых компарса.

Корпус барабана — усечённый конус, широкое основание которого затянуто кожей, а нижнее открыто. Традиционно изготовляется из цельного куска дерева твёрдой породы, но современные ашико (как и многие другие) делаются из скреплённых полос. В качестве мембраны используется чаще всего шкура козы или антилопы, реже — коровья. Степень натяжения мембраны контролируется системой верёвок и колец. Современные ашико могут иметь пластиковые мембраны. Встречаются ашико высотой от полуметра до метра с небольшим.

В противоположность джембе, где кубкообразная форма делает возможными только три основных тона, звук ашико зависит от того, насколько близко к краю (или центру) мембраны нанесён удар. В традиционной музыке ашико практически никогда не аккомпанирует джембе, поскольку это совсем разные барабаны. Встречается мнение, что ашико — это «мужской» барабан, а джембе — «женский».

 

Балафон

Ударный музыкальный инструмент, идиофон. Характерен для многих стран Африки: Мозамбик, Ангола, Бенин, Габон, Гамбия, республика Конго, Камерун, Малави, Мали, Сенегал, Чад и на Мадагаскаге.

Инструмент состоит из 15-22 прямоугольных дощечек, изготовленных из дерева Ши или других твёрдых пород. До обработки дощечки сушатся в натуральных условиях и на костре, при настройке их подпиливают до получения нужного звука. Под дощечками размещены резонаторы из горлянки. В них часто насыпают мелкие камешки или высушенные семена, что приводит к более грязному и дребезжащему звуку. Части балафона соединяются между собой кожаными ремешками.

Как и на других подобных инструментах, на балафоне играют специальными палочками. Он используется бродячими артистами-гриотами как в качестве солирующего инструмента, так и для сопровождения пения. Также балафон используется для общения.

 

Бата (барабан)

Барабан в форме песочных часов, с двумя мембранами.

Используется йоруба в ритуальных представлениях агбегиджо. Эти барабаны тесно связаны с мифологией йоруба, наделяются свойствами живого. При изготовлении барабана производятся магические обряды, вкладывается «душа» инструмента.

Барабаны могут быть использованы для общения: так как язык йоруба является тональным, для передачи простого сообщения может быть достаточно трёх различных тонов барабана и переходов между ними

В традиционный ансамбль обычно входят три барабана:

Оконколо (Okónkolo) — маленький барабан, с простой партией, который просто держит ритм. Его обычно поручают не очень опытным исполнителям.

Итотеле (Itótele) — средний барабан. Он ведёт диалог с барабаном ийа.

Ийа (Iyá) — большой барабан басового тона, играет солирующую партию ансамбля. На концах этого барабана, у мембран закреплены бубенцы. На нём играет олубата — самый опытный барабанщик, который аккомпанирует певцу akpwon и задаёт мелодию остальным музыкантам.

Бата может быть изготовлен выдалбливанием из целого ствола дерева (традиционный африканский способ), либо склеиванием из отдельных планок. Как правило для изготовления барабана используются твёрдые породы дерева.

По обе стороны бата натягиваются две мембраны из тонкой кожи (например, козьей). В традиционных бата мембраны прикреплены и натянуты с помощью полосок из кожи. В современных барабанах, изготавливающихся промышленным способом, используются крепления с помощью плетёных синтетических шнуров или металлическая система крепления.

На барабане играют сидя, положив его на колени перед собой. По большей мембране enú обычно играют правой рукой, по меньшей chachá — левой.

Валиха

Мадагаскарский народный струнный щипковый инструмент, представляющий собой полый ствол бамбука Valiha diffusa длиной от 90 до 120 см и диаметром 7—10 см, к которому снаружи прикреплены 21—24 струны; может изготавливаться также из сосны или металла. Часто называется национальным мадагаскарским инструментом. Популярность валихи привела к обособлению профессии изготовителей этого инструмента.

Валиха появилась на Мадагаскаре после миграций малайцев, она родственна нескольким малайско-индонезийским инструментам, инструментам горных народов Вьетнама и индийского округа Бастар (бхуябаджа).

Валиха использовалась в религиозных целях, для привлечения внимания добрых духов. Считается, что только инструменты определённого тембра могут помочь вызвать требуемых духов, так как они различают высоту музыкального звука.

Струны для валихи изначально представляли собой волокна бамбука, закреплённые с помощью щепок, в XXI веке при отсутствии профессиональных струн используются металлические жилы из кабелей типа боуден-троса. На восточном берегу Мадагаскара, в окрестностях Туамасины, валихи изготавляют из металлических кровельных листов, при этом их сгибают в параллелепипед, а не в цилиндр, а струны натягивают только на одной из граней, причём струны для левой и правой руки исполнителя располагают раздельно. Этническая группа антандрой и другие южные народности имеют собственную разновидность валихи «маро вани» (дословно «много струн»), которую делают из сосновых планок. Маро вани имеет прямоугольное сечение и более толстые, чем обычно, струны из жил промышленных кабелей.

Фиксированного строя у валихи нет, используется несколько местных, а также европейский равномерно темперированный.

Вамби

Струнный щипковый инструмент, распространён в Судане и в тропических странах Восточной Африки.

Корпус выдалбливается из дерева или изготавливается из высушенной тыквы, сверху прикрывается деревянной декой. Колки отсутствуют; струны одним концом привязываются к камышовым колышкам в нижней части корпуса, а другим — к гибким бамбуковым стержням, которые, стремясь выпрямиться, натягивают струны.

Употребляется как сольный инструмент и для аккомпанемента пению.

Вувузела

Рожок длиной до метра, ставший широко известным во время чемпионата мира по футболу 2010.

Вувузела была изобретена южноафриканцем Фредди Мааки в 1970 году. Он, во время просмотра чемпионата мира по футболу 1970 года, увидел, как болельщики команд использовали на матче дудки. После этого Мааки взял трубку-гудок со своего велосипеда и стал использовать её на матчах. Позже он удлинил трубку. Изобретение Мааки было поддержано южноафриканскими болельщиками, ставшими создавать трубки из всевозможных материалов, и приобрело популярность в Южной Африке в девяностых годах двадцатого века. С 2001 года компанией Masincedane Sport, владельцем которой был Нил ван Шалквик, началось промышленное производство пластиковой версии инструмента. При игре вувузела производит монотонный шум, похожий на жужжание роя пчёл. Вувузела — незаменимое «оружие» фанатов на футбольных матчах между крупнейшими футбольными клубами Южной Африки «Кайзер Чифс» и «Орландо Пайретс». При этом болельщики «Вождей» трубят в жёлтые вувузелы, в то время как болельщики «Пиратов» поддерживают свою команду с помощью черно-белых инструментов. Интересно, что на матчах чемпионата мира по футболу 2010 вувузелы всё время звучат на одной и той же высоте звука — си бемоль малой октавы. В связи с этим появились предложения «отфильтровывать» эту частоту из аудиопотока с целью повышения качества телетрансляций.

Утверждения, что вувузелы имеют глубокие корни в африканской культуре, неоднократно подвергались сомнению. Однако известно, что в племенах Африки аборигены трубили в изготовленные из рогов антилопы рожки, чтобы оповестить племя о собрании. Также вувузелы, возможно, использовались при охоте для отпугивания павианов.

Джаг

Примитивный архаический музыкальный инструмент западноафриканского происхождения. Представляет собой сосуд с узким горлышком, используемый в фольклорных ансамблях в ритмической функции или как резонатор для усиления звучания голоса. Чаще всего применяется в роли басового инструмента. Способен издавать глубокий объёмный звук, подобный звуку тубы.

Джембе

Западноафриканский барабан в форме кубка с открытым узким низом и широким верхом, на который натягивается мембрана из кожи — чаще всего козьей. По форме относится к так называемым барабанам в форме кубка, по звукообразованию — к мембранофонам. Играют на джембе руками. Ранее неизвестный Западу, со времени своего «открытия» он обрёл огромную популярность.

Джембе — традиционный инструмент Мали. Он получил широкое распространение благодаря основанному в XIII веке сильному государству Мали, откуда джембе проник на территорию всей Западной Африки — в Сенегал, Гвинею, на Берег Слоновой Кости и т. д. Тем не менее, Западу он стал известен лишь в 1950-х гг. XX века, когда музыкально-танцевальный ансамбль Les Ballets Africains, основанный гвинейским музыкантом, композитором, писателем, драматургом и политиком Фодеба Кейтаruen начал давать представления по всему миру. В последующие годы интерес к джембе быстро и сильно рос; сейчас этот инструмент очень популярен и используется в великом множестве музыкальных коллективов.
Джембе делаются только из цельного куска дерева. Существует похожий вид барабана, который делают из клеёных полос дерева, называется он ашико. Мембрана — это чаще всего козья кожа; немного реже встречается шкура антилопы, зебры, оленя или коровы. Средняя высота — около 60 см, средний диаметр мембраны — 30 см. Сила натяжения кожи регулируется с помощью верёвки (часто пропущенной через металлические кольца) или же с помощью специальных зажимов; корпус иногда украшается резьбой или росписью. Благодаря кубкообразной форме возникает эффект резонанса Гельмгольца, что обеспечивает глубокий и гулкий бас.

Играют на джембе двумя руками. Основных звука три: низкий удар (бас), высокий (тон) и шлепок-звонкий (слэп). Играющий стоит, при этом барабан подвешивается на специальный ремень или ставится на особую стойку. На джембе часто играют сидя, при этом барабан зажимается между ног. Некоторые просто садятся на лежащий на земле инструмент, однако у такой постановки есть огромный недостаток: инструмент не рассчитан на вес сидящего на нём человека и может начать трескаться, при веревочной настройке веревки могут повредиться от трения об землю, пыль и песок могут попасть внутрь барабана и повредить со временем мембрану и главное, в таком положении гораздо труднее играть за счёт того, что прилагается большее мышечное усилие предплечий.

Часто к джембе прикрепляются кессинг — специальные пластины из алюминия в форме листа. Края перфорированы и снабжены колечками, которые позвякивают при игре. Этот аксессуар создаёт сухой шумовой эффект при игре.

Игра на джембе требует умелого чередования фокусировки и рассеивания силы удара рукой: для высокого и низкого ударов необходимо напряжение, для шлепка — расслабление кисти. Традиционные ритмы играются с помощью ладоней; многие привносят игру пальцами с использованием перекатов, трения мембраны, щелчков и т. п.


Инанга

Струнный щипоквый музыкальный инструмент, распространённый в странах Центральной Африки: Уганде, Руанде и Бурунди.

Инанга изготовляется из цельного куска дерева. Инанга по внешнему виду напоминает корыто с прикреплёнными к ней струнами. Размер инанги составляет от 75 см до 1 метра в длину и около 25 см в ширину. Количество струн достигает десяти-двенадцати, но игровых из них семь, а «лишние» струны служат для компенсации игровых. Струны настраиваются пентатонически. Получается октава из пяти нот пентатоники (примерно как чёрные клавиши на пианино) плюс ещё две ноты следующей октавы. Каждая группа струн носит своё название: первые две струны — рунди imihanuro, две последние струны — рунди imyakiro, а три струны посередине — рунди y'amajwi-ihibongoza.

Инанга настраивается следующим образом: очень длинная струна с необходимыми звуковыми характеристиками закрепляется на одном конце инструмента и протягивается к его противоположному концу, в результате чего получается первая струна. На том конце струна перебрасывается через две прорези «туда-обратно» и тянется в обратном направлении на некотором расстоянии от первой струны параллельно ей. Это вторая струна. Процесс повторяется, пока не будут готовы все десять струн. Когда последняя струна натянута, свободный конец закрепляется. Поскольку невозможно абсолютно точно по нотам всё натянуть сразу, а общая длина всей верёвки после установки остаётся неизменной, то и нужны компенсационные струны. Иначе настроить инангу было бы невозможно вообще.

Впрочем, инструмент сложно настроить в любом случае, так как почти невозможно настроить одну струну, не изменив при этом тон соседних. Тогда инангу приходится перенастраивать целиком.

На инанге играют, ставя её на колени, придерживая мизинцем и перебивая за струны оставшимися пальцами левой руки и всеми пальцами правой. Большие инанги ставят на пол, немного наклоняя диагонально. Чтобы подчеркнуть ритм, исполнители постукивают ногтями по корпусу инструмента. Звук у инанги негромкий и басовитый.

Инанга главным образом сопровождает пение и исполняется соло. В Уганде и Руанде поют во весь голос, как и в других африканских странах, а в Бурунди поют шёпотом (рунди sindiramba — я не пою). Эта техника является уникальной для африканской музыки.

Калимба

Африканский музыкальный инструмент класса ламеллафонов или щипковых язычковых идиофонов. Распространён в Центральной и Южной Африке и на острове Мадагаскар.

Во времена европейской колонизации Америки калимба была завезена неграми-рабами на Кубу, где бытует до сих пор.

Разновидности ламмелофонов: калимба, малимба, маримба, санза, мбира, ликембе, тимбила и др. Подобные инструменты называют «африканское ручное фортепиано». Калимба используется в традиционных обрядах и профессиональными музыкантами в основном как аккомпанирующий инструмент. Играют отдельными звуками или аккордами. Большие калимбы придают неповторимый низкий гул живым басовым ритмам африканской музыки, маленькие издают совершенно прозрачное, хрупкое звучание, похожее на музыкальную шкатулку.

На резонаторном корпусе (бывает разной формы) размещается ряд или несколько рядов деревянных, бамбуковых или металлических пластин-язычков, служащих источником звука. У простейших образцов — плоский, у более сложных — полостной резонатор из панциря черепахи, долблёного дерева, полой тыквы и др., на резонаторной доске крепятся язычки (4-30). Высокий порожек ограничивает звучащую часть язычков. При игре (стоя, на ходу, сидя) калимбу зажимают ладонями рук, согнутых под прямым углом и плотно прижатых к бокам, или держат на коленях, большими и указательными пальцами обеих рук защипывают и отпускают свободные (верхние) концы язычков, приводя их в состояние вибрации. Калимбы бывают различных размеров; длина корпуса 100—350 мм, длина язычков 30-100 мм, их ширина 3-5 мм. Звукоряд калимбы зависит от количества язычков.

Кора (музыкальный инструмент)

Струнный щипковый музыкальный инструмент с 21 струной, распространённый в Западной Африке. По строению и звуку кора близка к лютне и арфе.

Кора изготовляется из большого калабаса, разрезанного пополам и перетянутого коровьей кожей. Это резонатор; задняя его сторона может использоваться и для поддержания ритма. Резонатор имеет небольшое отверстие. К резонатору крепится гриф с зазубринами. Звучание коры похоже на звук арфы, но при игре в традиционном стиле больше напоминает фламенко или блюзовые гитарные техники. Большим и указательным пальцами игрок перебирает струны, придерживая инструмент остальными пальцами.

Традиционная кора имеет 21 струну, одиннадцать для левой руки и десять — для правой. Современные коры могут иметь дополнительные басовые струны (до четырёх) — например, так делают на юге Сенегала. По традиции, струны изготовлялись из тонких полос кожи антилопы или другого животного. Сейчас струны делают из нейлоновой лески или используют струны для арфы. Иногда такие струны сплетают, чтобы сделать их более толстыми.

Настраивается кора посредством перемещения специальных кожаных колец на грифе. Таким образом можно настроить инструмент на одну из четырёх семинотных гамм. Эти гаммы близки к западным мажорному, минорному и лидийскому ладам.

Традиционно на коре играют гриоты — бродячие певцы, сказители и хранители легенд. Это преимущественно жители Гвинеи, Мали, Сенегала, Гвинеи-Бисау и Гамбии. Мастера игры на коре называют джали. Достигнув мастерства в игре на коре, джали должен сам сделать себе инструмент.

Кора — центральный инструмент в музыкальной традиции народа мандинка. Он часто используется вместе с джембе и балафоном.

Традиционно на коре играют гриоты — бродячие певцы, сказители и хранители легенд. Это преимущественно жители Гвинеи, Мали, Сенегала, Гвинеи-Бисау и Гамбии. Мастера игры на коре называют джали. Достигнув мастерства в игре на коре, джали должен сам сделать себе инструмент.

Кпанлого

Барабан, распространённый в Гане. Используется для сопровождения праздников и торжеств.

Корпус барабана сделан из твёрдого дерева, мембрана из кожи антилопы. Кожа крепится и настраивается с помощью специальных колышков, вставляемых в отверстие в корпусе.

Исполнитель на кпанлого должен быть изобретательным, вести музыкальный диалог (вопрос-ответ) с остальными инструментами. Партия кпанлого включает элементы импровизации, постоянную смены рисунка соответственно движениям танцора. На кпанлого играют ладонью, приёмы похожи на исполнение на конга или джембе. При игре барабан зажимают ногами и слегка наклоняют от себя.

Нгомби

Африканский музыкальный инструмент, нечто вроде арфы с десятью струнами. Струны прикреплены, с одной стороны, к деревянному корпусу-резонатору, обитому кожей, и отходящему от него сучку — с другой; сучок снабжён небольшими колышками для настройки струн. Иногда конструкцию венчает вырезанная фигурка из дерева. Первые пять струн отличаются на октаву от остальных. Играют на нгомби двумя руками — как с вокалом, так и соло.

Систр

Ударный музыкальный инструмент без определённой высоты звука.

Состоит из металлической пластины в форме продолговатой подковы или скобы, к более узкой части которой прикреплена ручка. Сквозь небольшие отверстия, сделанные по бокам этой подковы, продеты металлические прутья разной величины, концы которых загибаются крючком. Надетые на крючки металлических стержней тарелочки или колокольчики звякают или бряцают при встряхивании.

В академической музыке используется эпизодически, наряду с другими погремушками (например, в опере «Севильский цирюльник»). «Les tringles des sistres» в опере «Кармен» Бизе.

В Древнем Египте систр использовался в религиозных процессиях и других церемониалах, приуроченных к культу преимущественно Хатхор. Музыкантши, потрясающие систрами перед скульптурами божеств, именовались sekhemyt. Этот титул носила супруга фараона Сети I Туя, участвовавшая в церемониях в честь богинь Мут и Небет-Хетепет. Систр также могли использовать жрецы. Навершия систра обычно украшали изображением кошки с человеческим лицом, а на рукоятке — лицо Хатхор и богини-кошки Баст. Огромный золотой систр стоял в главном святилище Хатхор — в её храме в Дендера.

Из Древнего Египта систр попал в Шумер, Древнюю Грецию, позже в Древний Рим. Плутарх («Об Исиде и Осирисе») приписывал систру магическую роль — с помощью систра отпугивали и отражали Тифона (Сета).

До начала XX века встречался в Египте и Абиссинии.

Как культовый инструмент сохраняется в обряде Александрийской и эфиопской церквей.

Стальной барабан

Ударный инструмент с определённой высотой звука. Используется в афрокарибской музыке таких направлений как калипсо и ска. Изобретён в 1930-е гг., некоторые источники считают стальной барабан единственным неэлектронным музыкальным инструментом, изобретённым в XX веке.

Инструмент появился после принятия в Тринидаде и Тобаго закона, запрещающего мембранные барабаны и бамбуковые палки для исполнения музыки. Барабан стали выковывать из стальных бочек (в большом количестве оставшихся на пляжах после окончания второй мировой войны), из листов стали толщиной 0.8 — 1.5 мм. Настройка инструмента заключается в формировании в этом стальном листе областей, по форме напоминающих лепестки, и придания им необходимого звука с помощью молотов. Перенастройка инструмента может потребоваться один-два раза в год.

Обычно в ансамбле играют несколько разновидностей инструмента: мелодию ведёт пинг-понг, гармоническую основу образует tune boom, а bass boom держит ритм. Инструмент даже представлен в вооружённых силах республики Тринидад и Тобаго — с 1995 года существует «стальной оркестр» при оборонительных войсках, который является единственным военным оркестром в мире, использующим стальной барабан.

Уду

Африканский глиняный барабан-горшок проживающих в Нигерии племён игбо и хауса.

Глубокие, настигающие звуки, которые производил уду, многим казались «голосами предков» и первоначально его использовали в религиозных и культурных церемониях.

При ударе по отверстию издаёт глубокий низкий звук, по поверхности звенящий керамический звук. Может иметь мембрану на поверхности. С точки зрения физики — это резонатор Гельмгольца.

Шекере

Музыкальный инструмент, идиофон. Используется в африканской музыке, популярен также в музыкальных мотивах Карибских островов. Корпус инструмента изготовлен из высушенной тыквы-горлянки, а современные производители делают его из стеклопластика. Снаружи инструмент оплетён сеткой с бусами или семенами, которые добавляют характерный звук.

Музыкант держит инструмент перед собой в согнутых руках, большая часть в правой руке (для правши), а левая — поддерживает за узкий конец. На шекере можно играть разными способами: ударяя, потряхивая, вращая. Его музыкальные возможности намного шире, чем у похожего маракас.

 

Просмотрено: Запрещённые африканские барабанщики

 

Диджериду

Амбушюрный духовой музыкальный инструмент аборигенов Австралии. Один из старейших духовых инструментов в мире. Разновидность натуральной трубы, на которой методом передувания извлекают звуки натурального звукоряда.

 

История

Диджериду тесно вплетён в мифологию австралийских аборигенов, символизируя собой образ радужной змеи Юрлунгур. Игра на нём сопровождает ритуалы корробори и способствует вхождению в транс. Уникальность диджериду как музыкального инструмента состоит в том, что обычно он звучит на одной ноте (так называемый «дрон», или гудение). При этом инструмент обладает очень большим диапазоном тембра. Сравниться с ним может только человеческий голос, варган, и отчасти орган.

С конца XX века с диджериду экспериментируют западные музыканты (например, Софи Лаказ, Jamiroquai).

Большое применение диджериду получил в электронной и эмбиент-музыке. Стив Роуч одним из первых применил диджериду в эмбиенте и учился на нём играть в течение многих путешествий по Австралии в 1980-х годах. В 1992 году Aphex Twin использовал звучание диджериду в танцевальной композиции «Didgeridoo», которая стала хитом британских танцполов.


Название и этимология
 
Среди аборигенов северной Австралии существует множество названий для этого инструмента, ни одно из которых не напоминает слово «диджериду». Некоторые энтузиасты и учёные решили оставить местные названия для традиционных инструментов, и эта практика была одобрена общественными организациями аборигенов. Однако в повседневных разговорах двуязычные аборигены часто используют слово «диджериду», заменяя этим словом название инструмента в их традициях.

Слово «диджериду» считается ономатопеическим словом западного изобретения. Ранние появления слова включают появление в 1919 году в газете «Smith’s Weekly», где упоминается, как «адский диджерри», который «продуцирует лишь один звук — (голосовое) диджерри, диджерри, диджерри, и т. д.». Также слово появилось в 1919 году в «Australian National Dictionary», газете «The Bulletin» в 1924 году и в работах Герберта Бейсдоу в 1926 году.

Противоречиво альтернативное объяснение происхождения слова, согласно которому «диджериду» является искажением фразы на ирландском языке «dúdaire dubh» либо «dúidire dúth». «Dúdaire/dúidire» — существительное, которое может означать, в зависимости от контекста, «трубач», «хуммер», «крунер», «длинношеий человек», «подслушивающий» или «цепной курильщик», в то время как «dubh» означает «чёрный», а «dúth» — «местный» или «коренной».

«Yiḏaki» (иногда произносимый как «yirdaki») — одно из самых используемых названий, хотя в строгом смысле, слово используется для специфического типа инструмента, сделанного и используемого людьми йолнгу (англ. Yolngu people), проживающими в Арнем-Ленд. Однако после того, как в начале 2011 года умер человек из клана Мэнгалили, чьё имя звучало похоже на «yiḏaki», люди йолнгу стали использовать синоним «mandapul» для обозначения инструмента из уважения к умершему.

Существует большое количество других имён для диджериду. Ниже описаны самые известные:

Народ Местность Название
Энинтиляква Грут-Айленд ngarrriralkpwina
Йолнгу Арнем-Ленд Mandapul (Yidaki)
Гаппапуги Арнем-Ленд Yiraka
Джинан Арнем-Ленд Yirtakki
Ивайдя Полуостров Кобург artawirr
Jawoyn Катрин Gunbarrk
Какутю Какаду garnbak
Нгарлума Рюборн Kurmur
Наилнаил Кимберли ngaribi
Уаррэй Аделаида bambu
Мэйалай Аллигатор Риверс martba
Pintupi Центральная Австралия paampu
Аранда Алис-Спрингс Ilpirra


Устройство

Классические диджериду:

Традиционно диджериду изготавливаются после того, как в засушливый период термиты выедят мягкую сердцевину эвкалипта, образуя внутри ствола полость. Австралийские аборигены находят такие стволы, срубают, выбивают из них труху и изготавливают мундштук из пчелиного воска. Сам инструмент часто раскрашивают или покрывают изображениями тотемов племени. Длина инструментов варьируется от 1 до 2,5—3 м.

Модификации:

Современные диджериду очень разнообразны. Существуют инструменты как с постоянным диаметром трубы, так и расширяющиеся от мундштука к раструбу, а также спиралевидные диджериду и диджебоксы.

Отдельным классом идут так называемые диджерибоны — гибриды диджериду и тромбона. Диджерибон изобрёл популярный австралийский музыкант Чарли МакМахон, известный своими экспериментами по смешиванию звучания диджериду с современной музыкой. Инструмент состоит из двух трубок, одна из которых вложена в другую по принципу телескопического механизма. Такая модификация позволяет во время игры менять длину и, как следствие, тональность звука. Диджерибоны изготавливают из пластика или алюминия и раскрашивают в чёрный, жёлтый и красный цвета, традиционные для австралийских аборигенов.

Менее распространённые модификации:

Keyed Didgeridoo — диджериду, оснащённый системой клапанов наподобие саксофона, изобретённый исполнителем Грэхэмом Виггинсом.

Multidrone Didgeridoo, особенность которого заключается в специальном строении канала. У него очень узкая, длинная и постоянная по диаметру мундштучная часть, и длинный, также постоянный по диаметру раструб. Мундштук имеет особую овальную форму, благодаря которой губы получают большую свободу в движениях, их можно расслабить сильнее, чем при игре на обычном диджериду. За счёт этого инструмент издаёт сразу несколько основных дронов, и звучание приобретает мелодичность. Играть на таких диджериду достаточно сложно, требуется освоение дополнительных навыков. Инструмент изобрёл американский исполнитель Уильям Торен (англ. William Thoren).

Didjflute — диджериду с отверстиями как у флейты. Звук инструмента невыразителен, но в отличие от диджерибона, позволяет наигрывать довольно сложные мелодии.

Техника игры

Особенности инструмента:

По технике исполнения диджериду можно разделить на три категории:

для медленной, медитативной игры (тональности си, до, ре);

для быстрой, ритмичной игры (тональности фа и соль);

универсальные — как для медленной, так и для быстрой игры (тональность ми).

Звукоизвлечение

Извлечение звука при игре на диджериду происходит за счёт вибрации губ исполнителя, вызывающей колебание воздушного столба внутри канала. В процессе звукоизвлечения участвуют также щеки, язык, гортань и диафрагма.

Диджериду звучит только на одной ноте (основной тон или дрон), но обладает чрезвычайно богатым спектром обертонов (высокочастотные призвуки, по которым человеческое ухо различает тембр). Тон инструмента определяется его длиной и конфигурацией внутреннего канала. Приведём пример для прямолинейного диджериду, имеющего постоянный диаметр. Чем инструмент длиннее и уже, тем тон ниже, и наоборот — чем он короче и шире, тем тон выше. В процессе игры основной тон можно повышать или понижать на 0,5—2 тона, сильнее или слабее сжимая губы, уменьшая или увеличивая при этом силу выдоха. Степень варьирования тона зависит как от параметров самого инструмента, так и от мастерства исполнителя.

Непрерывное дыхание

При игре на диджериду применяется техника непрерывного (циркулярного, циклического) дыхания: для достижения непрерывного звучания вдох делается одновременно с выдохом. Добиться этого проще всего за счёт сжатия надутых щёк в момент вдоха. Щёки выполняют роль «мешка», аккумулирующего воздух и поддерживающего давление, необходимое для извлечения звука. Перекрыв поступление воздуха из лёгких, исполнитель может на короткое время продолжить вибрацию губ, уменьшая объём этого «мешка». Как раз в этот момент и делается быстрый, резкий вдох.

Приёмы игры

Одним из основных приёмов игры является использование так называемых «передувов». Во время попыток извлечь свой первый дрон у новичков иногда непроизвольно получается высокий, громкий звук, как у горна или трубы. Это происходит из-за чрезмерно напряжённых губ. При правильной технике передувы извлекаются быстро и коротко, расставляя акценты и образуя ритмическую составляющую.

Помимо этого очень важную роль играет язык. В процессе игры положение языка можно изменять, выделяя обертоны, однако в основном он используется для исполнения различных ритмов, например: «та-ка-ка, та-ка-ка», «туаки-туаки-туа», «та-ка-така, та-ка-та-ка-така» и т. п. Также можно разнообразить звучание диджериду посредством голоса. Опытные исполнители умеют имитировать голоса животных, звуки природы и проговаривать целые фразы, не прерывая дрон.


Просмотрено: Ханг и Диджериду



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: