Методические указания по выполнению контрольной работы

Содержание

Содержание......................................................................................................................................... 3

1. Введение......................................................................................................................................... 4

2. Цели и задачи контрольной работы............................................................................................. 4

3. Контрольные вопросы................................................................................................................... 4

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ указания по выполнению контрольной работы....................................... 9

5. Критерии оценки выполнения заданий.................................................................................... 10

6. Список литературы...................................................................................................................... 11

ПРИЛОЖЕНИЕ 1............................................................................................................................ 12

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.............................................................................................................. 12

Природопользование и экологическая безопасность................................................................... 12

Введение........................................................................................................................................... 13

Приложение 2................................................................................................................................... 15

Введение

Природопользование является неотъемлемой частью существования человеческого общества. В процессе эксплуатации природных ресурсов неизбежно оказывается негативное воздействие на окружающую среду, проявляющееся как в истощении минерально-сырьевой базы, так и в загрязнении окружающей среды. На сегодняшний день негативное воздействие человечества на окружающую природную среду достигло масштабов, при которых возникает реальная опасность разрушения биосферы планеты. Это придает особую актуальность вопросам совершенствования системы природопользования. Экологическая безопасность - одна из основных составляющих национальной безопасности, определяет права человека на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и обеспечивает необходимые условия для воспроизводства природных ресурсов путем регулирования техногенной деятельности.

Программа учебной дисциплины «Природопользование и экологическая безопасность» построена на следующих принципах:

· рассмотрение проблем экологии, связанных с развитием промышленного производства;

· изложение нормативно-правовой базы управления природопользованием и охраной окружающей среды;

· изучение путей повышения эффективности природоохранной деятельности;

· изучение основных принципов и методов природообустройства

Природопользование и природообустройство как учебная дисциплина опирается на курсы «Экология», «Экономика природопользования», «Теоретические основы прогрессивных технологий», «Экологический менеджмент».

Цели и задачи контрольной работы

Целью написания контрольной работы является овладение теоретическими знаниями и практическими навыками в сфере рационального природопользования и природообустройства. Выполнение контрольной работы позволяет получить навыки по самостоятельному поиску и изучению информации, в том числе и в области постоянно обновляющейся нормативно-правовой базы природопользования, природообустройства и охраны окружающей природной среды.

Контрольные вопросы

1. Основные принципы экологии – законы Барри Коммонера. Примеры действия этих законов.

2. Экологические факторы и их классификация. Воздействие на организм. Связь экологических фактов с антропогенной деятельностью.

3. Экологические адаптации и их пределы. Связь пределов адаптационных возможностей организмов с экологическим нормированием.

4. Понятие о популяции. Параметры и свойства популяции. Виды адаптаций на уровне популяций. Связь адаптационных процессов в популяциях с антропогенным воздействием

5. Типы роста популяций. Связь скорости роста популяции с возможной интенсивностью ее эксплуатации.

6. Биотический потенциал популяции. Зависимость допустимого уровня интенсивности эксплуатации от величины биотического потенциала популяции.

7. Понятие о биоценозе. Факторы, влияющие на устойчивость биоценоза к внешним воздействиям, в том числе антропогенным.

8. Пищевые цепи и пищевая сеть в биоценозе. Их влияние на устойчивость биоценоза. Связь биоразнообразия с устойчивостью биоценоза.

9. Продуктивность биоценоза. Виды продуктивности. Связь величины продуктивности с хозяйственной значимостью биоценоза.

10. Понятие об экосистеме. Классификация экосистем. Факторы, влияющие на устойчивость экосистем.

11. Понятие о биосфере. Состав и структура биосферы. Продуктивность биосферы и ее значение для природопользования.

12. Биогеохимические циклы в биосфере. Связь природопользования с важнейшими биогеохимическими циклами в биосфере.

13. Понятие о природопользовании. Виды и формы природопользования.

14. Лесопользование. Виды лесопользования. Правовое регулирование лесопользования.

15. Недропользование. Виды недропользования. Правовое регулирование недропользованием в РФ.

16. Водопользование. Виды водопользования. Правовое регулирование водопользования в РФ.

17. Землепользование. Виды землепользования. Правовое регулирование землепользования в РФ.

18. Пользование объектами растительного и животного мира. Виды пользования объектами растительного и животного мира. Правовое регулирование пользованием объектами растительного и животного мира в РФ.

19. Основные виды воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.

20. Понятие об экологическом аспекте. Примеры.

21. Рациональное природопользование. Основные принципы рационального природопользования.

22. Природные ресурсы и их классификация. Особенности использования различных видов природных ресурсов.

23. Государственное регулирование природопользования: экономический, административный и правовой механизмы.

24. Понятие природно-ресурсной политики. Административные средства управления природопользованием.

25. Лицензирование и лимитирование деятельности в природопользовании.

26. Основы экономического регулирования в области использования природных ресурсов. Экономические механизмы стимулирования перехода к рациональному природопользованию.

27. Принципы оценки эколого-экономического ущерба и порядок его возмещения. Принципы оценки стоимости природных ресурсов.

28. Методы определения состояния объектов природопользования и динамики изменения этого состояния.

29. Понятие об экологическом мониторинге, его целях и задачах.

30. Государственные кадастры объектов природопользования. Государственный земельный кадастр, порядок его ведения.

31. Государственный кадастр месторождений полезных ископаемых. Государственный лесной кадастр. Государственный водный кадастр.

32. Использование кадастров в природопользовании.

33. Мониторинг объектов природопользования, виды и методы мониторинга. Мониторинг состояния природных ресурсов. Единая государственная система экологического мониторинга.

34. Общие принципы и объекты природообустройства. Инженерные системы природообустройства.

35. Мелиоративные мероприятия. Природозащитные мероприятия.

36. Природные техногенные комплексы (ПТК), их виды. Этапы создания и функционирования ПТК.

37. Прогнозирование процессов в эколого-экономических системах и роль этого прогнозирования в природообустройстве.

38. Пути восстановления природноресурсного потенциала территорий.

39. Экологическая оценка, ее этапы, и роль в сохранении природноресурсного потенциала.

40. Закон РФ «Об экологической экспертизе». Роль экологической экспертизы в обеспечении рационального природопользования. Объекты экологической экспертизы.

41. Экологический контроль. Виды экологического контроля. Задачи и объекты экологического контроля.

42. Оценка устойчивости и восстановительной способности экосистемы.

43. Понятие о загрязнении. Виды загрязнений, механизм их образования и особенности воздействия на окружающую среду.

44. Принципы определения предельных допустимых уровней воздействия хозяйственной деятельности на природные объекты.

45. Основные виды природоохранных мероприятий и подходы к определению эффективности их использования. Природоохранные системы и сооружения.

46. Физико-химические принципы удаления загрязнителей. Понятие о рециклинге и замкнутых технологических циклах.

47. Основы охраны атмосферы от загрязнений. Система мероприятий по инженерной защите воздушного бассейна от загрязнений.

48. Рекультивация рек и водоемов. Нормативно допустимые сбросы загрязняющих веществ в водный объект. Нормирование качества воды для различных видов водопользования.

49. Рекультивация земель, виды; методы рекультивации нарушенных и загрязненных земель. Особенности рекультивации земель в рамках крайнего Севера. Очистка земель, загрязненных нефтепродуктами.

50. Понятие о системе экологического менеджмента на предприятии природопользования. Роль системы экологического менеджмента в обеспечении рационального природопользования.

51. ISO 14000 – серия международных стандартов системы экологического менеджмента на предприятиях и в компаниях, их роль в планировании рационального природопользования.

52. Экологический аудит и его роль в обеспечении рационального природопользования.

53. Получение, обработка и использование информации о состоянии окружающей среды. Оценка интенсивности техногенного воздействия на окружающую среду и принципы снижения негативного влияния этого воздействия.

54. Прогнозирование состояния природных объектов. Принципы выработки стратегии управляющих воздействий в природопользовании.

55. Экологическая безопасность, экологический кризис и экологическая катастрофа. Определения. Примеры.

56. Экологические индикаторы. Основные требования, предъявляемые к ним. Примеры применения экологических индикаторов состояния окружающей среды.

57. Понятие о предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в атмосфере.

58. Принципы и правила охраны природы.

59. Атмосфера Земли и ее газовый состав, защитные функции атмосферы. Автотранспорт, как один из основных источников загрязнения атмосферы.

60. Основные загрязнители атмосферы. Их влияние на организм человека, растительный и животный мир, здания, сооружения и материалы. Способы предотвращений загрязнения атмосферы.

61. Загрязнение гидросферы. Проблема нефтяных загрязнений.

62. Динамика содержания кислорода в воде при загрязнении водоема. Механизмы самоочищения водоемов. Влияние ионов тяжелых металлов на скорость самоочищения водоемов.

63. Тепловое загрязнение, последствия. Основные способы очистки сточных вод от загрязнения.

64. Виды эрозии почв. Причины ускоренной эрозии почв. Способы предотвращения эрозии почв. Способы защиты почв от загрязнения.

65. Вопросы охраны природы в законодательных актах РФ.

66. Экологические принципы безопасного взаимодействия природы и общества.


 


Таблица 1

Выбор номеров вопросов выполнения контрольного задания

Последняя цифра номера зачетной книжки

Предпоследняя цифра номера зачетной книжки

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
1. 1; 21; 22 2; 23; 24 3; 25; 26 4; 27; 28 5; 29;30 6; 31; 32 7; 33; 34 8; 35; 36 9; 37;38 10; 39; 40
2. 11;41;51 12;42;52 13;43;53 14;44;54 15;45; 55 16;46;56 17;47;57 18;48;58 19;49;59 20;50;60
3. 3;16;61 4;17;62 5;18;63 6;19;64; 7;20;65 8;21;28 9;22;29 10;23;30 11;24;31 12;25;32
4. 4;24;33 5;25;34 6;26;35 7;27;36 8;28;37 9;29;38 10;30;39 11;31;40 12;32;41 13;33;42
5. 5;34;43 6;35;44 7;36;45 8;37;46 9;37;47 10;38;48 11;39;49 12;40;50 13;41;51 14;42;52
6. 6;43;53 7;44;54 8;45;55 9;46;56 10;47;57 11;48;58 12;49;59 13;50;60 14;51;61 15;52;62
7. 7;53;63 8;54;64 9;55;65 10;56;66; 11;57;7 12;58;8 13;59;9 14;60;10 15;61;11 16;62;12
8. 8;63; 12 9;64;13 10;65;14 11;66;15 12;7;16 13;8;17 14;9;18 15;10;19 16;11;20 17;12;21
9. 9;13;22 10;14;23 11;15;24 12;16;25 13;17;26 14;18;27 15;19;28 16;20;29 17;21;30 18;22;31
0 10;23;32 12;24;33 13;25;34 13;26;35 14;27;36 15;29;37 16;29;54 17;30;55 18;31;56 18;32;57




МЕТОДИЧЕСКИЕ указания по выполнению контрольной работы

При изучении дисциплины студенты должны:

· Овладеть основами экологически ориентированного природопользования.

· Ознакомиться с технологиями улучшения, восстановления и охраны окружающей среды.

· Освоить принципы и методы предотвращения негативного воздействия на окружающую среду в целом и в частности методы предотвращения загрязнения, способы очистки и регенерации грунтов, почв, водных и газовых сред.

· Изучить методы восстановления нарушенных экосистем, в том числе биологического разнообразия в экосистемах.

· Изучить принципы рационального природопользования

· Усвоить современные экологические требования к предприятиям природопользования и механизмы регулирования интенсивности воздействия промышленной деятельности на окружающую среду.

· Освоить основные пути решения экологических проблем и методы повышения эффективности природопользования.

· Изучить современную нормативно-правовую базу систем экологического менеджмента и охраны окружающей среды.

· Изучить экономические механизмы обеспечения рационального использования природных ресурсов

 

Контрольное задание включает в себя три вопроса. При ответе на каждый из вопросов необходимо использовать первоисточники и лекционный материал. При этом объем ответа по каждому из вопросов не должен быть мене 2 страниц печатного текста. Размер шрифта – 12 кегель, межстрочный интервал – полуторный. В тексте работы необходимо давать ссылки на использованную литературу.

Текст работы должен быть написан научным стилем с соблюдением всех правил орфографии, синтаксиса, пунктуации. Для него должны быть присущи логика, объективность, точность, ясность, и вместе с тем, краткость изложения.

Нежелательно использовать слова, выражающие экспрессию, имеющие ярко выраженную художественную, образную направленность (кроме тех случаев, когда это предусмотрено тематикой работы).

Контрольная работа должна быть оформлена в соответствие со стандартными требованиями. На титульном листе указывается название дисциплины и данные об авторе работы, включая шифр специальности, номер группы и контактный телефон. В заключение работы должен прилагаться список использованной при подготовке литературы, содержащий не менее 5 источников.

Результаты выполнения контрольной работы рекомендуется присылать на электронный адрес, указанный преподавателем. В отдельных случаях по согласованию с преподавателем на проверку принимается распечатанная форма контрольной работы.

Выбор номера темы контрольного задания осуществляется студентом самостоятельно в соответствии с двумя последними цифрами номера зачетной книжки по таблице 1.

Контрольная работа должна включать в себя следующие элементы:

· титульный лист;

· содержание;

· ответы на вопросы контрольного задания;

· список использованной литературы.

Образец оформления титульного листа контрольной работы представлен в приложении 2 настоящих методических указаний. На второй станице размещают «Содержание», которое включает формулировки всех вопросов контрольного задания и «Список литературы». В «Содержании» указывают номера страниц, с которых начинаются эти элементы. Далее следуют ответы на вопросы контрольного задания: после формулировки вопроса должен быть представлен текст ответа на него, содержащий в квадратных скобках ссылки на литературные источники, например, [3]. Завершается работа «Списком литературы», который должен быть оформлен в соответствии с действующими правилами оформления библиографического описания (ГОСТ 7.1. - 2003) и содержать следующие элементы: фамилия и инициалы автора, наименование работы, где издана работа, издательство, год издания, количество страниц.

При выполнении контрольного задания необходимо соблюдать следующие правила:

· На титульном листе указать номер контрольного задания, наименование дисциплины, фамилию и инициалы исполнителя, шифр студенческого билета и домашний адрес.

· Оформление задания должно выполняться на компьютере размер страницы должен соответствовать формату А4.

· Ответы должны быть лаконичными, но четко обоснованными. Рекомендуется для ответа на один вопрос использовать не более 2- 3-х листов текста, набранного кегелем 12.

· Номера заданий и названия тем переписывать в порядке, указанном в задании.

· При ответе на вопросы своего варианта задания необходимо ссылаться на использованные литературные источники, список которых должен быть приведен в конце работы. Ссылки по тексту даются в квадратных скобках или в виде сносок.

· Работы должны быть подписаны, датированы и представлены на проверку в университет.

· Контрольная работа должна быть набрана на компьютере и сохранена в формате MS Word. На всех страницах работы справа следует оставить поля по 25 мм для пометок и замечаний проверяющего преподавателя. Страницы контрольной работы необходимо пронумеровать. Первой страницей считается титульный лист, на котором номер страницы не ставится. Общий объем работы – до 15 страниц в расчете на формат бумаги А-4 (297х210 мм) и изложение текста 14 кеглем через 1,5 интервала.

· На проверку контрольную работу следует сдать на кафедру региональной экономики и природопользования или на электронный адрес, указанный преподавателем не позднее 15 дней до официальной даты зачета.

· Распечатывать работу рекомендуется после ее одобрения преподавателем.

Руководство процессом написания контрольной работы осуществляет обладающий методическим опытом, педагогической и научной квалификацией преподаватель учебной дисциплины. Он оказывает помощь студенту при составлении плана работы, совместно со студентом намечает пути информативного поиска.

Преподаватель учебной дисциплины вправе осуществлять систематический контроль за ходом выполнения работы.

       Примечание: необходимая совместная работа студента и преподавателя строится на основе самостоятельной работы студента. В задачи педагога входит: помощь в составлении плана работы, рекомендации основной литературы и возможных способов регистрации, анализа информации, обсуждение возникших вопросов.

Всю ответственность за содержание и качество оформления контрольной работы несет студент-исполнитель.

Если работа не рекомендована к собеседованию, ее нужно выполнить повторно в соответствии с указаниями рецензента и представить на рецензирование вместе с незачётной работой.

Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, не будет зачтена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: