Электронные издания (электронные ресурсы)

Практическая работа № 11

Тема: Философия истории: закономерность общественного развития.

Цель: усвоение закономерностей общественного развития, разобраться в вариантах постановки и решения проблем человека, общества.

Комплексно-методическое обеспечение (КМО)

Мультимедийный проектор

2) Печатные издания:

1. Ивин А.А. Основы философии [Текст]: Учебник / А.А. Ивин,                         И.П. Никитина. – М.: Юрайт, 2016. – 478 с.

2. Матяш Т.П. Основы философии [Текст]: Учебник / Т.П. Матяш,               Л.В. Жаров, Е.Е. Несмянов. – Ростов н/Д, Феникс, 2017. – 320 с.

3. Горелов А.А. Основы философии [Текст]: Учебник для СПО – М.: Академия, 2016. -  257 с.

4. Основы философии [Текст]: Учебник / под ред. В.П. Кохановского. – М.: КноРус, 2016. – 240 с.

Электронные издания (электронные ресурсы)

1. Гуревич П.С. Основы философии: учебник [Электронный ресурс]. – М.: КноРус, 2015. Режим доступа:  http://www.book.ru/book/916566

2. Ивин, А.А. Основы философии [Электронный ресурс]: учебник для СПО / А.А. Ивин, И.П. Никитина. – М.: Юрайт, 2018. – 478 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru

3. Зайкина Т.В. Философия. Основы философских знаний [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов технических ВУЗов (по всем направлениям подготовки бакалавров)/ Зайкина Т.В. – Электрон. Текстовые данные. – Самара: Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2017. – 56 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/75399/.html. – ЭБС «IPRboks»

 

Задание №1 Вы знаете, что является объективным критерием прогресса. какие критерии прогресса называют авторы приведенных высказываний? согласны ли вы их точкой зрения? apryментируйте свой ответ.

Н. Г. Чернышевский: «прогресс основывается на умственном развитии; коренная сторона его прямо и состоит в успехах и раз- витии знаний. приложением лучшего знания к разным сторонам практической жизни производится прогресс и в этих сторонах… стало быть, основная сила прогресса - наука; успехи прогресса соразмерны степени совершенства и степени распространенности знаний».

В наиболее общем виде суть взглядов Чернышевского на роль науки, знания в историческом развитии представляется в таком виде: "Прогресс основывается на умственном развитии, коренная сторона его прямо и состоит в успехах и развитии знаний. Приложением лучшего знания к разным сторонам практической жизни производится прогресс и в этих сторонах. Например, развивается математика, от этого развивается и прикладная механика /.../. Развивается химия; от этого развивается технология; от развития технологии всякое техническое дело идет лучше прежнего. Разрабатывается историческое знание; от этого уменьшаются фальшивые понятия, мешающие людям устраивать свою общественную жизнь, и она устраивается успешнее прежнего. Наконец, всякий умственный труд развивает умственные силы человека, и чем больше людей в стране выучивается читать, получает привычку и охоту читать книги, чем больше в стране становится людей грамотных, просвещенных, тем больше становится в ней число людей, способных порядочно вести дела, какие бы то ни было, значит, улучшается и ход всяких сторон жизни в стране. Стало быть, основная сила прогресса наука, успехи прогресса соразмерны степени совершенства и степени распространенности знаний. Вот что такое прогресс результат знания"

 

А.И. Герцен: «Прогресс человека – процесс содержания мысли»; «Прогресс –неотъемлемое свойство созидательного развития, которое не прерывалось; это деятельная память и усовершенствование людей общественной жизнью». Герцен формулирует свою мысль не только предельно чётко и ёмко, но и эстетично, как всякий раз бывало, когда речь заходила о значимых для него идеях.

На первый взгляд мысль может показаться проявлением крайнего алогизма, за что не раз и упрекали её автора.Чтобы убедиться в неправомерности (или правомерности) таких упрёков, надо воспринимать её «в связке» с другими идеями и суждениями Герцена об истории, – теми, что являются её конкретизациями, включёнными, как может показаться на первый взгляд, в разные контексты, но смыслово возвращающих каждый раз к ней как к исходной идее

 

П.Л. Лавров: «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости – вот краткая формула, обнимающая, как мне кажется, все, что можно считать прогрессом».

Говоря о цене прогресса, Лавров обращал внимание на то, что в истории часто упоминают о героях, гениальных личностях, забывая о тех условиях, при которых они действовали и при которых человечество было «осчастливлено» их появлением. «Для того чтобы эта маленькая группа могла образоваться, – замечал Лавров, – необходимо было, чтобы среди большинства, борющегося ежечасно за своё существование, оказалось меньшинство, обеспеченное от самых тяжких забот жизни». И не столь уж важно, что человечеству прогресс меньшинства обошёлся дорого.

Н.Г. Чернышевский: «Прогресс – стремление к возведению человека в человеческий сан». Я считаю эту проблему актуальной во все времена, так как зачастую, сосредотачивая внимание на научно-технической стороне прогресса, люди забывают о другой ничуть не менее, а может и более важной его составляющей. А именно, забывают о «возведении человека в человеческий сан». Под «человеческим саном» Н.Г. Чернышевский понимает как некий высоконравственный идеал человека, так и человека, обладающего необходимым спектром прав, ничем не обделенного и самое главное – свободного. Я согласна с мнением автора, ведь по мере изменения жизни вокруг и самому человеку приходится изменяться, пересматривать свои ценности, корректировать и расширять нормы морали. И я считаю, что эти изменения должны быть направлены на совершенствование морального облика человека и человечества, ведь в противном случае, эти изменения нельзя назвать прогрессом.

 

 

Л.Н. Толстой: «Общественный прогресс истинный – в большем и большем единении людей».

Прогресс - направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализа, отвлечения и обобщения. А животный закон борьба - борьба за существование. Разум должен доминировать над борьбой за существование, иначе вместо прогресса наступит регресс. Разум в истории человечества играет важную роль.

 

Ф.Д. Рузвельт: «Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало».

Прогресс в самом общем принципе означает резкое улучшение чего-либо, характеризуя общественный процесс, Рузвельт предложил интересный критерий, опираясь на то, что именно у наименее защищенных слоев населения должно увеличиваться количество благ, тогда – это прогресс.

Я считаю, что это правильно – это только укрепляет общество.

Б. Ауэрбах: «неудовлетворенность – источник не только страданий, но и прогресса в жизни отдельных людей и целых народов».

В каждом обществе существует определенный средний уровень развития сознания, вокруг которого организована этика культуры, нормы, правила и основные институты. Этот средний уровень обеспечивает единство культурного и социального в рамках данного общества…Культурный средний уровень действует как сдерживающий и стабилизирующий фактор развития. Если личность в своем развитии ниже среднего уровня, он подтягивает ее вверх.

Если человек пробует выйти на уровень выше, средний уровень культуры работает как сдерживающий фактор. Поэтому люди, вышедшие за рамки среднего уровня сознания, …чаще всего обладают не только неординарным мышлением и способностями, но и мужеством, волей, настойчивостью, помогающими отстаивать свои передовые взгляды, новаторские идеи, мировоззренческие позиции

Вывод: В ходе практической работы, я разобралась в вариантах постановки и решения проблем человека, общества. Ознакомилась с понятием объективного критерия прогресса. Объективные критерии прогресса – развитие производительных сил, включая развития самого человека при условии, что эти процессы не наносят ущерба природе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: