В ходе практической работы оценивается планируемый результат – готовность к представлению позитивного опыта реализации концепций преподавания учебных предметов (концепций предметных областей) в профессиональных сетевых сообществах.
Задание для слушателей.
1. Зарегистрируйтесь на сайте ГБУ ДПО ЧИППКРО в «Сетевом сообществе педагогов» https://ipk74.ru/projects/set-soob-ped/
2. Ознакомьтесь с содержанием форума.
3. Разместите сообщение(я), посвященные реализации концепций преподавания учебных предметов (концепций предметных областей). Сообщения могут содержать:
- суждения, как можно использовать положения Концепции для улучшения образовательного процесса;
- краткое описание собственных методов и стратегий использования различных положений Концепции для улучшения образовательного процесса;
- опыт по использованию подходящих ресурсов для достижения поставленных Концепцией задач;
- возможные проблемы реализации Концепции и способы их преодоления;
- примеры творческого решения учебных задач, обеспечивающих реализацию требований Концепции.
Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления преподавания учебного предмета, предметной области в Российской Федерации.
В условиях введения ФГОС общего образования с целью обновления содержания и методики преподавания отдельных учебных предметов на федеральном уровне разрабатываются предметные концепции, а также Планы («дорожные карты») их реализации.
В соответствии с перечнем поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного совета РФ от 23 декабря 2015 года № Пр-15ГС (п. 1 «а») в настоящее время идет работа по обновлению содержания и технологий преподавания учебных предметов, в т.ч. по разработке и реализации Концепций модернизации содержания и технологий преподавания учебных предметов.
Что определяет предметная концепция:
- место учебного предмета, предметной области в системе знаний школьников о современном мире;
- цели и задачи реализации учебного предмета, предметной области;
- основные содержательные линии учебного предмета, предметной области;
- приоритетные направления, методы в преподавании учебных предметов (предметных областей);
- требования ФГОС к результатам обучения (личностным, предметным, метапредметным) по основным образовательным программам;
- требования к кадровым условиям реализации основных образовательных программ в соответствии с ФГОС;
- рекомендации по использованию действующих учебников и учебно-методических комплектов, по разработке новых, включая электронные образовательные ресурсы, мультимедийные средства;
- наиболее эффективные подходы к преподаванию учебного предмета, предметных областей, способствующих повышению качества преподавания, рекомендации по их использованию с учетом региональной специфики.
Чтобы все это реализовать на практике, педагогический коллектив нашей школы старается создать систему требований не к предметному содержанию, а ко всей образовательной системе. В основе деятельности лежит методологическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает переход:
от прежнего определения цели обучения - усвоения знаний, умений и навыков – к новому её определению: формирование опыта самостоятельного познания, т.е. в основе урока должен лежать не принцип «учу предмету», а принцип «учу ребенка»;
переход от предметного содержания, оторванного от жизни, к обучению в контексте решения значимых жизненных или профессионально ориентированных задач.
Основную цель образования мы видим в развитии личности обучающихся посредством формирования у них универсальных учебных действий, создания условий для развития творческих способностей и приобретения опыта деятельности. Поэтому требования к результатам освоения ООП сформулированы в виде системы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Посещая уроки коллег, наблюдаешь внедрение новых требований к уроку как основной форме организации учебного процесса. Основными методическими принципами современного урока являются:
субъективация, когда ученик становится равноправным участником образовательного процесса;
метапредметность – формируются универсальные учебные действия;
деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);
рефлексивность – учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);
импровизационность – учитель бывает готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения.
То есть методы обучения приобретают характер открытых образовательных технологий, обеспечивающих реализацию требований Стандарта. Вот основные технологии, применяемые в процессе образовательной деятельности: информационные и коммуникационные технологии; проблемно-диалогическая, проектная технология и технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.
Мы живем в информационном мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, поэтому педагоги владеют данными технологиями и обеспечивают формирование ИКТ-компетентности у обучающихся. Практически не бывет уроков без использования информационно-коммуникационных технологий на любом этапе урока.
Одной из наиболее эффективных технологий является проектная технология. Она позволяет учителю создавать педагогические ситуации по различным основаниям и на основе различного предметного содержания. В основе лежит идея получения результата, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Т.е. данная технология позволяет создать условия деятельности, максимально приближенные к реальным, обеспечивая формирование метапредметных результатов.
Другой актуальной технологией, позволяющей обеспечить достижение планируемых результатов является технология проблемного диалога. Данная технология позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» нового знания. Технология проблемного диалога универсальна, применяется на любом уроке и любой ступени.
Использование учителем технологии дифференцированного обучения также обеспечивает достижение обучающимися планируемых результатов освоения ООП.
Педагоги используют несколько моделей дифференцированного обучения. Модель уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов заложена в Стандарте. В её основе лежит принцип мини-макса. Где максимальный уровень – это уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику и стандартный уровень обязательной общеобразовательной подготовки – т.е. тот уровень, который, должен достичь каждый обучающийся.
Организация образовательного процесса
При организации образовательного процесса мы имеем иметь в виду, что «особенностью содержания современного основного общего образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности».
В связи с этим постарались провести переориентацию всего образовательного процесса на формирование и оценку сформированности универсальных учебных действий.Следовательно, особое внимание уделяется изменению формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной, исследовательской методике преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов.
Также обратили внимание на требуемую стандартом максимальную насыщенность урочных и внеурочных занятий разными видами проблемной познавательной деятельности, использование развивающего и проблемного обучения. Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам составляет 60-80%. С целью недопущения перегрузок учащихся учителя чередуют во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 5-9 классах — 10-15 минут.
Конечно, необходимо учитывать, что требования ФГОС ООО (системно-деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный и метапредметный подходы, расширение внеурочных форм учебной деятельности, качественное изменение системы оценивания, учет возрастных особенностей школьников с обеспечением насыщенной информационно-образовательной средой и т.п.) не всегда укладываются в существующий формат образовательного процесса (формат стабильного линейного расписания учебных занятий, формат традиционной модели разработки учебного плана).
Хорошо было бы образовательный процесс строить на основе динамичного нелинейного расписания, предполагающего чередование урочных и внеурочных занятий в течение полного учебного дня.
В школе организована внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС, которая осуществляется через:
учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
Требования к результатам освоения ООП
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Детализацию требований к результатам освоения общеобразовательных программ мы ориентировали на обеспечение следующих интересов:
• поддержание содержательной части предметных областей в актуальном состоянии, соответствующем современным достижениям науки и техники, потребностям рынка труда и социальным аспектам, ключевым стратегиям образовательной политики и экономического развития государства;
• поддержание единства образовательного пространства, в том числе через преемственность содержания и образовательных результатов освоения образовательных программ;
• формирование у учащихся компетенций, включающих в себя: понимание предметного материала и предметную грамотность; ключевые группы когнитивных, коммуникативных и проектных умений;
• формирование у учащихся умений и навыков в освоении системы предметных знаний; применения, переноса и интеграции знаний; решения проблем; развитии коммуникации; саморегуляции и рефлексии; ценностно-смысловых ориентиров;
• формирование у учащихся функциональной грамотности (языковая грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ-грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность) как способности и возможности обучающихся использовать имеющиеся умения и запас знаний при решении широкого круга жизненных задач;
• формирование ключевых групп умений, включающих критическое мышление, творческую активность, умения общаться и умения работать в команде.
Педагогическим работникам и администрации школы результаты детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения позволили приобрести необходимую информацию для разработки основных образовательных программ, рабочих программ по учебным предметам, оценочного инструментария.
На основе обновленных ФГОС в части конкретизации содержания образования мы выработали стратегию реализации образовательной деятельности по учебным предметам и сопоставили ее отдельные элементы, выстроив оптимальную последовательность их изучения, распределив учебную нагрузку.
Все это используется для оценки успешности работы школы и отдельного педагога, при планировании своей деятельности по выработке мер, связанных с обеспечением предоставления качественного общего образования.
Родители и законные представители обучающихся, а также все заинтересованные лица получили доступ к конкретизированным требованиям, предъявляемым к предметным результатам обучения и смогли совместно со школой планировать деятельность по обеспечению достижения их детьми должного уровня и качества образования.
Надеемся, что внедрение детализированных требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения обеспечит планомерное и системное совершенствование не только содержания общего образования (начального общего образования, основного общего образования), но и системы образования в целом.






