Информационные источники

Используя информационные источники, заполните таблицу «Формы организации методической работы», распределив по графам формы, предложенные ниже.

 

Работа с педагогическими кадрами по реализации задач ОУ Организационно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса Работа с молодыми специалистами Передовой педагогический опыт Работа по самообра-зованию Педагогический мониторинг
           
           

Формы реализации методической работы:

· Педагогический совет

· Психолого-педагогические консилиумы

· Тематические семинары

· Семинары-практикумы

· Педагогические чтения и педконференции

· Лекторий

· Диспут или дискуссия по теме

· Деловые игры

· Методический совет

· Заседания методического объединения

· Инструктивно-методические совещания

· Совещания при директоре

· Выставки-презентации новинок педагогической литературы

· Работа над индивидуальной темой по самообразованию

· Консультирование и индивидуальные собеседования

· Создание уголков «В помощь по самообразованию»

· Материалы из опыта работы

· Публикации из периодических изданий

· Обобщение системы работы педагога

· Разработка методических рекомендаций и пособий

· Организация методических уголков, выставок, кабинетов

· Работа творческих групп

· Открытые занятий

· Неделя педагогического мастерства

· Посещение и анализ занятий педагогов

· Диагностика педагогических кадров

· Собеседование с педагогами и обучающимися

· Открытые внеклассные воспитательные мероприятия

· Научно-практическая конференция

· Педагогическая выставка

· Практикумы по разработке методики изучения и обобщения педагогического опыта

· Школа молодого педагога

· Наставничество

· Взаимопосещение занятий

· Индивидуальные консультации

· Анкетирование

· Конкурс «Лучший молодой педагог»

· Занятия-отчёты молодых специалистов

· Создание уголка «В помощь молодому специалисту»

Информационные источники

Статья «МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА»:

  https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya-rabota-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii-kak-forma-povysheniya-kvalifikatsii-pedagogicheskogo-personala

 

Семинары сегодня являются самой востребованной формой методической работы в образовательных учреждениях. Однако часто семинары по названию, по сути, таковыми не являются. Изначально семинар — это форма интерактивного обучения, которая хорошо дополняет лекцию. Обмен мнениями в течение всего семинара, открытый разговор между его участниками, то есть именно интерактивность — отличительная особенность этой формы. Если же выступающие, намеченные заранее, один за другим выходят перед пассивными слушателями с докладами, то такая форма не может быть признана семинаром. Сегодня форма общения, при которой докладчики сменяют друг друга, чаще называют конференцией.

С другой стороны, нужно четко отделять семинар от еще одной распространенной формы методической работы — круглого стола. Здесь интерактивное общение проходит особенно интенсивно. Сообщения на круглом столе должны быть очень короткими (до 5 минут), а их обсуждение, наоборот, явно превышать время выступления. На семинаре же выступления более продолжительны (15-20 минут) и примерно равны по времени с их обсуждением. Таким образом, семинар является промежуточной формой между конференцией и круглым столом.

Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы, т.к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы. Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. Педагоги имеют возможность не только освоить приёмы работы, но и сами разработать систему организации деятельности с детьми в определённых условиях. Кроме этого, в ходе семинаров-практикумов предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые в итоге позволяют выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу.

Научно-практические конференции часто становятся своеобразным подведением итогов работы коллектива образовательного учреждения, отдельных педагогов над актуальными методическими проблемами, выступают как формы выявления и обобщения лучшего практического опыта. Центральным событием конференции является доклад, сообщение. Научно-практическая конференция это форма совместной деятельности ученых, педагогов и учащихся. Главная ее цель — обобщение, ознакомление и пропаганда лучшего опыта работы, формирование собственной, исследовательской позиции, навыков проведения экспериментальной работы по учебно-педагогической проблеме. Определяющими чертами конференции являются: мно­гочисленный состав участников; наличие участников, приглашен­ных со стороны (из других школ, гимназий, лицеев, вузов, науч­ных учреждений); всестороннее освещение проблемы. Практическая часть конференции реализуется в секциях и со­стоит из просмотра фрагментов учебных занятий «вживую», на видео, моделирования учебных занятий, демонстрации приемов, методов, средств, технологий обучения. Как правило, тематика научно-практических конференций определяется наиболее акту­альными проблемами педагогики, психологии и связана с практи­ческой деятельностью учебного заведения.

Чаще всего педагогические чтения устраивают для подведения итогов за год, для того чтобы педагоги поделились своими педагогическими находками с другими. Это прекрасная форма обмена опытом. Но педагогические чтения нужно четко отделять от методических чтений. Педагогические чтения призваны обеспечить обмен опытом. Здесь принято обмениваться конкретными практическими разработками. Причем их осмысление, теоретизирование вокруг них, зачастую не нужно. Это сугубо практическое мероприятие. Именно здесь уместны разработки конкретных, пусть даже единичных уроков и мероприятий, рассказ о конкретных практических педагогических находках. На методических чтениях обмен опытом происходит на уровне педагогических методик и технологий. Ключевым словом в словосочетании «методические чтения» является «методические». Здесь конспект занятия, мероприятия сами по себе значат мало, а главным становятся методические выводы из представленного материала. Сам же материал, являясь содержанием приложения, становится примером методических выводов. На методических чтениях коллеги ждут от авторов рассказа об основных принципах, которые положены в основу их повседневного педагогического опыта; о методах, методиках и технологиях, применяемых в повседневной работе; о методических приемах. Если даже автор берет чужую методику или технологию, то коллегам интересно как она применяется в данном конкретном случае, какие возникают трудности, как их преодолеть, что можно получить в результате получения данной методики. Другими словами, каждый выступление на методических чтениях должно быть небольшими методическими рекомендациями, отражающими опыт конкретного педагога или администратора.

Творческие группы педагогов как форма методической работы возникла как результат творческих поисков новых эффективных форм обучения. В отличие от методических объединений, которые часто формируются как обязательная форма работы и характеризуются постоянным, фиксированным составом участников, и где основой общности является преподаваемый предмет, основой образования творческих групп (3-6 человек) является, прежде всего, взаимная симпатия, личная дружба, психологическая совместимость. Такие группы создаются в коллективе на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую методику, идею.

Школа молодого педагога служит для передачи опыта и его освоения начинающими специалистами. Участники школы знакомятся с занятиями своего наставника, с планами его работы и другими методическими документами, приглашают наставника на свои занятия, совместно с ним и при его консультативном участии планируют очередные занятия и мероприятия. Наставничество активно применяют для погружения молодых специалистов в атмосферу педагогического поиска, знакомства с особенностями конкретного образовательного учреждения.

Поскольку методическая работа требует наглядности, то хорошей формой ее реализации является методическая выставка. На ней педагогические работники представляют свои методические разработки. В рамках выставки может быть организовано общение педагогов по методическим вопросам (тематический педагогический совет, тематические заседания методических объединений, мастер-классы отдельных педагогов и пр.).

В методических уголках обычно отражается текущая методическая информация. В учреждениях с развитой системой методической работы при наличии свободного помещения оборудуются отдельные методические кабинеты, которые становятся основной базой для проведения всех видов методической работы и организационных форм самообразования педагогов. В методических кабинетах хранятся наиболее интересные монографии и методические пособия, картотеки педагогической литературы и т.д.

У открытых занятий особое предназначение: педагоги идут к своему коллеге, чтобы увидеть новую методику на практике; их приглашают на открытое экспериментальное занятие, когда новая методика только создается. Другими словами, открытым мероприятием решаются обе задачи методической работы — обмен опытом и поиски новых педагогических методов. Так или иначе, но открытое занятие означает не только открытые для всех гостей двери класса, но и показ нового, пусть маленького, но обязательно открытия.

При правильном выборе единой методической темы и неформальной работе по избранной проблеме, она организует, делает целостными все другие формы работы по повышению мастерства педагогических работников. Наличие единой темы, которая действительно способна увлечь, захватить все педагогов, выступает как важный и необходимый фактор сплочения коллектива единомышленников. Поэтому так важен выбор единой методической темы образовательного учреждения.

Именно на тематических педагогических советах как одном из высших органов коллективного руководства образовательным учреждением правомерно ставить важнейшие проблемы мастерства педагогов. В значительной мере эти проблемы могут не только ставиться, но и решаться на заседании педагогического совета. В рамках педсовета возможны теоретические сообщения, выступления из опыта работы педагогов, их творческие отчеты.

Из разнообразных форм методической работы в образовательном учреждении консультирование педагогов отличается особенной направленностью воздействия. Это индивидуальные и групповые консультации, консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам отдельных педагогов. Во многих образовательных учреждениях консультации проводятся по плану, составленному на учебный год. Основные консультации записываются в годовой план работы учреждения. Но при этом, обязательно отводится время на спонтанные консультации, необходимость в которых возникает довольно часто.

Дискуссия – это коллективное обсуждение теоретических вопросов для вовлечения педагогов в активное обсуждение проблем современного образования, выявления противоречий между житейскими представлениями и наукой, овладения навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.

Методический ринг отличается от дискуссии соревновательностью. С одной стороны, это хорошо, так как добавляет азарта и заинтересованности. С другой стороны, чрезмерное увлечение соревнованием превращает содержательную полемику в игру, где главная задача — выиграть, а не прояснить проблему. Для организации методического ринга часто формируют группы: оппонентов (они противостоят друг другу), поддержки (поддерживают оппонентов) и анализа (оценивает аргументированность высказываний оппонентов). При наличии двух противоположных взглядов на обсуждаемую проблему можно строить методический ринг как разновидность дискуссии.

Психолого - педагогический консилиум — одна из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.

Педагогические совещания - элемент управленческой деятельности руководства образовательного учреждения, форма работы, позволяющая использовать коллективный разум, знания и опыт специалистов для решения сложных социальных проблем; организовать обмен информацией и накопленным опытом между отдельными сотрудниками и структурными подразделениями образовательного учреждения; оперативно доводить конкретные задачи до непосредственных исполнителей.

Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога. Почему педагогу необходимо постоянно работать над собой, пополнять и расширять свои знания? Педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые десять лет. Это обязывает каждого специалиста независимо от полученного образования заниматься самообразованием. Самообразование — это первая ступенька к совершенствованию профессионального мастерства. В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия: постоянно обновляется и пополняется библиотечный фонд справочной и методической литературой, опытами работы педагогов.

Творческий отчет — форма, предусматривающая отчет о ра­боте методического формирования или конкретного педагога. Цель такого отчета состоит в систематизации процесса накопления и обобщения педагогического опыта работы внутри учебного заведения. В результате отчета методическое формирование или педагог представляют наработанные методические, дидактические, на­глядные материалы, знакомят со своими педагогическими дости­жениями, подходами в решении педагогических задач, сформиро­ванным стилем работы. Отчет может проходить в виде презентации, выставки, при­глашения в творческую лабораторию.

Лекторий – это комплекс мероприятий для распространения передового педагогического опыта среди педагогов и повышения их педагогического мастерства.

Сегодня деловая игра стала чуть ли не самой распространенной формой профессионального общения. В процессе деловой игры отрабатываются определенные профессиональные навыки, апробируются педагогические технологии, решаются сложные проблемы и организационные вопросы.

Ролевая игра — это игра-драматизация. Существенно отличается от деловой игры существованием ролей, в которых предстают участники. В такой игре часто участвуют учителя проблемных творческих групп, методических объединений, кафедр, распределяющие между собой роли учителя, учащихся, заместителя директора, директора, методиста и т. д. Руководитель игры сообщает тему, проводит инструктаж о ходе игры, фиксирует эмоциональную реакцию каждого из играющих, вводит в ситуацию и меняет ее по ходу игры. Подведение итогов проводится на основе эмоционально пережитых участниками суждений. Такая игра активизирует внимание, переживания, мышление участников. И, самое важное, учителя должны увидеть, какими возможностями обладает дидактическая игра в сочетании с эмоциональной рефлексией.

Тренинг может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара. При проведении тренинга широко специально создаются педагогические ситуации, в ходе «проживания» которых участники получают новые представления, знакомятся с новыми понятиями. Главное в тренинге — дать педагогам в действии новый опыт, которому они потом сами могут найти обоснование и применение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: